Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 06:56, контрольная работа
Целью работы, таким образом, является изучение Персонал инновационных организаций
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть функциональные роли персонала в инновационной деятельности;
- выявить роль лидера в инновационной организации;
- проанализировать методы управления персоналом в инновационной организации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Функциональные роли персонала в инновационной деятельности………..5
2. Роль лидера в инновационной организации…………………………...……10
3. Методы управления персоналом в инновационной организации…………15
4. Практическое задание…………………………………………………...……20
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………...…22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Функциональные роли персонала в инновационной деятельности………..5
2. Роль лидера в инновационной организации…………………………...……10
3. Методы управления персоналом в инновационной организации…………15
4. Практическое задание…………………………………………………...…
Заключение……………………………………………………
Введение
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Акутальность выбранной темы работы «Персонал инновационных организаций» определяет тот факт, что эффективность интеллектуальной научной деятельности инновационной организации зависит в основном от индивидуальных творческих способностей научных работников, степени их подготовки и уровня квалификации. Эта особенность науки по сравнению с другими сферами человеческой деятельности усложняет процесс управления персоналом в научных учреждениях. Менеджеры высшего ранга, в том числе и инновационные, должны быть учеными, известными в своей области науки или по крайней мере иметь высокую научную квалификацию. По мере развития НТП и усложнения труда увеличиваются затраты, связанные с обучением и переобучением персонала, удлиняются сроки обучения и усложняются функции контроля подготовки специалистов. При этом возникают проблемы не только финансового порядка или чисто производственные, но и психологические.
Персонал научной
Сегодняшняя активно развивающаяся экономика диктует фирмам и организациям такие условия, в которых, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса, они вынуждены постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели должны уметь заинтересовать потенциального клиента, привлечь его новым продуктом или услугой, удержать. Этот вызов оказываются способными принять далеко не все предприятия.
Целью работы, таким образом, является изучение Персонал инновационных организаций
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть функциональные
роли персонала в
- выявить роль лидера в инновационной организации;
- проанализировать методы
управления персоналом в
1. Функциональные роли персонала в инновационной деятельности
В инновационной деятельности задействованы предприниматели и руководители, специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций.
Согласно И.Т. Балабанова, специфика инновационных процессов как объектов управления инновациями, предопределяет особый характер труда менеджеров в этой сфере и требования, предъявляемые к ним. [3, c. 67] Труд менеджера носит творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умение концентрироваться в определенные моменты времени на ограниченных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знание современных информационных технологий в управлении инновациями и умение пользоваться ими.
Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера инновационной организации:
1) знания в области теории и навыки в сфере практики управления;
2) коммуникабельность и умение работать с людьми;
3) компетентность в области
Выделяются следующие группы сотрудников - участников инновационной деятельности организации:
- «Вольный сотрудник» - статус сотрудника,
институциирующий новаторство.
- «Золотые воротнички» - это высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Абсолютное их большинство работает по найму - в корпорациях, университетах, консультационных фирмах. Часть специалистов совмещает работу по найму с предпринимательской деятельностью. Это проявляется в организации внутрифирменных рисковых предприятий или работе по контракту сразу в нескольких фирмах.
- «Научно-технические привратники», или «информационные звезды», относятся к категории ключевых специалистов лабораторий НИОКР и отличаются от своих коллег ориентацией на внешние информационные источники. Они читают гораздо больше других, в частности, более «трудную» литературу. Они поддерживают широкие долговременные контакты со специалистами в других организациях. Такой сотрудник является посредником между коллегами в своей организации и внешним миром, он эффективно соединяет свою организацию с научной и технической деятельностью в мире в целом.
- «Альтернативный персонал»
В настоящее время из-за конкуренции, отрицательно сказывающейся на уровне прибыли, приходится сводить к минимуму состав постоянных сотрудников, что делает задачу подбора высококвалифицированных временных работников весьма актуальной. Такие «нестандартные» коллективы называются не только альтернативным, но и дополнительным или периферийным персоналом. Некоторые исследователи вводят понятие «ядра и оболочки», согласно которому весь коллектив сотрудников подразделяется на штатных работников (ядро) и внештатных, временных сотрудников (оболочки).
В период подъема фирма может взять на работу внештатников. Если впоследствии деловая активность падает, что неизбежно случается в течение жизненных циклов продукции, фирма может провести сокращение штатов за счет временных сотрудников, оставив основной коллектив неизменным. В настоящее время российские организации широко освоили эту практику.
