Инновационное предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

России нужна агрессивная инновационная политика государства, направленная на создание полной инновационной инфраструктуры, которая позволит успешно функционировать инновационным предприятиям и создаст благоприятные условия для венчурного инвестирования.

Содержание работы

Введение
1. Сущность инвестиционного предпринимательства
2. Формы инвестиционного предпринимательства
3. Финансирование инвестиционной деятельности
4. Национальная инновационная структура
5. Молодежное инновационное предпринимательство в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

пока лучший курсач.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

     К крупным организационным формам инновационного предпринимательства  относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические  кооперативы, технополисы и научно-технологические парки (технопарки), исследовательские консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерционализация инновационного продукта. Крупные формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики. 

     3. Финансирование инвестиционной  деятельности 

     Для достижения конкурентных преимуществ  и максимизации прибыли, фирмам, при  нынешних условиях развития рынка, приходится разрабатывать и предлагать потребителю новые виды товаров и услуг. Данные нововведения требуют больших финансовых затрат по крайней мере на начальном этапе. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве, затраты на проведение различных исследований и проектирование изделий и технологических процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и др.

     В целом, общая сумма финансирования инновационного проекта фирмы может складывается из средств, направляемых на:

     1. финансирование затрат по техническому  перевооружению, модернизации и  увеличению производственных мощностей;

     2. финансирование затрат по подготовке  и освоению новой и модернизированной продукции, конструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;

     3. проведение НИОКР (включая приобретение  лицензий), на финансирование затрат  на приобретение оборудования, приборов  и других товарно-материальных ценностей для этих работ;

     4. компенсацию повышенных затрат  на производство новой продукции  в период ее освоения;

     5. финансирование прироста собственных  оборотных средств, а также  на возмещение их недостатка;

     6. погашение долгосрочных кредитов  банков, а также на уплату по ним процентов.

     На  этой базе определяется потребность  в капитале, привязанная к графику  реализации инновационного проекта  и осуществляется поиск оптимального инструментария финансирования.

     В соответствии с законодательством, под инновационной деятельностью понимается "процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок (инноваций) либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности". В целом все источники финансирования инновационной деятельности принято подразделять на: централизованные (бюджетные или государственные) и децентрализованные (внебюджетные или коммерческие).

     Децентрализованные  источники: прямые и косвенные.

     Наиболее  распространенными источниками  прямого финансирования инновационных  проектов являются: банковский кредит, средства от эмиссии ценных бумаг, сторонние  инвестиции под создание проектного предприятия для реализации проекта, средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов, инновационный кредит, доходы от краткосрочных проектов (для финансирования долгосрочных), собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд), средства, полученные под заклад имущества. В свою очередь, к косвенным методам относятся такие, суть которых заключается в обеспечении инновационных проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. К подобным методам относят: покупка в рассрочку или получение в лизинг (аренду) необходимого для выполнения проекта оборудования, приобретение (на используемую в проекте технологию) лицензии с оплатой последней в форме "роялти" (процента от продаж конечного продукта, особенного по данной лицензии), размещение ценных бумаг с оплатой в форме поставок или получения в лизинг необходимых ресурсов, привлечение потребных трудовых ресурсов и привлечение вкладов под проект в виде знаний, навыков и "ноу-хау".

     Централизованные  источники.

     К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. В соответствии с законом РФ "О науке и научно-технической политике" на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. В соответствии с законодательством, основными источниками доходов бюджета являются: налоговые отчисления фирм, предприятий и организаций, акцизы, лицензионные и регистрационные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи, доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие неналоговые доходы. В некоторых случаях, в частности, на проведение научно-исследовательских работ прикладного характера, расходуются средства, накопленные за счет отчислений земельного налога и арендной платы за землю. Данные доходы перераспределяются между различными целевыми фондами, определенная часть идет на финансирование фундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых как государственными предприятиями, учреждениями и организациями, так и частными фирмами. Средства, получаемые от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, учитываются в полном объеме в доходах федерального бюджета и направляются на финансирование мероприятий, связанных с осуществлением военной реформы и реализацией различных целевых программ.

     Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными  средствами (прямое финансирование: прямое бюджетирование ФИ и прикладных разработок, направленных на экологические, социальные, оборонные цели), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование: создание благоприятных условий для выполнения НИОКР: налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование).

     Для государства особую важность представляет поддержка малых инновационных  фирм, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.

     Проблема  поиска оптимального инструментария финансирования деловых операций очень важна, поскольку  объем и характер ресурсов, которыми располагает инновационная фирма - это одна из важнейших составляющих, которая определяет ее инновационную стратегию. От того, в какой степени в настоящее время внедряемые инвестиционные проекты учитывают передовые, прогрессивные технические и технологические тенденции, на микро-уровне зависит размер получаемой фирмами прибыли, а на макро-уровне это выражается в повышении уровня НТП и конкурентоспособности страны на международных рынках. 

