Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:26, реферат
Экономический рост обусловлен действием факторов производства, технического прогресса, обеспечивающих как кратко-, так и долгосрочные его темпы. На современном этапе развития ключевым фактором роста выступают прорывные технологии, являющиеся важнейшей составляющей инноваций. В связи с этим формирование и эффективное использование инноваций в экономике ускоряет экономический рост, обеспечивает технологическое и социально-экономическое развитие, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
2.3. Уровень инновационности промышленности региона.
2.4. Доля безубыточных
3. Эколого-экономический блок:
3.1. Выбросы в атмосферу от
стационарных источников
3.2. Сбросы промышленностью
3.3. Соотношение промышленного производства в регионе и использования воды.
3.4. Соотношение промышленного
4. Организационно-экономический
4.1. Доля промышленных предприятий региона, входящих в кластеры.
4.2. Доля промышленных предприятий региона, входящих в профессиональные и отраслевые союзы и ассоциации.
4.3. Доля промышленных предприятий в общем количестве предприятий (организаций) региона.
4.4. Доля промышленных предприятий, имеющих сертификаты качества (напр., серии ИСО) в общем количестве промышленных предприятий
Следует отметить, что тип экономики, характерный для современной России, следует рассматривать как объективный фактор, свидетельствующий о необходимости и целесообразности эффективного управления инновационным развитием на макро-, мезо- и микроуровнях. Ключевой проблемой современного состояния промышленности РФ является низкий спрос на инновации, а также его неэффективная структура – избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. [2]
Уровень инновационной активности ПП значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. Расходы на НИОКР в 2008 г. в России оцениваются в 1,04% ВВП против 1,43% ВВП в Китае и 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии. Баланс платежей за технологии с положительного в 2000 г. (20 млн. долл.) поступательно снижался и в 2009 году составил -1000,8 млн. долл. При этом примерно за это же время, страны-лидеры в области инноваций достигли существенного увеличения профицита технологического баланса (США в 1,5 раз, Великобритания в 1,9 раз, Япония в 2,5 раза). [3, 6, 8]
Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Хотя в абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно повышаются (в 1995-2009г. – на 34%), затраты на технологические инновации растут еще быстрее (за тот же период - втрое). Как следствие, на рубль таких затрат в 2009 г. приходится 2,4 рубля инновационной продукции против 5,5 рубля в 1995 г. Рост бюджетного финансирования, направляемого на поддержку исследований и разработок, на развитие сектора генерации знаний, не привел к должному росту инновационной активности предприятий, хотя нельзя не отметить наметившуюся положительную тенденцию сокращения технологического разрыва с зарубежными конкурентами и увеличения инновационной активности крупного российского промышленного бизнеса. За период с 2005 по 2009 год доля средств отечественного предпринимательского сектора во внутренних затратах на исследования и разработки уменьшилась с 30,0 до 26,6% при увеличении доли средств государства с 61,9 до 66,5%. В целом затраты на технологические инновации ПП составили в 2009 г. 358,9 млрд. руб. (0,9% к ВВП). При этом расходы российских ПП на НИОКР (в процентах к ВВП) значительно ниже и чем в странах – инновационных лидерах, и чем в странах «второго эшелона», и составляют 1,04% в России по сравнению с 2,5-4,5% в среднем в странах—инновационных лидерах и 1,5-2,5% в странах «второго эшелона».
По данным компании «PwC», среди всех выявленных факторов, мешающих развитию инноваций и повышению инновационной активности российских ПП, основными являются организационно-управленческие и методологические, а именно: отсутствие процедур оценки риска и возврата инвестиций, избыточная бюрократизированность, недоступность и сложность привлечения финансирования, несовершенство/отсутствие инновационно-ориентированной инфраструктуры и пр. [4]
По сути, организационно-экономический
механизм управления инновационными проектами
с учетом экологических требований будущего
(в настоящее время – до 2040 года в долгосрочной
перспективе, и до 2020 года – в срднесрочной)
является совокупностью взаимосвязанных
блоков (составляющих), обеспечивающих
необходимое повышение качества коммунального
обслуживания населения. Каждая составляющая
характеризуется группой взаимосвязей
и показателей, оказывающих существенное
влияние на качество промышленного роста.
