Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:17, доклад
Анализ японского опыта инновационного развития позволяет сформулировать ряд обобщений и выводов, которые могут быть интересны и полезны для России:
1. В современных условиях научно-техническая политика становится главным системообразующим элементом в наборе регулирующих социально-экономических мер правительства, а также важнейшим фактором обеспечения комплексной национальной безопасности.
2. На ранних стадиях развития и в годы кризисных потрясений научно-технический прогресс может эффективно стимулироваться государством, но его роль должна постепенно снижаться.
3. Человеческий фактор является решающим в сфере НИОКР. Без достаточно хорошо обученных кадровых ресурсов чрезвычайно трудно ассимилировать даже те иностранные технологии, которые свободно доступны на мировых рынках.
4. Лишь открытая инновационная система позволяет использовать все выгоды глобализации мирохозяйственных связей.
5. Внедрение новых технологий на "целинную землю", не обремененную историческими традициями развития, может дать существенные экономические преимущества.
14. Япония все еще отстает
от США и ведущих
15. В долгосрочной перспективе приоритет будет переходить от разработки товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей, к товарам, ориентированным на чувства и эмоции. Япония обладает давними традициями соединения культуры и технологии, что будет и впредь открывать перед ней новые направления роста.
Ключевые слова: Япония, научно-технический прогресс, инновации, технологическое развитие, научно-техническая политика, венчуры.
Материал подготовил С. ЧЕБАНОВ (memojournal@imemo.ru)
Приложение 1
Реформа центрального правительства Японии
* Январь 2001 г. - реформа центрального правительства: министерства и управления (глава в ранге министра кабинета) 23 → 13
* Совет по науке и технологии (СНТ) преобразован в совет по научной и технологической политике (СНТП) Функции:
- разработка стратегических направлений развития не только естественных, но и социальных наук
- ответственность за реализацию Базовых планов развития науки и технологии
- секретариат: канцелярия
* Министерство образования и Управление по науке и технологии (УНТ) объединены в Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии
- при министерстве создан
Приложение 2
Изменения в структуре администрирования (в процессе принятия решений) сферы НИОКР
стр. 10
Приложение 3
Приложение 4
Реформа национальных университетов Японии
* Преобразование национальных
университетов и национальных
институтов в независимые корпо
* Улучшение системы
* Увеличение числа
* Расширение конкурентных
* Стимулирование
* Усиление сотрудничества
* Создание при университетах
специальных подразделений
Приложение 5
Новая парадигма инновационной активности в частнопредпринимательском секторе
1. Отход от приоритетности
2. Резкое увеличение числа
3. Большее, чем прежде, использование научно-исследовательских партнерств и стратегических альянсов с иностранными, прежде всего американскими, компаниями.
4 Рост агрессивности по линии
поглощения
5. Повышение интереса к рынку венчурного капитала, рост инвестиций в проекты развития корпоративных венчуров.
6. Усиление сотрудничества на
основе совместных проектов
* Лейтмотив новой модели: перенос центра тяжести с внутрифирменных исследований к преимущественному использованию внешних ресурсов НИОКР (R & D outsourcing). Соединение с собственным технологическим потенциалом для получения синергетического эффекта. Значительно более проективный подход, чем простое лицензирование.
стр. 11
Приложение 6
Стратегические установки по стимулированию инноваций (СНТП, 14 июня 2006 г.)
Приложение 7
Опрос ученых топ-уровня относительно изменений в исследовательской среде (лучше-хуже) после 1996 г.
* Анкетный опрос ученых топ-уровня
- топ-уровень → авторы 10% наиболее часто цитируемых работ
- в число 10% наиболее часто
цитируемых японских работ
- Опросник разослан авторам 1.5 тыс. работ → 22 позиции
- ответили 868 авторов
* Цель обследования
- выявить самые больные точки научно-исследовательской среды
- выработать эффективные меры их устранения
* Результаты обследования
- улучшение исследовательской среды по 21 позиции из 22
- ухудшение → только по оценке времени на исследования
- по 17 позициям, относящимся в основном
к человеческим ресурсам, улучшение
признано недостаточным (до
* Основные проблемы
- недостаточная развитость
- ошибки в распределении
- беспокойство по поводу долгосрочных и фундаментальных исследований
- необходимость повышения
- необходимость улучшения
стр. 12
Приложение 8
Рост, генерируемый спросом: улучшение качества жизни людей
Приложение 9
Рост, стимулируемый преимуществами Японии
стр. 13
Приложение 10
Достижение устойчивого
Приложение 11
Основы поддержания
Приложение 12
Проекты по модернизации российской экономики по приоритетным направлениям, относительно которых были выражены ожидания сотрудничества с российской стороны
Повышение энергоэффективности
- Проект снижения выбросов
- Реализация проектов в России
с использованием
- Производство автокомпонентов, включая светодиодные фары.
Медицина
- Создание телемедицинской сети на Дальнем Востоке.
- Производство
в России медицинского
- Производство и разработка лекарств.
Информационные технологии
- Разработка
программного обеспечения и
Освоение космоса
- Геологические исследования с использованием спутниковых технологий.
стр. 14