Инновации в образовании, вектор развития и основная реальная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:39, доклад

Описание работы

Прежде чем начать обсуждение непростой темы инноваций, видимо, следует определить хоть какие-то ориентиры, которые возможно носят спорный характер, но дают возможность найти точку отсчета в разговоре об инновационном поле и потенциале отечественного образования. Вводный текс будет сопровожден вопросами, которые определят рамки и направление дискуссии.
В настоящее время сам термин инновации, перебравшись в социальную сферу, потерял свое первоначальное четкое значение. Введшие этот термин в практику экономисты понимали под инновацией воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Основным измерителем эффективности инновационных изменений была получаемая прибыль. В социальной сфере, а уж тем более в сфере образования этот показатель не работает, по крайней мере, столь однозначно, как в экономике и материальном производстве.

Файлы: 1 файл

Инновации в образовании.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Инновации в образовании. Вектор развития и основная реальная практика

 

Прежде чем начать обсуждение непростой  темы инноваций, видимо, следует определить хоть какие-то ориентиры, которые возможно носят спорный характер, но дают возможность найти точку отсчета в разговоре об инновационном поле и потенциале отечественного образования. Вводный текс будет сопровожден вопросами, которые определят рамки и направление дискуссии.

 

В настоящее время сам термин инновации, перебравшись в социальную сферу, потерял свое первоначальное четкое значение. Введшие этот термин в практику экономисты понимали под инновацией воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Основным измерителем эффективности инновационных изменений была получаемая прибыль. В социальной сфере, а уж тем более в сфере образования этот показатель не работает, по крайней мере, столь однозначно, как в экономике и материальном производстве.

 

Тогда, рассматривая инновации в  социальной сфере и в образовании, видимо, надо рассматривать вопрос о том насколько они улучшают качество жизни. Только само понятие качество жизни или более близкое к теме педагогические инновации качество образования многоаспектно и поэтому не имеет однозначного определения. Наличие положительного или отрицательного результата от педагогических инноваций сложно определить и по другой причине. Эффект от внедрения иногда выявляется через достаточно длительное время. Эти обстоятельства делают педагогическую инноватику крайне рискованной областью.

 

В стандарте образования последнего поколения сделан еще один заход, который мог бы помочь в оценке вводимых инноваций. Он заключается в том, что впервые в отечественной практике в проекте стандарта сделана попытка описать планируемый результат и оценить необходимые для его достижения условия. 

 

Но есть и другой подход. Он в  том, что инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот кризис. В этой логике инновации  призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения. Можно  выделить и ряд конкретных противоречий, которые присущи и для отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. К ним следует отнести такие противоречия, как:

 

·      между стандартизированным  обучением всех учащихся и их индивидуальными  способностями и интересами;

 

·      между бурным развитием  науки и реальными познавательными  возможностями учащихся;

 

·      между тенденциями  к специализации обучения и задачей  разностороннего развития личности;

 

·      между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.

 

Этот подход не противоречит первому, так как решение проблем, выход  из кризиса может улучшать и качество жизни, и качество образования, как  ее составляющую и ожидаемый результат образовательного процесса.

 

Итак, инновации в педагогике с  одной стороны стали необходимостью, а с другой крайне рискованной    зоной из-за отсутствия простых и  ясных критериев оценки. Они требуют, как правило, сложной экспертизы, которую сегодня приравнивают к виду исследовательской деятельности и которая крайне зависима от субъективного опыта эксперта. Инновации предполагают формирование новых педагогических реалий и возникновение новой культурной традиции. Это получается не всегда. Такое положение характерно для всей инновационной деятельности и по данным крупных компаний, имеющих развитый инновационный сектор, до 70 процентов новшеств не осуществляется в задуманном автором объеме. В образовании ситуации еще более сложная. Например, анализ работ поданных на конкурс инновационных разработок показал, что авторы часто даже не могут аргументировано и осмысленно представить основную идею и сущностные характеристики представляемых нововведений, а уж тем более не могут объяснить смысл инновации для них самих. Результат не уникален. Более того, исследования, проведенные в США, показали, что все инновации в образовании могут быть уложены в своеобразную матрицу.

  

Положительный эффект 

Отрицательный эффект

 

Реализованные 

1

 

  

2

 

 

 

Нереализованные 

3

 

  

4

 

 

И хотя в случае не реализованных  инноваций говорить об эффекте можно  только предположительно, исследование показало, что инновации в образовании  могут приносить как положительный, так и отрицательный результат.

 

Еще одна сложность связана с  технологией введения инноваций. В этом контексте можно согласиться с тем, что полноценный инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс, в наиболее общем виде, рассматривается как развитие трех основных этапов: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом может быть определена как инновационная деятельность.

 

Эта деятельность может быть более детализирована и тогда в ней выделяются следующие действия:

 

·      определение потребности  в изменениях;

 

·      сбор информации и  анализ ситуации;

 

·      предварительный  выбор или самостоятельная разработка нововведения;

 

·      принятие решения  о внедрении (освоении);

 

·      собственно само внедрение, включая пробное использование  новшества;

 

·      длительное использование  новшества, в процессе которого оно  становится элементом повседневной практики.

