Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 03:24, реферат
Слово имидж заимствовано в современный русский язык из английского языка. В английском языке слово image имеет несколько значений, в том числе: статуя (идол), подобие, метафора, икона, но чаще употребляется в значении образ. В английский язык слово image пришло из латинского (imago) языка при посредничестве французского языка.
Латинско-русский словарь предлагает одиннадцать значений слова imago в том числе: образ, подобие, отражение, образное выражение, представление о чем-либо, мысль, мечта, вид.
Теоретические и практические проблемы изучения имиджа являются предметом интереса исследователей в различных областях науки: философов, социологов, психологов, педагогов т.п. В соответствии со спецификой научной дисциплины, целями конкретного исследования, как ведущий выделяется тот или иной аспект имиджа и дается соответствующее определение этому феномену.
Определенная часть авторов отождествляет понятие имидж с понятием образ, или, признавая, что эти понятия не являются точными синонимами, трактуют его как разновидность образа, прообразом которого может быть не любое явление, а субъект.
Слово имидж заимствовано
в современный русский язык из
английского языка. В английском
языке слово image имеет несколько
значений, в том числе: статуя (идол), подобие,
метафора, икона, но чаще употребляется
в значении образ. В английский язык слово
image пришло из латинского (imago) языка при
посредничестве французского языка.
Латинско-русский словарь предлагает
одиннадцать значений слова imago в том числе:
образ, подобие, отражение, образное выражение,
представление о чем-либо, мысль, мечта,
вид. [1]
Теоретические и практические проблемы
изучения имиджа являются предметом интереса
исследователей в различных областях
науки: философов, социологов, психологов,
педагогов т.п. В соответствии со спецификой
научной дисциплины, целями конкретного
исследования, как ведущий выделяется
тот или иной аспект имиджа и дается соответствующее
определение этому феномену.
Определенная часть авторов отождествляет
понятие имидж с понятием образ, или, признавая,
что эти понятия не являются точными синонимами,
трактуют его как разновидность образа,
прообразом которого может быть не любое
явление, а субъект. [5,12]
Имидж, в трактовке других авторов
- это практически все доступные
восприятию внешние характеристики.
Это своего рода «картинка», «маска», которую
субъект представляет в процессе взаимодействия.
[6]
В.М.Шепель, не сводя имидж исключительно
к внешности, связывает его, тем не менее,
с визуальным образом, внешней привлекательностью,
обаянием личности. [7,6]
Сравнительный анализ научных источников
позволяет говорить о том, что в большинстве
случаев, сфера применения и использования
понятия имидж уже 20 лет предстает собой
предмет дискуссий.
Понятие имидж остается одним из самых
неопределенных и наилучшим образом эту
неопределенность подтверждает анализ
интерпретации термина «имидж» в словарях
и справочных изданиях
Некоторые справочные издания не включают
понятие имидж, как установившуюся разговорную
и литературную норму. Среди них Большой
толковый словарь русского языка под ред.
Д.Н.Ушакова.
Толковый словарь для специалистов средств
массовой информации трактует понятие
имидж, как «Образец, представление о человеке,
создаваемые у окружающих самим человеком
или другими заинтересованными лицами;
стиль поведения человека». [2,252]
Новейший словарь иностранных слов и выражений
толкует в первом значении слово «имидж»,
как совокупность представлений окружающих
о данном человеке, его видимый со стороны
психологический портрет, сопряженный
с внешностью и манерами. Во втором значении
- как целенаправленно формируемый образ
лица, явления или предмета, призванный
оказать эмоционально-психологическое
воздействие на кого-либо в целях популяризации,
рекламы и т.п. [3.330]
Словарь по педагогике определяет имидж,
как эмоционально окрашенный стереотип
восприятия образа субъекта в сознании
социального окружения, в массовом сознании
или формальная система ролей, которые
субъект играет в своей жизни и деятельности,
дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными
особенностями, внешними данными, одеждой
и т.п.[4,97]
В целом же, систематизировав существующие
определения можно выделить несколько
подходов к трактовке понятия имидж. Чаще
всего имидж понимается как:
• совокупность внешних характеристик
и поведенческих навыков;
• совокупность видимых, внешних характеристик,
и некоего объема информации, которую
можно получить (передать) с их помощью;
• мнение, которое складывается на основе
восприятия, и переработки этой информации.
Предпринимаемые попытки объединить
все аспекты имиджа в едином определении
и дать точное, исчерпывающее, понятное
определение этого феномена до сих пор
не увенчались успехом. Сделать это весьма
нелегко. Потому что это определение должно
было бы учитывать одновременное существование
психических и групповых детерминант
его формирования, роль символов в его
создании, ориентацию на достижения аттракции
и группового, а так же индивидуального
успеха. При этом, успеха в рамках конкретной
группы, а так же активное использование
самого себя в качестве средства достижения
цели. Как минимум, такое определение будет
довольно сложным, слишком развернутым
и трудным для запоминания и практического
применения. Можно говорить о том, что
имидж это многогранное, многоаспектное
образование с множеством активных свойств,
которые довольно сложно привести к одному
общему знаменателю.
