Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:38, реферат
Абрахам Маслоу родился в Бруклине (штат Нью-Йорк) в 1908 г. Он учился на психологическом факультете Висконсинского университета и стал сначала стипендиатом Карнеги в колледже, готовившем преподавателей колледжей, затем адьюнкт-профессором психологии в Бруклинском колледже. В середине тридцатых годов он приступил к работе над тем, что стало основным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г. Как пишет сам Маслоу, «мне хотелось синтезировать холистический, динамический и культурный подходы, которые были столь популярны у молодых психологов того времени.
В итоге можно сделать
вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за
своими подчиненными, чтобы решить, какие
активные потребности движут ими. Поскольку
со временем эти потребности меняются,
то нельзя рассчитывать, что мотивация,
которая сработала один раз, будет эффективно
работать все время. В таблице 1 в сводном
виде перечислены некоторые способы, при
помощи которых руководители могут удовлетворить
потребности высших уровней у своих подчиненных
в ходе трудового процесса.
Таблица 1 Методы удовлетворения потребностей высших уровней
Социальные потребности |
1.Дайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться 2.Создайте на рабочих местах дух команды 3.Проводите с подчинёнными периодические совещания 4.Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не 5.наносят организации реального ущерба 6.Создайте условия
для социальной активности |
Потребности в уважении |
1.Предлагайте подчинённым более содержательную работу 2.Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами 3.Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчинёнными результаты 4.Привлекайте подчинённых к формулировке цели и выборке идеи 5. Делегируйте подчинённым дополнительные права и полномочия 6.Продвигайте подчинённых по служебной лестнице 7.Обеспечивайте обучение и переподготовку |
Потребности в самовыражении |
1.Обеспечивайте подчинённым возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал 2.Давайте подчинённым сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи 3.Поощряйте и развивайте у подчинённых творческие способности |
4. Критика теории Маслоу
Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей пo Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Эдвард Лоулер напротив ввел иерархическую структуру индивидуальных потребностей — предпочтений, которую человек формирует на основании своего прошлого опыта. Так, исходя из своего прошлого опыта, один человек может быть более всего заинтересован в самовыражении, в то время как поведение другого, вроде бы схожего с ним и также работающего, будет в первую очередь определяться потребностью в признании, социальными потребностями и потребностью в безопасности. Некоторые люди, например, были настолько потрясены великой депрессией 30-х г., что потом (хотя им и удалось разбогатеть) всю жизнь доминирующей у них оставалась потребность в безопасности.
В итоге, как отмечает Митчелл: «Руководители должны
знать, что предпочитает тот или иной сотрудник
в системе вознаграждений, и что заставляет
какого-то из ваших подчиненных отказываться
от совместной работы с другими. Разные
люди любят разные вещи, и если руководитель
хочет эффективно мотивировать своих
подчинённых, он должен чувствовать их
индивидуальные потребности».
Заключение
Теория иерархии потребностей Маслоу
вызывает ряд вопросов. Говоря словами
Роуза, «статус концепции иерархии потребностей
неясен. Если мы будем исходить из реальности
этих нужд, каким образом мы сможем убедиться
в их существовании? Как и всякая психологическая
система, они не доступны методам непосредственного
наблюдения. Соответственно, мы должны
прибегать к косвенным методам. Например,
если мы видим, что человек стремится к
достижению определенного статуса, значит,
он испытывает потребность в самоутверждении.
Но на деле все подобные построения неудовлетворительны.
Мы можем также предположить, что стремление
к достижению некоего статуса не является
конечной целью, что конечной целью является
намерение получить большее влияние и
власть. Можем ли мы ответить на вопрос,
какие потребности реальны, а какие нет?».
Маслоу допускал, что, помимо пяти названных
основных потребностей, могут существовать
и эстетические потребности. Кроме того,
Какабадзе, Людлов и Винникомб, занимавшиеся
динамикой групп, утверждают, что индивид
испытывает потребность во власти, и удовлетворение
этой потребности облегчается посредством
членства в группе. Они пишут следующее:
«К потребностям, названным Маслоу, следовало
бы добавить еще одну. Потребность во власти,
может быть удовлетворена только в условиях
группы: либо благодаря обретению непосредственной
власти над другими членами группы, либо
благодаря использованию силового потенциала
группы для осуществления изменений в
организации, реализация которых была
бы невозможна для самого индивида». Неясность
с определением количества потребностей
не позволяет говорить об иерархии Маслоу,
как о некоем универсальном принципе.
Хотя он допускает наличие определенных
вариаций потребностей у разных индивидов
и в контексте различных культур, он ни
на минуту не сомневается в том, что его
иерархия обладает истинностью для большинства
людей, большинства мест, большинства
эпох. Как бы то ни было, эта претензия
на универсализм представляется более
чем спорной. Маслоу пишет, прежде всего,
о поведенческих шаблонах, которые были
присущи представителям американского
среднего класса в середине двадцатого
столетия. И все-таки, несмотря на это,
работа его оказала огромное влияние на
развитие теории управления, свидетельством
чего являются труды таких мыслителей,
как Арджирис, Лайкерт, Херцберг и Мак-грегор.
Как пишет Рен, «Маслоу проложил путь для
психологов-гуманистов, решавших проблему
улучшения ментального здоровья работников
путем совершенствования организационной
практики».
Список использованных
источников
1. Маслоу, А. Мотивация и Личность/А.Маслоу.-
СПб.: Издательство “Питер”, 2006
2. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой
природы/А.Маслоу.- М.: “Смысл”, 1999.
3. Кузнецова, М.И. Мотивация деятельности/М.Кузнецова.
–Спб.: “Фирма”, 2005.
4. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента:от тейлоризма
до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А.Спивака.
– СПб.: “Питер”, 2001, Глава 14
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/Е.Ильин.
– СПб.: “Питер”, 2002.