Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 23:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение и анализ теоретических и практических методов выбора инновационной стратегии.
Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:
Теоретико-методологическое изучение основ инновационной стратегии предприятии.
Анализ экономической деятельности организации.
Изучение и оценка инновационной стратегии предприятия.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА
кафедра менеджмента и права
Курсовая работа по инновационному менеджменту
на тему: «Инновационная деятельность организации с позиций
обновления продукции (услуг)»
группы МПи-51
Специальность менеджмент организации
Конина А.И
Рецензент
Волков В.И.
Пермь 2014 г.
Оглавление
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Инновационная стратегия – это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы, так как проблема заключается не только в самих инновациях как таковых, а прежде всего в эффективном управлении ими.
Цель курсовой работы – изучение и анализ теоретических и практических методов выбора инновационной стратегии.
Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:
Объектом исследования является сеть продуктовых магазинов ЗАО «Тандер», г. Пермь.
Предметом исследования служит инновационная стратегия ЗАО «Тандер».
В результате исследования были использованы следующие методы: аналитический, экономический, расчетно-конструктивный, системный подход.
Инновационная деятельность – более широкое понятие, чем инновационный процесс. Она включает сам инновационный процесс и систему организационных, производственных и коммерческих мероприятий, направленных на создание или усовершенствование продукта, технологического процесса, получение прибыли. Благодаря четкой организации инновационной деятельности происходит ускорение технологического развития общества, быстрейшее внедрение всех достижений научно-технического процесса. Поэтому главной целью государственной инновационной политики является создание экономических, правовых, финансовых и организационных условий для осуществления успешной инновационной деятельности. Современную инновационную деятельность и ее виды характеризуют по двум направлениям (тенденциям):
• с позиции рекомендаций ЮНЕСКО инновационная деятельность рассматривается как научно-техническая деятельность (НТД), которая включает три ее вида: научные исследования и разработки (НИОКР); научно-техническое образование и подготовка кадров; научно-технические услуги;
• согласно сложившимся представлениям отечественных ученых-экономистов инновационная деятельность – это разработка новшеств и деятельность по материализации нововведений.[10]
Научно-техническая деятельность характеризуется масштабом (объемом) выполняемых научных исследований, которые могут осуществляться в рамках научного направления научной проблемы, научной темы.
Научное направление – наиболее крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер, и посвящено решению задач развития данной отрасли науки и техники. Решение того или иного научного направления возможно усилиями ряда научных организаций.
Научная проблема – часть научного направления,
представляющая один из возможных путей
ее решения. Выполнение научной проблемы
может осуществляться в виде целевой научно-технической
программы, которая является комплексом
увязанных по ресурсам и исполнителям
работ. Как правило, координацию этих работ
проводят головные научные организации.
Научная тема – часть проблемы, которая
решается обычно в пределах одной научной
организации и выступает основной единицей
тематического плана при финансировании,
планировании и учете работ. Цель темы
НИОКР – эффективное решение конкретной
задачи. Например, разработка прибора,
способа, проведение патентных исследований,
выполнение экономических работ и т. д.
Тема в зависимости от сложности может
разбиваться на этапы.
При осуществлении инновационной деятельности
следует различать ее объекты, субъекты
и понятие «инноватор».
Объект инновационной деятельности – это разработка техники и технологии для предприятий, находящихся на территории данной страны, независимо от их форм собственности. [3]
Субъектами инновационной деятельности выступают юридические и физические лица, иностранные учреждения и граждане, а также лица без гражданства.
Инноватор – это творец, созидатель инновации: открытия, технического решения, полезной модели, социально-экономической разработки, ноу-хау и т. д. Инновационная деятельность, как правило, осуществляется в научных учреждениях. Возможен термин и научная организация. Однако, с учетом многозначности понятия «организация» лучше пользоваться синонимичным термином «учреждение».
Все виды инновационной деятельности (НТД) представляют собой инновационную сферу, т. е. область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (товаров и услуг), включающую распространение инноваций.
Инновационная деятельность немыслима без четко работающей инновационной инфраструктуры. В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерирования новых научно-технических идей и их обработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции. Таким образом, инновационная инфраструктура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций или их подразделений, осуществляющих инновационную деятельность и способствующих ей. К таким организациям относятся:
• Инновационный инкубатор – сложный многопрофильный комплекс, как правило, занимающий отдельное здание и реализующий широкий перечень инновационных и информационных услуг. Инкубатор предоставляет услуги сторонним фирмам в течение 2-5 лет, после чего эти фирмы покидают инкубатор и начинают самостоятельную деятельность. Можно обозначить виды работ, проводимых в инкубаторе: экспертиза инновационных проектов, которая включает научно-техническую (определяется новизна и достоверность предлагаемого проекта), экологическую и коммерческую экспертизы, поиск инвесторов и предоставление им необходимых гарантий, предоставление на льготных условиях помещений, оборудования опытного производства, оказание правовых, рекламных, информационных, консультационных и прочих услуг. Инкубатор как коммерческая организация обеспечивает свою деятельность на самоокупаемости за счет участия в будущих прибылях, инновационных фирм. Инновационные инкубаторы явились основой и ядром будущих технологических парков и технополисов. [7]
• Технологический парк – это научно-производственный территориальный комплекс, в состав которого входят ряд центров: исследовательский, инновационный, маркетинговый, центр обучения и центр информационных технологий. Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу материального производства.
