Информационный менеджмент: основные понятия, задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Информационная система [Information System] – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе, с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы, т. е. процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Информационная система – система обработки информации в совокупности с относящимися к ней ресурсами организации, такими, как: люди, технические и финансовые ресурсы, которая предоставляет и распределяет информацию (ГОСТ ИСО/МЭК 2382–1–99).

Файлы: 1 файл

Информационный менеджмент.docx

— 19.17 Кб (Скачать файл)

Информационный менеджмент: основные понятия, задачи и функции.

Информационная система [Information System] – организационно упорядоченная совокупность документов  (массивов документов)  и информационных технологий,  в том числе,  с использованием средств вычислительной техники и связи,  реализующих информационные процессы,  т.  е.  процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Информационная система  –  система обработки информации в совокупности с относящимися к  ней ресурсами организации, такими, как: люди, технические и финансовые ресурсы, которая предоставляет  и распределяет информацию (ГОСТ ИСО/МЭК 2382–1–99).

Информационная среда [Information environment] – совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические,  экономические и культурные условия реализации процессов информатизации.

Информационная сфера [Information Sphere] – 1) сфера экономики, занятая производством, обработкой, хранением и распространением информации и знаний; 2)  совокупность информации,  информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации,  а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Информационная технология –  совокупность методов,  способов,  приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства и регламентированного порядка их применения.

Информационная технология –  технологический процесс,  в котором используется совокупность средств и методов сбора, обработки  и передачи данных.

Информационное общество –  общество,  в котором большинство  работающих занято производством,  сбором,  хранением,  переработкой и использованием информации, прежде всего в ее высшей форме  – форме знаний.

Информационный ресурс – отдельные документы и массивы  документов, документы и массивы  документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и  состояниях, которые уменьшают имеющуюся  о них степень неопределенности, неполноты знаний. 

Поле приложения информационного  менеджмента – все этапы жизненного цикла ИС. Обобщенная схема включает этапы создание – внедрение – поддержка. Однако стройная схема жизненного цикла ИС имеет место очень редко.

Информационный менеджмент (ИМ) – это специальная область менеджмента, выделившаяся в последние годы как самостоятельное направление и все более приобретающая специфические особенности.

В широком смысле сфера ИМ – совокупность всех задач управления на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, связанные как с информацией во всех ее формах и состояниях, так и с предприятием в целом на основе данной информации. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, финансовых, кадровых и т.д.

Очевидно, что такая  широкая трактовка понятия ИМ не всегда требуется; более того, для  ее практического использования, очевидно, необходима высокая степень зрелости организации во всех отношениях, что  пока встречается достаточно редко. Поэтому она оказывается неэффективной  ввиду слабой обеспеченности в конкретной организации.

В узком смысле ИМ представляет собой круг задач управления прежде всего производственного и технологического характера, решение которых обеспечивает достижение целей организации в основной ее деятельности за счет эффективного согласованного управления как элементами, процессами и ресурсами собственно информационной системы, так и другими элементами, процессами и ресурсами предприятия. В этих задачах управления в той или иной мере используются информационные системы и реализованные в них информационные технологии.

Четкую границу  между этими пониманиями провести невозможно, однако в явных ситуациях  вполне реально. Во всяком случае руководство конкретной организации всегда может принять для себя тот или иной вариант отношения к роли ИМ в их деятельности и руководствоваться им на практике.

ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО  МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие «Информационный  менеджмент» как самостоятельное  появилось в экономической информатике  в конце 70-х гг. Его возникновение  можно приписать как необходимости  повышения эффективности принятия ответственных решений в сфере  собственно информатизации (внутренние задачи ИМ), так и тем требованиям, которые стали более детально учитывать при анализе ситуаций в области основной деятельности предприятий (внешние задачи ИМ).

Как показывает практика, расходы на проекты ИС обычно превышают  запланированные суммы, при этом качество разработки часто оказывается  неудовлетворительным, сверх меры растут расходы на обслуживание уже находящихся  в эксплуатации ИС, они постепенно начинают забирать большую часть  ресурсов, предназначенных для создания и развития новых систем и подсистем, при использовании ИС постоянно  возникают противоречия между централизованными  и децентрализованными техническими и технологическими решениями. Эти и аналогичные им препятствия могли быть устранены только введением всестороннего специализированного информационного менеджмента.

Лучшим и необходимым  средством успешного менеджмента  в любой сфере деятельности становятся информационные технологии. Для их внедрения развивается производство средств информатизации.

Применительно к ИМ рассматриваются классические задачи управления, в числе которых производственно-хозяйственные задачи:

  • формирование технологической среды ИС,
  • развитие ИС и обеспечение ее обслуживания,
  • планирование в среде ИС,
  • формирование организационной структуры в области информатизации,
  • использование и эксплуатация ИС,
  • формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ,
  • управление персоналом в сфере информатизации,
  • управление капиталовложениями в сфере информатизации,
  • формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов.

Основные направления  информационного менеджмента:

– управление информационной системой (ИС) на всех этапах ее жизненного цикла;

– стратегическое развитие ИС;

– маркетинг ИС.

Основные функций менеджмента (по Анри Файолю): планирование, прогнозирование, контроль, руководство.  
           Прогнозирование 
Прогнозирование — это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, повествуй тех или иных решении

Планирование 
Планирование — это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Таким образом, решения в области планирования — частный вид управленческих решений. 
Выделяют стратегическое планирование, ориентированное на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование — формирование годовых (оперативных), планов, определяющих развитие организации в средне- и краткосрочной перспективе на базе стратегических целей. 
Результаты планирования часто оформляют в виде бизнес-плана.

Делегирование полномочий (делократия) 
Система делегирования полномочий, при которой процесс принятия решения распределен по всей иерархической структуре управления. Задачи, стоящие перед организацией, разбиваются на более мелкие задачи, за решение которых отвечают те или иные подразделения и отдельные сотрудники

Руководство 
Команда — это основа успеха. Это те, с кем менеджер работает ежедневно. Высокий профессионализм ответственность членов команды, слаженность их работы взаимная поддержка обеспечивают успех. И наоборот плохой подбор, команды может сделать беспомощным даже самого сильного менеджера. Если приказы не исполняются, письма теряются, встречи срываются из-за бестолковости сотрудников, которым поручено их организовал то ожидать эффективной работы фирмы невозможно. Создание. команды —одно из самых важных дел менеджера. 
           Контроллинг (от англ. control — руководство, регулирование, контроль) — новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки (в том числе компьютерной) основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.


Информация о работе Информационный менеджмент: основные понятия, задачи и функции