Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:52, доклад
Первый подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах – предприятиях. Например, китайские экономисты считают, что планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности. Оно представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт Экономики Управления и Информационных Систем в строительстве
Кафедра Экономики и управления в строительстве
Доклад по дисциплине
«Основы производственного
менеджмента»
На тему:
Выполнил:
Жуков В.А.
Группа ЭУМС-4-3
Проверил: Корякин В.А.
Москва
2012
Индикативное планирование: подходы и эволюция его форм
Опыт индикативного
Индикативное планирование является наиболее распространенным средством регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики. Оно представляет собой механизм координации интересов и деятельности государства, предприятий, домохозяйств в условиях рынка.
Существуют
различные подходы к
Первый подход основывается на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах – предприятиях. Например, китайские экономисты считают, что планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности. Оно представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора.
При таком
подходе индикативное планирование
представляет собой процесс формирования
системы индикаторов –
Второй подход основан на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции. Индикативное планирование состоит в том, что государство в интересах всего общества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества.
Такой подход к индикативному планированию
нашел распространение в ряде
развитых стран. Например, в Японии
общегосударственное
Третий подход, нашедший применение во многих странах, основывается на том, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе – государства, несмотря на то, что это для них необязательно. Соответственно государственный план представляет собой систему показателей как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики. Она включает в себя ориентирующие показатели – контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы.
Четвертый подход основывается на том, что индикативное планирование – это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль, оно предполагает согласование деятельности центральных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов.
Этот подход распространен в практике индикативного планирования во Франции. Правительство воздействует на экономическое развитие в большей степени путем координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Французская практика основывается на обмене планами и информацией между правительством и частными предпринимателями, в ходе которого выявляется схема экономического роста, включающая взаимно совместимые по линии правительственных организаций планы.
Многие
французские экономисты считают, что
переход к индикативному
Индикативное планирование в такой форме выступает одновременно и институтом государственного регулирования экономики, и институтом саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в экономику.
На саморегулирование
как важнейший результат
Таким образом, индикативное планирование – это механизм координации интересов и деятельности государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование с рыночным саморегулированием, механизм, который основан на разработке системы индикаторов социально-экономического развития и включает определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро- и микроуровне.
Индикативное планирование включает налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. В нем принимают участие институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц.
Опыт развитых стран показывает, что для организации индикативного планирования необходимо создание специализированных плановых органов и наделение определенными функциями планирования различных министерств и ведомств. Так, например, в Японии система органов регулирования и прогнозирования экономики включает ряд учреждений и организаций, в их числе: Экономический консультативный совет, Консультативный совет планирования комплексного развития территорий, Управление экономического планирования, ответственное за составление конкретных программ и планов экономического развития, Департамент по комплексному развитию территорий, Исследовательский экономический институт и другие организации.
В Российской
Федерации система
В качестве
недостатков российской системы
органов прогнозирования и
Комитет прогнозирования, который должен обобщать информацию всех министерств и ведомств, региональных и местных властей, предприятий и профсоюзов и на ее основе формировать прогнозы социально-экономического развития. Комитет должен иметь общегосударственный, то есть федерально-региональный статус.
Казначейство, которое должно исполнять федеральный, региональные и местные бюджеты, иметь общегосударственный статус.
Налоговая служба и фонды управления государственным имуществом, которые должны иметь общегосударственный статус и вместе с федеральными таможенными органами участвовать в разработке соответствующих доходных разделов бюджета.
Государственный комитет по статистике, который должен отвечать за мониторинг хода выполнения индикативного плана и оценку его результатов.
Центральный банк, который должен участвовать в разработке и отвечать за исполнение раздела «Развитие кредитно-денежной и валютной системы» индикативного плана социально-экономического развития.
Министерство финансов, которое должно отвечать за подготовку и исполнение консолидированного бюджета, привлечение, обслуживание и погашение госзаймов, выработку и проведение финансовой политики государства, осуществлять регулирование корпоративных финансов, бухгалтерского учета, контроль над аудиторами и аудиторскими фирмами, лицензирование финансовой деятельности. Все финансовые операции министерство должно проводить через Государственное казначейство.
Министерство экономики, которое должно отвечать за индикативное планирование в целом, а также:
– разрабатывать в составе плана социально-экономического развития разделы по комплексным мерам государственного регулирования экономики нормативного и административного характера;
– осуществлять методическое руководство и координацию работ по подготовке индикативных планов социально-экономического развития;
– рассматривать совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, территориальными плановыми органами, профессиональными союзами и объединениями предпринимателей представленные ими материалы и обеспечивать согласованность предлагаемых мер регулирования экономики, их соответствие общему курсу экономической политики.
Эволюция форм индикативного планирования
Исторически первой формой индикативного планирования стала конъюнктурная форма, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста. Структурная перестройка экономики в развитых странах во второй половине XX в. вызвала необходимость согласования бюджетов с показателями народнохозяйственных прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений. Это привело к разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов.
Примерами могут служить «Десятилетний план удвоения национального дохода «на 1961–1970 гг. в Японии, план под названием «Выбор путей экономического роста» на 1976–1985 гг. в Канаде, Прогноз Министерства труда на 1986–1995 гг. в США. В 60-е годы во многих странах с рыночной экономикой начали создавать специальные плановые органы. Во Франции был создан Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде – Экономический совет, в Японии – Экономический консультативный совет.
Вовлечение в систему индикативных планов частных предприятий и территориальных властей с использованием налоговых льгот, льготных кредитов, государственных программ и иных мер в рамках структурной политики породило структурную форму индикативного планирования.
Структурную форму индикативного планирования успешно использовали в Японии. На ее основе был разработан первый план комплексного территориально-отраслевого развития страны на 1960–1970 гг. Эта тенденция сохранялась в последующих планах.
Целенаправленные структурные изменения, включая развитие наукоемких отраслей и территориальное размещение производства, оставались главным направлением государственной экономической политики Японии четверть века. После либерализации в начале 80-х годов финансовой системы Япония не отказалась от проведения активной структурной долгосрочной политики. В действующем «Четвертом комплексном плане национального развития», рассчитанном на период до конца XX столетия, как и в трех предыдущих планах, сформулированы основные цели развития всех областей жизни страны.
Главная цель японского планирования состоит в том, чтобы исходя из существующих проблем страны и необходимости обеспечения ее безопасности добиться многополярности использования ее специфических возможностей. Достижение этой цели предполагает ликвидацию чрезмерной концентрации населения, хозяйства, административных функций государства в основных районах страны, многополярность развития территории в целях углубления связей между отдельными районами, взаимодействия в международном масштабе.
Эволюция
к структурной форме