Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 02:18, контрольная работа
Понятие «имидж» прочно вошло в наше сознание, оно употребляется в разговорной речи, мелькает в прессе. Сегодня создание привлекательного имиджа является неотъемлемой частью культуры социального общения, а имидж руководителя - существенной личностной и профессиональной характеристикой.
Именно имидж позволяет создавать первое впечатление о человеке как о руководителе.
Соответственно и структурные характеристики имиджа в большинстве своем являются атрибутами как формирующейся, так и воспринимающей подсистем в едином поле этого феномена, образующегося в зоне пересечения интересов субъекта и объекта.
В. М. Шепель выделяет три группы качеств, определяющих формирование и восприятие имиджа. В первую группу он относит такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словами). Обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешного создания имиджа.
Во вторую группу входят характеристики личности как следствие образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье.
К третьей группе относятся те личностные качества, генезис которых связан с жизненным и профессиональным опытом индивида.
Формирование имиджа руководителя учреждения будет успешным, если обеспечивается совокупность следующих условий:
– при его создании и коррекции учитывается общая структура имиджа с доминированием профессионального компонента, что определяет его динамичность;
– процесс формирования имиджа руководителя учреждения носит поэтапный характер, направленный на экстериоризацию внутренних качеств руководителя в направлении установления оптимальных «субъект-субъектных» отношений в управленческой деятельности;
– в качестве психологических условий, детерминирующих формирование имиджа руководителя учреждения, выступают психологические качества личности руководителя – ценностные ориентации, направленность личности на дело, саморазвитие, стрессоустойчивость, надёжность, умение излагать мысли, готовность к риску.
Имидж руководителя – это
совокупность определённых качеств, которые
ассоциируются с определённой индивидуальностью
личности, поэтому в определении
психологических условий
Руководитель любого учреждения
(организации) – человек, осуществляющий
управление коллективом в соответствии
с четкими и осознанными
Следовательно, необходимо наличие у руководителя таких профессионально значимых качеств, как: умение создавать эффективную управленческую команду, способность видеть перспективы развития своей организации, направленность на дело, сформированность ценностных ориентаций, самостоятельность и изобретательность в принятии управленческих решений, творческая активность и способность к нововведениям, оригинальность ума, быстрое реагирование на изменение ситуации, стрессоустойчивость, решительность и динамичность в своих поступках и мыслях и др.
Профессиональные и личностные качества успешного руководителя учреждения (организации)
Профессиональные качества |
Личностные качества |
Уважение к людям, терпимость к недостаткам, уважение права на самостоятельное решение Готовность оказать помощь, стремление вселить уверенность в успех Способность выслушать мнения, просьбы коллег, учесть их в процессе работы Способность разрешать сложные конфликты, не быть злопамятным Умение планировать Способность объективно оценивать работу подчиненных, их результаты, свои результаты Владение методикой |
Умение управлять своими эмоциями, стрессоустойчивость, сформированные ценностные ориентации Требовательность к себе, надёжность Гибкость, демократичность, умение излагать свои мысли Оптимистичность, обладание чувством юмора Справедливость Способность к аналитической деятельности, направленность на дело Способность к творчеству, саморазвитию |
Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографическая характеристика; способности; черты личности.
Способности - пригодность к тому или иному виду деятельности. Развитию практических навыков руководителя помогают природные задатки, которые имеются в определенном типе нервной системы, отличающейся подвижностью и уравновешенностью. Склонностям предшествуют задатки, самые разные признаки способностей. Они проявляются в повышенном интересе и влечении к организаторской и руководящей деятельности.
Организаторские способности можно развить, не имея задатков, но для этого необходимо проявить интерес к работе с людьми, знать методы убеждения, выработать основные качества руководителя (умение слушать подчиненных, внимательность, терпение и др.).
Характер предопределяет стиль поведения человека в социальной среде, специфику его поведения в коллективе. Помимо природных задатков руководитель должен иметь соответствующие моральные и волевые качества и свойства.
К природным задаткам руководителя относятся, прежде всего, уравновешенность поведения, оптимальная активность, общительность, легкость адаптации.
К моральным - справедливость, скромность, чувство общественного долга, принципиальность, моральная безупречность;
К волевым - решительность, энергичность, настойчивость, выдержанность, дисциплинированность;
К деловым - целеустремленность, работоспособность, инициативность, организованность, самостоятельность;
К организаторским - умение оценить людей, установить отношения, совершенствовать формы и методы работы, организовать трудовой коллектив, принимать правильные решения.