В своей работе мы будем исходить из того,
что имидж представляет собой сложившийся
в сознании образ-представление, в котором,
в сложном взаимодействии соединяются
внешние и внутренние свойства и качества
объекта. Мы исходим из того, что позитивный
имидж является выражением существующих
в реальности нейтральных, положительных,
социально-одобряемых характеристик,
качеств и свойств, который призван, обеспечить
гармоничное взаимодействие носителя
имиджа со средой.
Основным содержанием, раскрывающим сущность
понятия имидж, является его структура.
Структурно имидж представляет собой
комплекс характеристик, доступных восприятию,
состоящий из множества различных по значимости,
относительно статичных или динамичных
компонентов, которые находятся в сложнейшем
взаимодействии и которые можно объединить
в две группы: индивидуально-личностный
и социальный.
В структуре имиджа большинством исследователей
выделяется относительно статичный комплекс
– ядро имиджа, в который включают четко
определенные, ярко выраженные и достаточно
постоянные характеристики, которые обеспечивают
устойчивость структуры, ее активное функционирование.
М.В.Шепель выделяет среди них природные,
наследуемые качества, а так же характеристики
личности, сформированные в процессе воспитания
и образования [7] в т.ч. Я-концепция, направленность
личности, ценностные ориентации, социальные
установки и т.д.
Индивидуально-личностный компонент имиджа
представляет собой сложнейший комплекс
характеристик, относящихся к физической
индивидуальности (конституция, рост,
вес тела, осанка, черты лица, звук голоса
и т.д.) и к личностным качествам (темперамент,
характер, одаренность, как соответствующее
сочетание способностей, эмоционально-волевые
и морально-нравственные качества). В личностном
компоненте имиджа будущего специалиста
значительную роль играет направленность
личности, нравственные и интеллектуальные
качества.
Социальный компонент характеризует положение
и поведение человека в социуме. Социальный
компонент включает социальный статус,
социальные роли, модели ролевого поведения,
а так же социальную и вещественную среду
обитания, стиль жизни, основные каналы
социальных контактов (членство в клубах,
места проведения и формы досуга), принципы
идентификации друзей и т.д. Социальный
компонент включает так же социально-психологические
аспекты, которые реализуются в отношениях
с другими людьми: ценностные ориентации,
социальные установки, социальные позиции
личности (взгляды, убеждения, представления),
отношение к окружающим людям, специфику
и цели взаимодействия с ними, манеру и
культуру речи и общения, используемый
словарь, опрятность-неопрятность, стиль
одежды, ольфакторное поведение и многое
другое.
Если имидж рассматривать в профессиональном
аспекте, то в структуре его необходимо
рассмотреть еще один компонент – профессиональный.
Профессиональный компонент формируется
в процессе профессионального развития
и представляет собой совокупность профессионально
ориентированных характеристик, которые
выражаются в профессиональной компетентности
и культурной компетентности специалиста.
Профессиональный компонент включает
качества, выражающие профессиональную
идентичность, как соответствие человека
и профессии, понимание своей профессии,
принятие себя в профессии, [8,156] уровень
профессиональной культуры и прочие качества,
которые характеризует его в условиях
основной деятельности. Профессиональный
компонент в имидже специалиста, по сути,
отражает его профессиональный портрет.
Необходимо обратить внимание на то, что
в научной литературе структура профессионального
имиджа представлена либо двумя индивидуально-личностным
и профессиональным [9] компонентами, либо,
как в большинстве случаев тремя компонентами:
личностным, профессиональным и социальным.
Структура имиджа будущего специалиста
представляет собой интегративную совокупность
относительно крупных объединений (групп)
функциональных компонентов. В каждой
выделенной группе структуры имиджа, существуют
как относительно устойчивые, пассивно
представленные, так и относительно подвижные,
информационно насыщенные компоненты.
Целенаправленно усиливая, выделяя для
презентации наиболее выразительные и
социально значимые для воспринимающего
субъекта компоненты, носитель имиджа
формирует свой имидж.
Представленная структура позволяет рассмотреть
имидж как целостную систему, состоящую
из взаимосвязанных элементов, как чрезвычайно
сложное, неравновесное, динамичное образование.
Учитывая сложность взаимных связей между
различными компонентами внутри структуры
и невозможность установления четких
границ между ними, представленное выделение
в группы носит условный характер.
Представленная структура обладает скорее
объяснительным потенциалом и может быть
использована для раскрытия тех планов
общей культуры, на уровне которых формируется
имидж будущего специалиста социально-культурной
деятельности: культура личности, культура
деятельности, культура социального взаимодействия
человека с другими людьми в т.ч. культура
поведения и культура общения