Иновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент — это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций

Содержание работы

Введение........................................................................................................
3
Инновационный менеджмент маркетинга в организации.............
4
Оценка инновационного потенциала организации.........................
8
Инновации в маркетинге. Бенчмаркинг...........................................
11
Заключение...................................................................................................
17
Список используемой литературы.................................

Файлы: 1 файл

инновац менедж..doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение........................................................................................................

3

  1. Инновационный менеджмент маркетинга в организации.............

4

  1. Оценка инновационного потенциала организации.........................

8

  1. Инновации в маркетинге. Бенчмаркинг...........................................

11

Заключение...................................................................................................

17

Список используемой литературы.............................................................

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Инновационный менеджмент — это система управления инновациями, инновационным процессом  и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций [2, с. 37].

Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его грамотная оценка очень важна.

Маркетинговые инновации направлены на более полное удовлетворение нужд потребителей, расширение их состава, открытие новых рынков сбыта с целью повышения объемов продаж. Изменения в дизайне продукта, являющиеся частью новой маркетинговой концепции, относятся к изменениям в форме и внешнем виде продукта, которые не влияют на его функциональные и пользовательские характеристики. Они также включают изменения в упаковке, что для таких продуктов, как, например, продукты питания, напитки, моющие средства, является определяющим для их внешнего вида. Использование новых методов продаж и презентации продуктов связано с расширением продаж и не включает методы логистики (транспортировки и хранения). Использование новых методов представления и продвижения продуктов (услуг) означает применение соответствующих новых концепций. Инновации в формировании цен предусматривают использование новых ценовых стратегий для торговли продуктами и услугами фирмы. Сезонные, регулярные или другие текущие изменения в маркетинговых инструментах, как правило, не являются маркетинговыми инновациями.

 

 

 

  1. Инновационный менеджмент маркетинга в организации

 

Инновация является объектом воздействия со стороны  хозяйственного механизма. Хозяйственный  механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов  и особой стратегии управления. В  совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент [1, с. 50].

Управление  инновациями — сравнительно новое  понятие в научно-технической, производственно-технологической  и административной сферой деятельности профессиональных управляющих. Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах [1, с. 52]:

  • Поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
  • Организация инновационного процесса для данной инновации.
  • Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.
  • Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Стратегия определяет общее направление и способ использования  средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование.

Тактика — это  конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство  выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации [1, с. 52].

Инновационный менеджмент можно рассматривать  как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).

Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта  передача информации и представляет собой процесс управления.

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.

Различают два  типа функций менеджмента инноваций [3, с. 114]:

    • функции субъекта управления;
    • функции объекта управления.

Функция прогнозирования  охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта  управления в целом и его различных  частей.

Функция планирования — охватывает весь комплекс мероприятий  по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике.

Функция организации  сводится к объединению людей, совместно  реализующих инвестиционную программу  на базе каких-либо правил и процедур.

Функция регулирования  заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.

Функция координации  означает согласованность работ  всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.

Функция стимулирования в инновационном менеджменте  выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах  своего труда по созданию и реализации инноваций.

Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.

К функциям объекта  управления относятся [7, с. 95]:

    • рисковое вложение капитала;
    • организация инновационного процесса;
    • организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функция рискового  вложения капитала проявляется в  организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или  в новую операцию всегда связано  с неопределенностью, с большим  риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.

Маркетинговая деятельность по определению и продвижению товаров и/или технологий, которые обладают существенно новыми свойствами (устойчивыми конкурентными преимуществами). Способы достижения конкурентных преимуществ для новых продуктов обусловливаются: уникальностью продукта (лидерство по новизне); минимальным уровнем издержек («фактором цены»); наилучшим мнением потребителей (лидерство торговой марки).

В качестве основных определений понятия «инновации»  можно выделить [7, с. 97]:

  • определение, принадлежащее И. Шумпетеру (Schumpeter, 1949): «Инновация-этопроизводимый предприятием новый товар или услуга, или использование методов или средств, которые являются для него новыми и производят технические перемены. Предприятие, которое первым совершает техническую перемену, является инновационным, а его деятельность - инновационной. Предприятие, которое совершает то же действие, но позже, является имитатором, а его деятельность - имитационной»;
  • определение, данное в «Концепции инновационной политики РФ на 2008-2011 годы»: «Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

В маркетинге инноваций  инновации разделяют по степени  потенциала [7, с. 98]:

  • радикальные инновации - принципиально новые изделия и технологии (редко - абсолютная новизна). Они немногочисленны и, как правило, предусматривают появление нового потребителя и/или нового рынка;
  • комбинаторные инновации - новое сочетание уже известных элементов и свойств. Комбинаторные инновации обычно направлены на привлечение новых групп потребителей и/или освоение новых рынков;
  • модифицирующие инновации - заключаются в улучшении или дополнении существующих продуктов. Модифицирующие инновации обычно направлены на сохранение или усиление рыночных позиций предприятия. Объектами маркетинга инноваций являются: интеллектуальная собственность, инвестиции, а также средства труда и управления. Главным в маркетинге инноваций является исследование и прогнозирование спроса на новый товар, основанное на доскональном изучении восприятия потребителем новшества и значимых для потребителя качеств, свойств товара.

 

  1. Оценка инновационного потенциала организации

 

Инновационный потенциал организации — это  степень ее готовности выполнить  задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. степень  готовности к реализации инновационного проекта или программа инновационных преобразований и внедрения инноваций.

Развитие инновационного потенциала организации может осуществляться только через развитие всех ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной  системы. Поэтому для оценки инновационного потенциала необходим тщательный анализ или диагностика внутренней среды организации.

Внутренняя  среда организации построена  из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную  систему. Для удобства анализа эти  элементы обычно группируют в следующие  блоки:

  • продуктовый (проектный) блок — направление деятельности организации и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы);
  • функциональный блок — преобразование ресурсов и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников организации;
  • ресурсный блок — комплекс материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов предприятия;
  • организационный блок — организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура;
  • блок управления — общее руководство организации, система управления и стиль управления.

Оценка инновационного потенциала обычно производится по схеме:

Ресурс     Функция   Проект


 

При этом под проектом имеется ввиду выпуск и реализация нового продукта (услуги) или новое направление деятельности.

Задачи оценки инновационного потенциала организации  могут быть поставлены в двух плоскостях:

  • частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;
  • комплексная оценка текущего состояния организации относительно уже реализуемых проектов.

В соответствие с тем, каким образом ставится основная задача оценки инновационного потенциала, применяется одна из двух возможных методик оценки: детальная или диагностическая.

Детальный анализ проводится, в основном, на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения.

Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном  анализе внутренней среды вкратце  такова:

  • дается описание нормативной модели состояния инновационного потенциала организации, т.е. четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, которые обеспечивают достижение уже поставленной инновационной цели;
  • устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем вышеуказанным блокам и их компонентам;
  • анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала; выделяются сильные (соответствующие нормативу) и слабые (значительно расходящиеся с нормативом) стороны потенциала;
  • составляется перечень работ по усилению слабых сторон организации.

Информация о работе Иновационный менеджмент