Существенное значение имеют
такие черты характера
Авторитет руководителя складывается из обобщенной характеристики личности, его компетентности, высокой нравственности на работе и в быту. Ценится, когда он внимательно относится к людям и их нуждам, обязательно выполняет обещания, действует последовательно.
Различают три вида авторитета: личный, служебный и реальный. Личный обеспечивается справедливыми личностными качествами, выделяющими его из среды коллектива, к которым относятся честность, справедливость, человечность.
Служебный авторитет достигается умелой организацией работы коллектива для выполнения поставленных задач, обеспечением соблюдения дисциплины на основе предоставленных должностью прав и полномочий.
Органическое соединение личного и служебного авторитета составляет реальный авторитет руководителя.
К сформулированным требованиям к руководителю можно добавить, что особое значение имеют: морально-волевые, деловые, организаторские качества, склонность к определенному виду труда, потребность в самообразовании. Отдельные авторы рассматривают эти ценности в таких укрупненных блоках, как направленность, способности, характер. Направленность означает избирательное отношение человека к окружающей действительности. Для руководителя она необходима в общении и совместной деятельности с людьми, создании сплоченного коллектива.
Наиболее часто употребляемыми личностными чертами, обуславливающими продуктивность руководства учреждением образования, выступают: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, умение рисковать, направленность на дело, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость, общительность. Одной из важнейших характеристик личности является стремление к достижениям и направленность на дело.
Значительная группа детерминантов
трудовых притязаний руководителей
представлена их биографическими
Другая группа факторов имеет
организационно-
Таким образом, обобщая анализ понятийного аспекта изучаемой проблемы, мы предположить, что:
- личность руководителя
– это прижизненно возникающее
психологическое образование,
- каждый руководитель
предстает одновременно и как
профессионал, и как личность, и
как индивидуальность, но далеко
не всякому удается стать
При выявлении личностных факторов формирования имиджа руководителя учреждения интересно рассмотреть теоретическую модель руководителя, разработанную И.С. Мангутовым и Л.И. Уманским.
В данной модели авторы выделяют следующие группы свойств личности руководителя:
1) общие качества (общительность,
общий уровень развития, практический
ум, наблюдательность, работоспособность,
активность, инициативность, настойчивость,
самостоятельность,
2) направленность
3) индивидный диапазон;
4) индивидуальный стиль;
5) подготовленность к деятельности;
6) специфические свойства
(организаторское чутье,
7) склонность к организаторской деятельности.
Наиболее приоритетными
профессионально-
Немаловажны такие управленческие
качества, как смелость, управленческое
мышление, настойчивость, самостоятельность,
гибкость в поведении, находчивость,
общительность и высокий
К личностным качествам руководителя
относятся также высокий
Личностные качества идеального руководителя предполагают также коммуникабельность, умение управлять эмоциями, напористость, оперативность.
В процессе формирования или коррекции имиджа перед руководителем стоит задача самореализации, которая выражается в необходимости приведения своей неординарной, уникальной системы установок в соответствие с профессиональными и общепринятыми ценностями; при формировании имиджа руководителя учреждения (организации) требуется обратить наибольшее внимание на особенности нравственной, коммуникативной, ценностной, эмоционально-волевой сфер личности руководителя, которые и составляют основу управленческого имиджа.
Имидж представляет собой сложный многофакторный феномен и при его формировании должны приниматься во внимание следующие факторы: наследственная структура, образование, профессия, социальное положение и статус, общая культура личности, характер, стиль поведения.
Так как создание и коррекция имиджа происходят при ориентации на определенную аудиторию, то субъекту имиджа необходимо уметь представить, как он воспринимается другими, прогнозировать отношение к себе, что может являться основанием для изменения индивидуального имиджа.
Имидж руководителя учреждения (организации) может пониматься в двух смыслах – широком и узком.
Имидж в узком смысле – это исключительно визуальная, внешняя сторона субъекта, символический образ, оформляемый с помощью некоторого языка, который понимается как в синтаксическом, так и в семантическом значении.
Имидж в широком смысле предполагает
сложную взаимосвязь
Применительно к личности руководителя
учреждения это понятие можно
определить следующим образом: имидж
— это целостный
В структуре имиджа руководителя учреждения (организации) ведущую роль занимают:
Информация о работе Имидж личности руководителя как социально-психологическая проблема