Инновационная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 16:34, реферат

Описание работы

Развитие инновационных производств с недавнего времени стало одной из самых актуальных задач российской экономики. 18 апреля 2008 года выступая на заседании президиума Госсовета в Дубне, президент России Дмитрий Медведев заявил, что инновационная деятельность является решающим условием долгосрочного роста экономики. Он призвал к качественному росту инноваций и увеличению их вклада в ВВП, поскольку пока инновационная продукция занимает лишь 5,5% в общем объеме промышленного производства.

Содержание работы

Введение
1.Теория инновационного менеджмента
2.Инновационная политика
3.Инновационный менеджмент в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Инновационная политика в России.docx

— 49.21 Кб (Скачать файл)

 

Инновационный менеджмент в России

        Безусловно, определенные позитивные сдвиги в развитии инноваций наметились. Как отмечалось в докладе Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации в 2003 г., правительству удалось "сдержать нарастание кризисных процессов, предотвратить распад научной сферы, улучшить некоторые абсолютные и относительные показатели науки".10  В то же время, анализируя показатели последних лет, можно отметить следующее.

      Во-первых, наметился некоторый рост расходов на НИОКР как в относительном, так и абсолютном выражении.

Затраты на технологические инновации,

млн руб., до 1998 г. – млрд руб.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды

49428.0

61312.9

86394.6

105444.7

122850.5

125678.2

188492.2

207499.2

Затраты на технологические инновации малых предприятий, млн руб., до 1998 г. – млрд руб.

867.6

997.7

1296.5

1932.7

10608.2


 

Источник: Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. – М.: ГУ–ВШЭ, 2009. – 488 с.

      Однако, в отрасли связи и деятельности, связанной с использованием

вычислительной техники и информационных технологий динамика в основном отрицательная. Если же сравнивать Россию в этом отношении с Западом, то можно увидеть, насколько мы отстаем в финансировании НИОКР.

ДОЛЯ СТРАН В ОБЩИХ РАСХОДАХ НА НИОКР В 2009 г.

(в млрд. долл. по ППС и %)

 

Общие расходы на НИОКР

млрд. долл.

% от мировых расходов на НИОКР

США

389,2

35,0

Япония

139,6

12,6

Китай

123,7

11,1

Германия

67,9

6,1

Южная Корея

41,3

3,7

Франция

41,1

3,7

Великобритания

37,2

3,3

Индия

28,1

2,5

Канада

23,2

2,1

Россия

21,7

2,0

Италия

18,6

1,7

Бразилия

18,0

1,6

Тайвань

17,5

1,6

Испания

17,2

1,6


 

Источник: R&D Magazine, 2010 Global R&D Funding Forecast, p.5

      Также интересно будет взглянуть на доли государства и частного сектора в расходах на НИОКР.

СООТНОШЕНИЕ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРА НА НИОКР

Источник:  OECD Science, Technology and Industry Outlook 2008, p.83.

    Важным фактором в развитии инноваций является налогообложение.

Показатель налоговых льгот на 1$ затрат на НИОКР(2008г.)

Источник: Global R&D Report 2008 Magazine,  p.11,  2009 Global R&D Funding Forecast, p.27

       Однако этот рост, по сравнению с многократным спадом в период 1992-1998 гг., пока еще недостаточен.

      Несмотря на неустойчивость наметившихся положительных тенденций, в России в последние годы наблюдается повышение внимания к инновационной деятельности. И хотя еще в целом нельзя говорить о заметном росте инновационной активности, отмечается все больший интерес к проблемам инновационного менеджмента.  К настоящему времени опубликовано достаточно большое количество монографий по инновационному менеджменту.

           Какие же проблемы в развитии и внедрении в производство инноваций имеются в России?

Обеспечить успех в бизнесе и прибыль можно двумя способами. Первый — за счет обладания какими-то дефицитными или дешевыми ресурсами, за счет извлечения природно-сырьевой или административной ренты.  Второй — за счет создания временной монополии предпринимателя, первым предложившего на рынок востребованный товар (или обеспечившего снижение издержек). Первый путь — путь патриархальной силы и почвы, стабильности и удержания. Второй — путь творчества и огня, изменений и развития. Эти два типа деятельности обречены на сосуществование и противоборство — важно, какой из них становится определяющим. Пока у нас доминирующим является первый тип хозяйствования.