Другие специалисты
в области
«Антрепренер» - ключевая фигура инновационного управления. Это, как правило, энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, возможно, что и свои собственные, не боится повышенного риска и неопределенности, способен к активному поиску нестандартных решений и преодолению трудностей. Для антрепренера характерны и специфические личностные черты: интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и преодолевать бюрократические преграды. Антрепренер ориентирован на решение задач внешнего порядка: создание организации, действующей во внешней среде; координация служб фирмы во внешней деятельности; взаимодействие с субъектами внешней инновационной среды: рыночное продвижение нового продукта; поиск и, формулирование потребности в новых разработках и новой продукции. И потому антрепренер занимает такие посты, как руководитель подразделения новой продукции, управляющий проектом. Антрепренеров в организации немного.
«Интрапренер» - не менее важная фигура в инновационном управлении. Интрапренеров в организации должно быть существенно больше. Это специалист и руководитель, ориентированный на внутренние инновационные проблемы, на внутреннее инновационное предпринимательство. В его задачи входит организация многочисленных «мозговых штурмов», первичного поиска новых идей, создание атмосферы вовлеченности сотрудников в инновационный процесс и обеспечение «критической массы» новаторов, чтобы компания могла считаться в целом новаторской. Как правило, это руководитель группы, отличающейся повышенной творческой активностью.
«Генератор идей» - это другой тип новаторского персонала. К его характерным чертам относятся способность вырабатывать в короткие сроки большое число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремление к решению сложных проблем, независимость в суждениях. «Генераторами идей» могут быть не только ведущие ученые и специалисты, выдвигающие новые предложения, но и инженеры, квалифицированные рабочие, специалисты функциональных служб, выступающие с так называемыми «вторичными» инновациями. Традиционная практика неформального выделения «генераторов идей» может подкрепляться организационными решениями: выдающимся новаторам присваиваются титулы «генераторов идей» с соответствующими стимулами и льготами, их активность влияет на карьерное продвижение.
«Информационные привратники» находятся в узловых точках коммуникационных сетей, аккумулируют и переносят специализированную информацию, контролируют потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. Они накапливают и распространяют новейшие знания и передовой опыт, «подпитывают» информацией творческий поиск на разных этапах создания новой продукции или проведения организационно-экономических изменений в, фирме.
«Деловые ангелы» - лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их кредит значительно дешевле, так как они в отличие от рисковых фондов не имеют накладных расходов. [5, c. 91]
Таким образом, персонал научно-исследовательских организаций состоит главным образом из научных работников, занятых в основном производстве научной продукции, - разработке идей, тем, проектов, составлении отчетов, пояснительных записок, чертежей и т. д. В составе научно-исследовательской инновационной организации можно выделить несколько категорий работников: исследователи, техники и лаборанты, вспомогательный и прочий персонал.
Выделяются следующие группы сотрудников - участников инновационной деятельности организации: «Вольный сотрудник» - сотрудник, институциирующий новаторство; «Золотые воротнички» - высококвалифицированные специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний; «научно-технические привратники» - сотрудники с ориентацией на внешние информационные источники; «Альтернативный персонал» - внештатные временные сотрудники.
2. Роль лидера в инновационной организации
В любой инновационной организации выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель инновационной организации назначен официально, извне, а лидер выдвигается «снизу». Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером?
«Лидер» играет свою специфическую роль в процессе разработки и реализации проектных инновационных решений. Здесь особенно ценятся стремление к новому, предвидение хода дела, умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала. [1, c. 84]
Лидерство и руководство стоят очень близко друг от друга, и руководство и лидерство предполагают целенаправленное влияние на людей. Есть принципиальные отличия между этими двумя способами влияния.
Прежде всего, руководство обеспечивается организационно, сверху-вниз, местоположением руководителя в корпоративной иерархии. Система и должность наделяют руководителя властью над людьми. Лидерство обеспечивается личностно, снизу-вверх, доверием людей. Люди сами наделяют лидера властью над собой.
Интересно, что лидер инновационной организации обладает характеристиками тех, кого ведет за собой, и, вместе с тем, отличается от них. Сходство дает лидеру понимание своей команды и вызывает доверие людей, отличие обращает на себя внимание и выделяет из ряда вон. Таким образом, лидер является образцом для других членов организации.
Сила личности - в ее позиции. Руководителю надо помнить, что его оценка сотрудников - этот трудолюбивый, а тот грамотный, третий способный, но недисциплинированный, четвертый добросовестный, но звезд с неба не хватает - воспринимается ими как оценка их личных достоинств, а поэтому работает на построение межличностных отношений. Когда подобным образом оценивают друг друга коллеги, это может рассматриваться как показатель деловых взаимоотношений между ними. Тут есть одна реальная, правда, достаточно серьезная проблема. Мы все хотим работать, а тем более общаться с людьми, которые нам приятны. Но приятный для нас человек не всегда самый продуктивный работник.
Информация о работе Инновационное развитие предприятия, анализ