     4. Национальная инновационная структура 

     Основной  проблемой российской инновационной системы является то, что в результате трансформационных шоков (как со стороны спроса, так и со стороны предложения) рыночное равновесие установилось на крайне низком уровне, не соответствующем накопленным интеллектуальным и человеческим ресурсам, а также материальным активам. Помимо этого, национальная инновационная система, которая должна представлять собой, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и реализацией научных знаний, а с другой, комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы, страдает существенной неполнотой, хотя органами государственного управления уже довольно много сделано в этом направлении. В частности, на территории страны в настоящее время действуют более 70 технологических парков, идет формирование федеральных центров науки и высоких технологий по стратегическим научно-техническим направлениям. Работают Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федеральный фонд развития малого предпринимательства, система внебюджетных фондов технологического развития. Создан Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства. Разработан и утвержден Координационный план совместных действий по созданию многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере. При 60 университетах и вузах функционируют технопарки. В регионах с развитым научно-техническим потенциалом создается сеть региональных инновационно-технологических центров (ИТЦ). Сейчас их создано: 18 – с привлечением федеральных ресурсов и 17 – за счет средств регионов, в составе которых организованы 266 малых фирм, в которых созданы рабочие места для 6000 высококвалифицированных специалистов.

     В России инновационная активность отличает предприятия, относящиеся к отрасли  машиностроения и металлообработки (около половины от общего количества инновационно-активных предприятий  в промышленности). Второе место  занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности.

     В экономически развитых странах средняя  доля нематериальных активов в основном научного характера составляет на производственных предприятиях 30%, тогда как в России она практически не учитывается. Это ведет к безнаказанному воровству авторских достижений, а результаты НИОКР российских ученых коммерчески используются за рубежом без всякого долевого участия России и авторов достижений.

     Для развития инновационного потенциала, обновления основных производственных фондов, активизации предпринимательской  деятельности в инновационной сфере  необходимо решить в предстоящий  период целый ряд задач государственной  инновационной политики. Отсутствуют крупные наукоемкие фирмы, которые могли бы взять на себя финансовые и технологические риски создания нововведений. Например, в США научные исследования – область, отличающаяся очень высокой концентрацией ресурсов в небольшом числе крупных корпораций. Всего 1% из общего числа компаний, ведущих НИОКР, контролируют около 70% расходуемых средств.

     В западных странах малый наукоемкий бизнес разросся и укрепился в 80-е  годы. Он стал заметной частью всего  малого предпринимательства. Ряд новейших направлений НТП в частном секторе, таких как программное обеспечение и биотехнология, развивается в основном за счет малого бизнеса.

     В России процесс создания МИП начался  в конце 80-х годов и прошел несколько  этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных видов деятельности. На этих этапах возникали научнотехнические кооперативы; центры научно-технического творчества молодежи; совместные инновационные предприятия; фирмы-посредники между временными творческими коллективами и заказчиками научно-технической продукции, занимавшиеся внедрением нововведений; фирмы, обеспечивающие процесс компьютеризации страны на базе импортной вычислительной техники, периферийного оборудования и средств связи. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными подразделениями государственных предприятий или организаций.

     В ходе же приватизационной кампании стали  возникать частные инновационные  предприятия: АО (товарищества) на материально-технической  и финансовой базе государственных предприятий или предприятий арендного типа, создававшихся на основе НИИ, вузов и госпредприятий.

     Главной проблемой поддержки и развития научно-технической базы (и для  малых инновационных предприятий  особенно) остается проблема финансирования НИОКР. Сегодня трудно встретить предприятие, которое не пыталось бы найти источник внешнего инвестирования. Вариантов решения этой проблемы не много. Отечественная банковская система слаба. Зарубежные банки очень осторожны и дают кредиты российским предприятиям только при наличии первоклассных гарантий возврата кредита, получить которые весьма сложно. Международные финансовые организации, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация и другие если и принимают к рассмотрению тот или иной крупный инвестиционный проект, то в большинстве случаев на условиях частичного его финансирования, которое редко превышает 30% общей суммы. Таким образом, в международные финансовые организации стоит обращаться только тогда, когда уже есть стратегический инвестор или партнер.

     Самой большой трудностью на пути инновационных  проектов в России часто является сложность привлечения инвестора  именно на ранней стадии (отсутствие венчурного капитала). В настоящее время в  России реально функционируют только 20 венчурных фондов, под управлением которых находится около 2 млрд. долл. США. Примерно 25% от этой суммы инвестировано, 1,5 млрд. долл. должны быть инвестированы в ближайшее время. Для сравнения в США объем венчурного капитала в 1995 г. был 37,7 млрд. долл. Действующие в России венчурные фонды – это почти исключительно финансовые институты с иностранным капиталом. 

     5. Молодежное инновационное предпринимательство  в России 

     Будущее сферы инноваций, интенсивность  ее развития во многом определяет молодежный инновационный сектор. В Москве активно развивается инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства – создано Агентство по развитию инновационного предпринимательства, активно работает МИВТ-центр, 2 венчурных фонда и порядка 10 управляющих компаний, ведающих финансами Российской венчурной компании. На территории Москвы работают 29 технопарков, из них только 2 построены на средства бюджета города. Однако данный опыт по поддержке инновационного предпринимательства пока не востребован в других регионах. Существует одна большая проблема, решение которой невозможно без одобрения Минэкономразвития РФ. На сегодняшний день существует огромная пропасть между моментом старта компании, получившей субсидию, и приходом этой компании в венчурный фонд с готовым инновационным бизнес-проектом. Необходимо финансирование именно на этой промежуточной стадии, так как значительное число перспективных предприятий гибнет именно в этот период.

Информация о работе Инновационное предпринимательство в России