Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:27, контрольная работа
Современный инвестиционный кризис в России характеризуется устойчивой тенденцией снижения эффективности инвестиций в реальный сектор. Основные формы проявления инвестиционного кризиса следующие:
- опережающие темпы снижения инвестиционной активности по сравнению с темпами снижения ВВП. Негативная динамика инвестиционной активности в реальном секторе экономики привела к значительному физическому и моральному износу производственного аппарата;
Недоинвестирование, принявшее макроэкономические масштабы, обусловливает массовый сброс мощностей, а там, где резервы снижения капиталоемкости невелики и нет экспортных возможностей, свертывание производства. О глубоком недоинвестировании свидетельствует нехватка ресурсов возмещения (о структуре капитальных вложений говорить не приходится) в важнейших индустриально-инвестиционных комплексах – машиностроительном и строительном, где в рамках общефедеральной программы за последние несколько лет вообще не был введен в действие ни один новый достаточно серьезный объект. Аналогичное свертывание инвестиций практически во всех отраслях народного хозяйства лишило машиностроительные предприятия возможности широкого маневра в процессе адаптации к рыночным отношениям и условиям открытости экономики.
Оценивая ситуацию в отраслях машиностроения, можно констатировать, что одной из главных ее особенностей остается глобальная деформация производства сферы товарно-денежного обращения и социальных отношений. В экономике отрасли образовался неиспользуемый потенциал, который составляет по занятости почти четверть, а по мощности – более половины реальных возможностей производства. Затраты, связанные с поддержанием этого потенциала, значительно увеличивают издержки выпускаемой продукции и не способствуют ее конкурентоспособности. В связи с этим выпуск ряда машин и оборудования упал намного ниже предельно допустимого уровня, обеспечивающего замену изношенного и выбывающего оборудования у потребителя и сохранение стабильного уровня производства у производителя.
В результате нарастает качественная деградация производственного аппарата, из-за чего конкурентоспособность выпускаемой продукции также резко падает. Особенно тревожит закрепление тенденции к деиндустриализации и дезинтеграции предприятий со сложными технологическими циклами, вынуждающей их заниматься натуральным хозяйством, отвергать в ряде случаев сложившуюся кооперацию и специализацию (в целях выживания массовой стала практика освоения непрофильной, низкотехнологичной продукции).
Тем не менее, ситуация к концу 90-х годов начала проявлять тенденцию к некоторому улучшению. Отмечаемый многими наблюдателями рост вложений в российскую экономику кажется важным, но неоднозначным признаком улучшения инвестиционного климата в стране. Тот факт, что инвестиции увеличились, безусловно, внушает оптимизм. Но финансировались они прежде всего за счет российских источников — объемы прямых иностранных инвестиций и банковского кредитования пока минимальны. И это делает тенденцию к росту очень уязвимой, так как для российских компаний такие расходы являются дорогостоящими и могут быть быстро сокращены при снижении прибыльности корпоративного сектора или в результате изменения ожиданий относительно структурных реформ. Рост инвестиций, не подкрепленный пока структурными изменениями, устойчивым считаться не может. В первую очередь это связано с тем, что, несмотря на возросшую ликвидность российской банковской системы в целом, участие банков в инвестициях оценивается лишь на уровне 3% их общего объема. Это связано с тем, что основной рост их кредитного портфеля происходил за счет краткосрочного кредитования, в основном ориентированного на потребности предприятий в оборотных средствах.
Очевидно, что в условиях возросшей платежеспособности реального сектора объяснение низкой кредитной активности банков следует искать в структуре их балансов. Например, одной из главных причин можно считать тот факт, что в конце 2000 года 90—95% обязательств банков составляли средства со сроками менее года (до кризиса 1998 года на долю таких средств приходилось 75—80%). Кроме того, низкая капитализация банковского сектора (совокупный капитал банков — на 20% ниже докризисного уровня) также накладывает ограничение на более активное кредитование реального сектора.
Другим важным признаком того, что рост вложений в экономику пока не связан с улучшением инвестиционного климата, являются по-прежнему низкие объемы прямых иностранных инвестиций. Суммарный объем полученных Россией в прошлом году иностранных денег составил около 10 млрд. долларов. Это всего 1% мирового объема. Из них на прямые инвестиции пришлось только 4,4 млрд. долларов, и эта сумма ничтожно мала по сравнению с потребностями российских предприятий. При этом она всего на 3% превышает вложения, сделанные годом раньше.
Таким образом, получается,
что около половины вложений в
экономику в 2000 году было профинансировано
из собственных средств
В то же время примерно 50% всех инвестиций в 2000 году пришлось на долю нефтeгазового сектора, который по сравнению с другими секторами обладает наименее изношенными фондами. Кроме того, в этой отрасли финансирование роста из собственных средств является очень дорогостоящим и снижает норму прибыли предприятий. Данные промышленного производства в январе 2001 года показали, что тенденция к росту очень неустойчива. При этом можно с уверенностью утверждать, что в нынешнем году именно инвестиции станут определяющим фактором экономического развития. Ведь падение чистого экспорта в результате снижения цен на нефть и роста импорта уже не вызывает сомнений, а высокая инфляция подрывает конечный спрос.