• Наивысшим проявлением интеграционной тенденции в инновационной деятельности является технополис. Он представляет собой целостную научно-производственную структуру, создаваемую на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Он представляет собой конгломерат, состоящий из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм, внедренческих, венчурных и других организаций. Центром технополиса, его стержневым звеном, обычно является крупный университет – генератор и носитель фундаментальной науки.
Для обеспечения высокой эффективности инновационной деятельности при ее осуществлении должны соблюдаться следующие принципы:
Инновационная деятельность предприятия формируется
под влиянием различных факторов внешней
и внутренней среды предприятия.
Внешняя среда предприятия – это совокупность
хозяйственных, законодательных субъектов,
законов и положений, оказывающих влияние
на инновационную деятельность посредством
различных факторов. Факторы внешней среды
подразделяются на факторы прямого и косвенного
воздействия.
Важнейшим фактором внешней среды, влияющим на инновационную деятельность, является состояние инновационной инфраструктуры.
Инновационная инфраструктура – это совокупность инновационных структур (институтов, предприятий, фондов), способствующих повышению активности и эффективности инновационной деятельности, сокращению длительности инновационного процесса. Она включает ряд элементов, важнейшими из которых являются:
Механизм реализации инновационной деятельности должен предусматривать ее регуляторы: льготное налогообложение, кредитование, субсидирование, стимулирование труда научных кадров и других разработчиков инноваций.
Внутренняя среда предприятия – это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих устанавливать успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов, потребителями продукции, обеспечить развитие предприятия на основе активной инновационной деятельности.
К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на инновационную деятельность, относятся: наукоемкость, материало-энергоемкость, фондоемкость производства; тип производства; технический уровень производства; уровень научно-технологического потенциала.
Особенности организации современного производства и обеспечения его эффективного использования, требуют сегодня от менеджмента предприятия не только многочисленных знаний, но успешного и эффективного их применения. Вся инновационная деятельность предприятия должна быть нацелена на выполнение заданных целей. Необходимо, кроме стандартных задач по запуску производства и контроля его правильной функциональной деятельности, также предусматривать своевременные инновационные обновления не только производственных мощностей и технологий, но и самой формы организации современного производства. Вся инновационная деятельность предприятия должна носить плановый и четко выверенный порядок с самого начала. Усилия команды менеджеров обычно сводятся к поиску и дальнейшей реализации новейших инноваций с целью обновления или усовершенствования ассортимента выпускаемой продукции, повышения ее качественных характеристик, применению новых технологий не только в сфере производства, а и в самой организационной составляющей предприятия. Современная инновационная деятельность предприятия включает в себя несколько основных этапов: Для аналитики инновационного потенциала предприятия менеджерами компании проводится ряд необходимых операций, и в первую очередь выявляются все проблемы предприятия, во всех ключевых функциях его производства. Дальше осуществляется тщательная разработка деталей процесса инновационной деятельности предприятия. Проводится ряд мероприятий по организации и внедрению всех изменений в соответствии с планом проведения инновационной деятельности предприятия, с применением современной системы анализа и контроля. При необходимости срочно вносятся нужные коррективы и изменения. Для выявления инновационного потенциала предприятия могут приглашаться дополнительные специалисты и аналитики со сторонних организаций. Ведь от правильной и четкой картины стартовой позиции компании, в дальнейшем будет зависеть не только выбор инновационного решения, но и весь процесс его внедрения, а также результативность в получении конечного продукта, в виде финансовой прибыли компании. Верно выявленный инновационный потенциал предприятия – это не просто плановая диагностика всей производственно-хозяйственной деятельности производства, оценка выпускаемой продукции и рынков сбыта, а и основа для будущего успеха инновационных изменений на предприятии. [6] Разработка инновационной стратегии компании состоит из нескольких ключевых моментов. Два основных из них – это выбор самой инновационной технологии и определение с финансированием всей инновационной деятельности. Сегодня на рынке масса предложений новых технологий со всех областях производства. Фирмы разработчики кроме самих новых систем и оборудования, также предлагают в комплексе услуги по внедрению технологий, их адаптации на предприятии и обучению персонала. Правильно выбранная инновационная стратегия предприятия, определение ее эффективности и разработка системы ее внедрения в производство – это задача менеджмента компании. В его обязанности входит система управления и контроля выполнения всего комплекса мер в рамках выполнения инновационной стратегии предприятия. Также команде менеджеров компании может быть поручен и финансовый контроль процесса инновационного внедрения на всех этапах тактической реализации принятых решений. Инновационная деятельность предприятия, проводимая на больших производственных комплексах, может предполагать создание временных финансовых венчурных фондов. Так что, несмотря на видимую сложность при грамотном анализе всех факторов, полном изучении инновационного потенциала предприятия и зная конечную цель инновационных изменений, команда менеджеров вполне может добиться быстрых и эффективных финансовых результатов в своей компании.
Информация о работе Инновационная деятельность организации с позиций обновления продукции (услуг)