Другим ключевым
фактором является уровень обслуживания
SaaS. Провайдер SaaS способен предложить
уровень обслуживания и поддержки
ПО в работоспособном состоянии, недоступный для внутренних
IT-отделов компаний.
Положительные факторы SaaS для заказчиков:
- Отсутствие необходимости установки ПО на рабочих местах пользователей — доступ к ПО осуществляется через обычный браузер;
- Радикальное сокращение затрат на развёртывание системы в организации. Это расходы на аренду помещения, организацию дата-центра, оплату труда сотрудников и т. д.;
- Сокращение затрат на техническую поддержку и обновление развернутых систем (вплоть до их полного отсутствия);
- Быстрота внедрения, обусловленная отсутствием затрат времени на развертывание системы;
- Понятный интерфейс — большинство сотрудников уже привыкли к использованию веб-сервисов;
- Ясность и предсказуемость платежей, защита инвестиций;
- Мультиплатформенность;
- Возможность получить более высокий уровень обслуживания ПО.
Положительные факторы SaaS для разработчиков:
- Рост популярности веб-сервисов для конечных пользователей;
- Развитие веб-технологий, большие функциональные возможности веб-приложений и простота их реализации;
- Быстрые процессы внедрения и сравнительно низкие затраты ресурсов на обслуживание конкретного клиента;
- Лёгкое проникновение на глобальные рынки;
- Отсутствие проблем с нелицензионным распространением ПО;
- В отличие от классической модели, заказчик SaaS привязывается к разработчику — он не может отказаться от услуг разработчика и продолжать использовать систему. Таким образом, обеспечивается защита инвестиций разработчика в процесс продаж;
- В долгосрочном периоде доходы от SaaS могут оказаться выше прибыли, полученной от продажи лицензий и оказания технической поддержки (даже с учётом расходов на хостинг и управление приложениями).
Ограничивающие факторы:
Наряду с
факторами, которые побуждают заказчиков
внедрять программное обеспечение
по требованию, а разработчиков —
инвестировать ресурсы в его создание, существует
ряд сдерживающих факторов, ограничивающих
использование данной модели.
- Концепция SaaS применима далеко не для всех функциональных классов систем. Поскольку основная экономия ресурсов провайдера достигается за счёт масштаба, модель SaaS оказывается неэффективной для систем, требующих глубокой индивидуальной адаптации под каждого заказчика, а также инновационных и нишевых решений. Концепция PaaS, являющаяся развитием SaaS, снимает это ограничение.
- Многие заказчики опасаются применять SaaS из-за соображений безопасности и возможной утечки информации со стороны поставщика этих услуг. Вопросы, связанные с безопасностью, ограничивают использование концепции SaaS для критически важных систем, в которых обрабатывается строго конфиденциальная информация. С другой стороны, ответственность за утечку информации со стороны разработчика обычно регламентируется в соответствующих договорах, а вероятность такой утечки часто ниже, чем в случае использования внутренних систем. В том числе этому способствует недоступность программно-аппаратного комплекса, на котором развёрнута система, сотрудникам компании. В случае развёртывания SaaS в промышленных дата-центрах, обеспечивается существенно лучшая защита за счет использования более мощных и комплексных решений по информационной безопасности.
- Ограничивающим фактором SaaS является необходимость наличия постоянно действующего подключения к Интернету. Многие продукты SaaS компенсируют это наличием модулей для автономной работы. С развитием Сети значение этого фактора уменьшается (в развитых странах он неактуален уже сейчас), однако в российских регионах подобные проблемы по-прежнему возникают, и с ними приходится считаться. С другой стороны, для территориально-распределённых компаний, которые должны работать в единой информационной среде, этот фактор не актуален.
Развитие SaaS в России:
В отличие от
Западной Европы и США модель SaaS
пока не получила широкого распространения
в России. На сегодняшний день можно
выделить сразу несколько факторов,
которые тормозят развитие SaaS-модели
на территории России и стран ближнего
зарубежья:
- Не столь высокая популярность аутсорсинга: российские предприятия неохотно отдают свои бизнес-функции на откуп «третьим» компаниям. Данный фактор тормозит не только развитие модели SaaS, но и развитие всех аутсорсинговых услуг в целом;
- Общее отставание российской ИТ-отрасли: по оценкам различных экспертов, российская отрасль отстает от западной на несколько лет. Многие российские предприятия по-прежнему находятся на начальных стадиях информатизации и даже не задумываются о внедрении каких-либо комплексных решений вообще.