При этом особое внимание должно быть
уделено организации рационального взаимодействия
«общество-производство-
Организационная составляющая механизма реализуется посредством обеспечения рационального взаимодействия участников с учетом требований экологических стандартов качества для населения, а экономическая - посредством построения системы показателей и индикаторов качества разработки и реализации исследуемых проектов (программ). Инфраструктурная или сервисная составляющая обеспечивает рост инновационной активности в отрасли. По ресурсной и инновационной составляющим определяющим фактором являются ресурсный и инновационный потенциалы, при этом инновационная составляющая является объединяющей для всех блоков. (см.рис.4) Предложен организационный механизм управления проектами инновационного развития, опирающийся на рациональную организацию взаимодействия участников разработки и реализации инновационных и инвестиционных проектов и предусматривающий:
- формирование специализированных структур, обеспечивающих координацию и контроль качества при взаимодействии участников мероприятий;
- усиление роли органов государственного управления отраслью при определении целевых ориентиров и ресурсов, используемых для их реализации, повышении качества формирования и распределения ресурсной базы, контроле качества услуг и обеспечении социальных стандартов жизни населения;
- развитие инвестиционной инфраструктуры, позволяющей обеспечить необходимую и достаточную поддержку проектов за счет контроля качества капиталовложений в процесс производства и диффузии инноваций.
Рисунок 4 – Модель организационно-экономического механизма управления инновациями с учетом экологической составляющей
В свою очередь, организационный механизм управления проектами развития опирается на рациональную организацию взаимодействия участников инновационных и инвестиционных проектов и предусматривает: формирование специализированных структур, усиление роли органов государственного управления отраслями, а также развитие инвестиционной инфраструктуры. По сути, данный механизм способствует реализации рациональных взаимосвязей между участниками на различных уровнях и контурах управления: на уровне проекта (внутренний контур управления); уровне предприятия, реализующего данный проект (внутренний контур управления); отраслевом уровне (внешний контур управления).
В поскризисных условиях 2010-2014 гг. тормозящей динамики, нестабильности и неопределенности функционирования и развития предприятий и внешней среды, усиливающейся конкуренции и постоянно сокращающегося жизненного цикла продукции наиболее эффективными становятся системы инновационного менеджмента предприятий с их включением по важнейшим аспектам экологизации бизнес-процессов и конкурентоспособности. Главной задачей этих систем наряду с выживанием является обеспечение гибкости и адаптивности предприятий для развития и достижения успеха в бизнесе в условиях все более жестких общественных ожиданий соблюдения экологических требований безопасности. В соответствии с Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года целевыми количественными показателями такой модели экономики к 2020 году являются: занятие существенной доли (в 5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленной продукции, в четыре-пять раз – доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 %) . Естественно, что достижение поставленных целей невозможно без принятия и реализации реальной единой государственной инновационной политики, без создания адекватно-привлекательного и эффективно-мотивирующего инновационного климата и целостной инновационной инфраструктурной системы и, наконец, без инновационно-ориентированного развития (ИОР) промышленных предприятий (ПП). Важнейшая роль в инновационном развитии принадлежит государственной инновационной политике, т.е. правовой, экономической, социальной и т.п. деятельности государственных организаций по активизации инновационных процессов организаций. Однако в правовом поле России отсутствует нормативный правовой акт, где были бы четко выделены и сформулированы общие принципы государственной инновационной политики. Обобщая накопленный опыт, все больше ученых выдвигают предложение о разработке и принятии федерального закона «Об инновационной политике Российской Федерации», в котором должны быть регламентированы принципы инновационной политики, ее субъекты, объекты, предметы и цели и т.д. Социальными инновациями следует считать нововведения, преобразующие деятельность социальной сферы с целью повышения качества жизни населения и в соответствии с этим принципом – экологическая составляющая становится ключевым требованием экономического роста и инновационного развитии социально-экономических систем – от отдельных предприятий до целых государств.
Информация о работе Инновации и их экологическая составляющая