Интеграция
систем менеджмента действенный
инструмент устойчивого развития организации.
В настоящее время большинство
организаций находятся на разных
стадиях внедрения, сертификации и
дальнейшего развития систем менеджмента
в соответствии с требованиями различных
международных стандартов.
Характерной Особенностью
многих организаций является их стремление
внедрить на предприятии ( сразу или
последовательно) нескольких моделей
систем менеджмента.
Часто эти системы функционируют
как независимые автономные модели,
ориентированные на удовлетворение ожиданий
различных заинтересованных сторон:
- Система менеджмента качества отвечает интересам потребителей предприятия.
- Система экологического менеджмента отвечает интересам общества в целом за счет минимизации негативного воздействия производственной деятельности предприятия на окружающую среду.
- Система менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда отвечает интересам персонала предприятия за счет минимизации рисков в области производственной безопасности.
Одновременное функционирование нескольких
автономных систем сопряжено с рядом проблем
- дублированием отдельных требований, которое порождает внедрение нескольких процедур, одинаковых по целям, например процедуры управления документацией и записями, процедуры управления внутренними аудитами.
- возникновение противоречий между приоритетностью требований различных систем менеджмента.
- Отсутствием единого действенного механизма или наличием одновременно нескольких, плохо сочетающихся между собой механизмов реагирования на дестабилизирующие факторы внешней и внутренней среды.
Перечисленные проблемы
неизбежно приводят к появлению
конфликтности между различными
системами менеджмента, сопровождающейся
снижением управляемости бизнесом,
отторжением персоналом требований
документов систем менеджмента.
Однако в любом из
международных стандартов ИСО можно
выделит общие элементы, которыми
целесообразно управлять, используя
интегрированный подход. Это обстоятельство
оправдывает желание объединить
данные системы в единую интегрированную систему менеджмента с большей
или с меньшей степенью интеграции.
К основным причинам необходимости
интеграции систем менеджмента можно
отнести:
- Достижение соответствия всем применяемым требованиям;
- Управление рисками организации;
- Улучшение имиджа организации;
- Снижение непроизводственных затрат;
- Улучшение взаимодействия с контролирующим, законодательным и надзорным органом;
- Снижение загрязнения окружающей среды;
- Уменьшение вероятности возникновения инцидентов и аварий;
- Улучшение условий труда и безопасности на рабочем месте;
- Требования акционеров и инвесторов.
ИСМ обеспечивает большую
согласованность действий внутри организации,
усиливая тем самым синергетический
эффект.
- минимизируется функциональная разобщенность персонала в организации.
- Уменьшаются затраты на разработку, функционирование и сертификацию ИСМ ниже, чем суммарные затраты при внедрении нескольких систем менеджмента.
- Лучше учитывается баланс интересов внешних сторон организации.
- Достигается большая «прозрачность» и управляемость, так как число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах.
- Значительно сокращается объем документов по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких параллельных системах.
- Повышается эффективность объединенной системы менеджмента за счет использования совместных действий, таких как определение политики, планирование, подготовка персонала и т.д. Больше внимание уделяется общим целям бизнеса.
Таким образом, от интеграции систем менеджмента можно ожидать следующие
основные выгоды для бизнеса:
- улучшение планирование и повышение эффективности деятельности
- Обеспечение целостного подхода к управлению рисками
- Меньшая степень конфликтности между системами
- Уменьшение дублирования и бюрократии
- Большая результативность и эффективность внутренних и внешних аудитов
- Использование перспективных возможностей улучшения
- Экономия ресурсов
- Улучшение взаимоотношения с заинтересованными сторонами
- Повышение качества информации для принятия решений
- рост деловой репутации и поддержка со стороны учредителей
На сегодняшний день отсутствует какой либо международный
стандарт, определяющий общие требования,
руководящие указания и подходы к созданию
ИСМ и формирующий единую структуру для
интеграции систем менеджмента. Данное
обстоятельство приводит к тому, что интеграция
систем менеджмента зачастую носит формальный
характер и не приносит ожидаемых результатов
и выгод.