       Когда у бизнеса  есть возможность использовать  дешевое сырье и энергию, зачем  ему производить сложный продукт  — проще продавать эти ресурсы  в минимально преобразованном  виде. Если есть дешевая рабочая  сила — зачем применять новые  технологии, снижающие трудоемкость? Если можно использовать связи  с чиновниками и выстраивать  различные административные барьеры  в борьбе с конкурентами —  зачем улучшать качество и  придумывать что-то новое? Правда, наслаждаться своими правами  на все эти источники и рассчитывать  на них как на основу своего  преимущества, по меньшей мере, недальновидно  — все источники имеют обыкновение  когда-нибудь заканчиваться. Поэтому  обладатели такого рода — временщики, задача которых — накопить  за время обладания своей собственностью  достаточно сил, чтобы захватить  и удерживать в будущем другие  дефицитные ресурсы.

      Оригинальные идеи предельно персонализированы. Они рождаются в голове у творца как результат индивидуального опыта. Но превратиться в инновации эти идеи могут только в процессе совместной работы и творчества многих людей. Создать в стране такие условия, чтобы появление инноваций вообще, а особенно технологических инноваций стало не разовым счастливым событием, не подвигом энтузиастов, а неотъемлемым элементом экономики, рутиной повседневной хозяйственной жизни, — главнейшая стратегическая задача любого государства.

      Инновации — это  не отдельная отрасль или корпорация, которую можно накачать ресурсами  и добиться успеха, а составляющая, пронизывающая все отрасли народного  хозяйства. Инновации — производная  функция от силы и остроты  конкуренции между хозяйствующими  субъектами, социальными группами, людьми.

      Строить инновационную  экономику — значит добиваться  того, чтобы: а) возможностей извлекать  ренту из простого обладания  ресурсами становилось все меньше (принуждение к инновациям); б) извлекать  инновационную ренту становилось  все проще и безопасней (поощрение  инноваций). Существует восемь основных  направлений этой работы:

1. Конкуренция — главный двигатель  инновационной активности, поэтому  необходимо радикально сокращать  имеющиеся административные ограничения  развития конкуренции и предотвращать  возникновение новых.  Для начала защита права частной собственности, в том числе интеллектуальной, должно стать «священной коровой» любого государственного чиновника, а покушение на нее — преступлением против государства.

2. Прибыльность доступа к природной  ренте должна быть минимизирована. За малый риск нельзя получать  высокую прибыль. Как вариант  — любой, кто пользуется преимуществами  монополиста, должен взять на  себя обязательства использовать  монопольную ренту для осуществления  масштабных и долгосрочных проектов  технологического развития.

3. Патронат инноваций. Инновационные  разработки часто появляются  у тех, кто не обладает достаточной  силой и ресурсами, чтобы защитить  их и довести до состояния  массового продукта. Поэтому необходимо  создание тепличных условий для  таких разработок на ранних  стадиях их развития: налоговые  льготы, длинные и дешевые займы  и гранты, бизнес-инкубаторы и  технопарки с бесплатной или  дешевой инфраструктурой, учебные  программы и информационная поддержка.

4. Технологические коридоры. Сегодня  «капитаны бизнеса» больше озабочены  отчетами перед акционерами и  повышением капитализации, чем поисками  ответов на угрозы, которые могут  реализоваться в отдаленной перспективе. Если мы не хотим окончательно  остановиться в развитии и  быть готовыми к отражению  новых угроз, необходимо установить  для себя долгосрочные задачи  достижения все более сложных  и высоких научных и технологических  целей. Для этого необходимо правительственными  решениями устанавливать перечень  технических требований к производимой  продукции или используемым технологиям, которых следует достигнуть к  установленным срокам.

5. Большие проекты. Наиболее значительные  инновационные прорывы возникают  вокруг масштабных технологических  проектов, реализация которых возможна  только с участием ресурсов, контролируемых  государством. Поэтому государству  необходимо инициировать появление  Больших проектов, опираясь при  этом на мнение ученых и  союз с крупным бизнесом. Не  совокупности разрозненных деяний  в одной области, а именно единого  проекта, направленного на решение  глобальной сверхзадачи. Такого, как  полет человека в космос. Или строительство Транссиба. Для реализации таких проектов необходимо создание нескольких эффективных национальных высокотехнологичных корпораций, работающих на мировых рынках гражданской продукции. Они должны создаваться при активном участии государства, но, как обычный субъект корпоративного права, находиться в равных с другими хозяйствующими субъектами условиях, доказывая свою конкурентоспособность.