 

Очевидно, что сложности возникают на этапе внедрения, так как автор или авторская группа должны доказать эффективность своего новшества и найти мотивы для того, чтобы внешнее окружение присоединилось к группе сторонников новшества и включилось в его апробацию. Можно также предположить, что у директора школы, заведующего районо и Министра образования есть разный набор аргументов и стимулов. Трудно определить, где мотивирование перерастает в административное давление и происходит формализация, потеря смысла инновации. Так в своей колонке в «Вестнике образования» министр образования и науки Андрей Фурсенко выразил эту позицию так: «Работникам образования хорошо известно, что любая инновация – это риск…Если же инновация исходит от управленцев, то это риск вдвойне. В нашей стране принято считать, что даже если такая идея разумна, на практике ее реализуют плохо. Я сам противник административного подхода в реализации инноваций и готов признать, что любая идея в сфере образования, которая жестко «продавливается» начальством, обречена на неудачу ».

 

И, наконец, последнее, что следует  определить. Это приемлемая классификация  инноваций. Они достаточно разнообразны и их довольно много, тем не менее, рискну предложить две шкалы измерения  инноваций. Первая с точки зрения новизны. Вторая с точки зрения области распространения. Эти шкалы были предложены мною и М.В. Богуславским для конкурса инновационных разработок, которые проводятся в рамках образовательного форума в Сокольниках. Итак, по степени новизны мы предложили выделить следующие виды инноваций:

 

1. Ретроинновация, когда в современную  практику переносится в несколько  модифицированном виде уже имевшийся  в прошлом, но в силу исторических  обстоятельств переставший применяться  феномен, например гимназия, лицей,  профильное обучение и т п.

 

2. Аналоговая инновация, когда  берется известный подход и  вносится частная модификация,  например, в рамках рейтинговой  оценки применяется 1000 балльная  шкала или модульная система  дополняется блочно модульной.

 

3. Комбинаторная инновация,  когда из нескольких известных блоков в результате их объединения получается качественно новый продукт.

 

4. Сущностная инновация, когда  возникает действительно новый  ход, например «школа диалога  культур».

 

В полной мере инновацией можно называть только два последних вида, которые предполагают возникновение новых сущностных характеристик и для субъектов инновационного процесса и для его результатов.

 

По области распространения  инновации могут быть разделены  на инновации:

 

·      в обучении;

 

·      в воспитании;

 

·      в управлении;

 

·      в переподготовке кадров.

 

На основании этой типологии  можно описать инновационное  поле отечественного образования, а, следовательно, определить и вид предлагаемой инновации, решив, по крайней мере, вопрос о  ее подлинности.

 

Так, например, под инновациями  в обучении предлагается понимать новые  методики преподавания, новые способы  организации занятий, новшества  в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

 

1. Организация занятий (без разрушения  классно-урочной системы)

 

- создание гомогенных классов  с правом перехода в классы  иного уровня;

 

- создание профильных классов;

 

- методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;

 

- игровые методики (викторины, диспуты).

 

Организация занятий (с разрушением  классно-урочной системы):

 

- метод проектов,

 

- школа – парк,

 

- создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).

 

- индивидуальные образовательные  траектории;

 

- тьютерство.

 

2. Представление и передача содержания  образования  

 

- опорные сигналы;

 

- организация межпредметных уроков  с предъявлением межпредметных связей;

 

- построение учебного процесса  по областям человеческой деятельности  или историческим эпохам;

 

- создание компьютеризированных  курсов;

 

- технологии созданные на основе  принципа полного усвоения;

 

- метод погружения;

 

- выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;

 

- программное обучение;

 

- проблемное обучение;

 

- организация исследовательской  деятельности с получением новых  для учащихся знаний.

 

3. Методы оценивания образовательного результата:

 

- расширение бальной шкалы (для  фиксации творческого продвижения);

 

- рейтинговая оценка;

 

- создание портфолио.

 

Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании  новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:

 

- создание различных вариантов  школы полного дня; 

 

- создание психолого-педагогических  центров и подразделений школ;

 

- создание гувернерской службы  внутри школы;

 

- создание детско-родительских  объединений вокруг школы;

 

- создание развернутой системы  дополнительного образования внутри  школы;

 

- создание систем дополнительной  мотивации к общественно-полезной  деятельности. 

 

Под инновациями в управлении следует  понимать новшества, направленные на привлечение  представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также  оригинальные схемы организации  управленческой и хозяйственной  деятельности:

 

- маркетинговые исследования в практике школ;

 

- создание систем автоматизации  школьного управления;

 

- создание проблемных групп  и кафедр внутри школы; 

 

- создание попечительских и  управляющих советов с реальными  функциями;

 

- создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ (как правило, на селе);

 

- введение ваучеров в системе  повышения квалификации.

 

Следует также констатировать, что  большинство инноваций, которые  сегодня широко реализуются Министерством  образования, относились в большей степени не к содержанию образовательному процесса, а принципам его управления. К таким инновациям можно отнести:

 

- нормативно-подушевое финансирование;

 

- перевод образовательный учреждений  в статус АНО;

 

- реформирование системы оплаты  труда. 

 

Под инновациями в подготовке и переподготовке кадров образования следует рассматривать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, а также новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования:

 

- дистанционное обучение;

 

- создание  сетевых структур;

 

- тьютерство;

 

- создание  интегрированных межпредметных  курсов по обучению новых профессиональных  групп (менеджеров образования,  экспертов, учителей профильной  школы).


Информация о работе Инновации в образовании, вектор развития и основная реальная практика