6. Образование и пропаганда. Научные  открытия являются основой инновационных  разработок, поэтому необходимо  радикально увеличить объем средств, отпускаемых на развитие науки  государством и бизнесом, и при  этом обеспечить возможность  свободы научного поиска, а также  обмена знаниями между научными  коллективами, дисциплинами, странами. Невозможно развитие науки и  инноваций без прочной базы  знаний, поэтому образовательные  учреждения должны готовить творческих  личностей, обладающих разносторонними  знаниями. Работа в образовании  должна стать одной из самых  высокооплачиваемых и почетных. Необходимо изменение отношения  общества к науке, образованию, инновационным  разработкам.

7. Инновационный актив. Все определяют  конкретные люди. Невозможно выработать  правильные приоритеты и способы  развития без организации диалога  государства, бизнеса и науки. Необходимо  формирование открытых площадок  для коммуникации этих сообществ  и согласования их интересов  и предложений. Ученые и профессионалы-технологи  должны получить свое представительство  в государственном аппарате наряду  с экономистами, юристами и госчиновниками. Необходимо, чтобы государство формулировало  и проводило не только экономическую  и социальную, но и технологическую  политику. Должно быть организовано  долгосрочное прогнозирование технологического  развития и выбор приоритетных  направлений, пользующихся особой  поддержкой государства. Нам наплевать  на избитые идеологические штампы, и поэтому мы готовы к союзу  с любым из существующих политических  течений и к использованию  любых разумных предложений по  регулированию экономики и управлению  государством, если эти предложения  ведут к развитию творчества, наук, инноваций.

 

Заключение

      У России есть беда — она слишком богата природными ресурсами, занимает слишком много места на Земле и при этом слишком малолюдна, чтобы остальной мир оставил нас в покое. Другая сторона нашего богатства — расслабленность и уверенность в том, что мы не пропадем и будем нужны миру в любом случае. Так не получится. Обосновать перед человечеством свое право на владение этими богатствами, на ту же Сибирь и Арктику, да и вообще на самостоятельное существование мы сможем, не только поддерживая военное могущество, но создавая новые культурные и технологические ценности, поддерживая собственную оригинальную российскую цивилизацию. Пора забыть о лени и расслабленности. Мир входит в полосу нестабильности и неопределенности. Повсюду возникают новые центры сил и угроз. Кроме привычных противников уже скоро мы столкнемся с другими — молодыми, голодными и амбициозными. В случае прямого конфликта мы уже не сможем, как прежде, полагаться на необъятные просторы, многочисленное население и отвагу защитников. Противостоять всем этим угрозам мы можем, только опираясь на самую передовую науку, развитую промышленность, современные технику и технологию. Ученые, инженеры и техники — сегодня главная надежда и опора России.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Алексеева, 2-е издание. – М.: МИЭМП, 2008.– 48 с.

 

  1. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. – М.: ГУ–ВШЭ, 2009. – 488 с.

 

  1. Кирсанов К. Инновационный менеджмент в формировании научно-технической политики / К.Кирсанов, Д.Сиверин // Рос. экон. журн. - 1995. - N 1. - С.47-54.

 

  1. Инновационный менеджмент: справ. пособие. - М., 1998. - 567с.

 

  1. Инновационный менеджмент в России: Вопр. стратег. упр. и науч.-технол. безопасности / Макаров В.Л., Варшавский А.Е., Сутягин В.С. и др. - М.: Наука, 2004. - 879с.

 

  1. Смирнов А. Европейская наука защищается // Русский курьер. 2004. 31 августа. С.3.

 

  1. Развитие науки, технологий и техники (итоги и задачи на будущее) Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации в 2003 г. Концепции,№1 (13), 2004 г.

 

  1. http://ru.wikipedia.org

 

  1. http://sci.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour9967/1000.html (проект федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике)

Информация о работе Инновационная политика в России