В то же время есть несколько тревожных сигналов, свидетельствующих о возможном замедлении активности в инвестициях. В первую очередь дело в том, что перспективы дальнейшей налоговой реформы сейчас кажутся призрачными. Так, например, изменения к закону о налоге на прибыль, закрепляющие право на льготное налогообложение, если прибыль направляется на инвестиции, отражают интересы лишь представителей экспортных отраслей, имеющих возможность инвестировать из собственных средств.
Кроме того, неспособность правительства договориться о реструктуризации долгов Парижскому клубу фактически означает, что в ближайшие годы у России появится необходимость обеспечивать более высокий первичный профицит бюджета. В таких условиях власть вряд ли пойдет на дальнейшее снижение налогового бремени, и реформы могут быть отложены как минимум до тех пор, пока не прояснится вопрос о реструктуризации внешней задолженности. Необходимость обслуживать внешние долги в ближайшем будущем приведет и к более масштабным государственным заимствованиям на внутреннем рынке. В результате доходность по долговым обязательствам вырастет, вложения в финансовые инструменты станут для банков более привлекательной альтернативой по сравнению с кредитованием реального сектора, что приведет к росту ставок по кредитам.
Пути активизации инвестиционного процесса
Инвестиционный процесс логичес
Статистические данные свидетельствуют, что норма сбережений в России сопоставима с соответствующими показателями в развитых странах мира. Однако, норма реального инвестирования здесь гораздо ниже, чем в указанных странах. Это свидетельствует о неразвитости финансового рынка в стране и его неспособности выполнить свою главную задачу: перераспределение средств от владельцев денежных средств к инвесторам. Причин этому множество. Одна из главных - уход организаций финансовой системы от выполнения своих основных функций по обеспечению реального сектора экономики необходимыми финансовыми ресурсами.
Соотношения между внутренними сбережениями и внутренними инвестициями нарушены главным образом по той причине, что преобладающая часть населения все еще держит сбережения в долларах. Сбережения вкладываются в доллары в силу высокого уровня инфляции. Дополнительной причиной нежелания населения хранить деньги в банках является неустойчивость банковской системы. Сбережения населения, вложенные в доллары и хранящиеся втуне, потеряны для прибыльных инвестиций. Обезопасить сбережения населения - это главная забота государства.
Роль государства как регулятора инвестиционных состоит в выборе приоритетов инвестиционной политики, создании равных условий для различных типов инвесторов, стимулировании инвестиционной деятельности посредством налоговых льгот, предоставлении льготных инвестиционных кредитов на конкурсной основе, осуществлении гибкой амортизационной, ценовой, таможенной политики. В условиях рыночной экономики главная функция государства состоит в создании благоприятных условий для всех видов внутренних инвестиций. Деятельность правительства должна быть направлена на решение следующих главных задач:
создание благоприятного инвестиционного климата;
- формирование правовой базы и других благоприятных условий инвестирования (гарантии прав собственности, обеспечение политической стабильности, разработка и введение в действие четкого, понятного и устойчивого законодательства, а также нормативных документов в области налогообложения и валютного регулирования, и т.д.);
- повышение экономической привлекательности инвестиций (преодоление инфляции, содействие формированию конкурентной среды, создание объектов инфраструктуры и коммуникаций и т.д.).
Особо следует отметить законодательный аспект активизации инвестиционной деятельности. Бюджетный кризис, приведший к известным событиям 17 августа 1998 года, резкое сокращение инвестиционного потенциала федерального бюджета обусловили определенную смену приоритетов инвестиционной политики в деятельности Федерального Собрания и выдвинули на первый план проблему восстановления инвестиционного имиджа России. В результате изменившейся экономической ситуации и активизации Государственной Думы и Совета Федерации со второй половины 1998 и до середины 1999 года были приняты и вступили в силу такие основополагающие для инвестиционной деятельности законы, как "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 года, "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 года, "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции"" от 7 января 1999 года, "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции"" от 10 февраля 1999 года, "О лизинге" от 29 октября 1998 года, "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 года.
Исключительно важное значение имеет содержащаяся в Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" так называемая стабилизационная оговорка, поскольку, как неоднократно подчеркивали иностранные инвесторы, для них в принципе важны не столько льготы, сколько стабильные условия деятельности. В то же время необходимы жесткие законодательные гарантии неприкосновенности собственности с введением реальной ответственности за ее нарушение. В январе-июне 2000 года сохранилась и получила дальнейшее развитие сложившаяся во второй половине 1999 года тенденция активизации деятельности иностранных инвесторов. Приток иностранных инвестиций в Россию в 2000 г увеличился на 11,9 % по сравнению с прошлым годом и составил около 12 млрд. долл. Тем не менее, на пути разворачивания мировых инвестиционных потоков в сторону России делаются только первые шаги.
Негативным моментом некоторая стагнация активности прямых иностранных инвесторов - в первом полугодии 2000 года они составили 1,79 млрд. долл. США, что ниже на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года. Подобная ситуация не может считаться благотворной для развития российской экономики, потому что именно прямые инвестиции служат носителями современной техники, технологий и передового зарубежного опыта менеджмента. В то же время ориентация иностранных инвестиций на топливные и сырьевые отрасли тормозят структурные сдвиги, закрепляя устаревшую и неэффективную структуру экономики, что в итоге негативно сказывается на темпах экономического роста.
Основная проблема - в некоторой инерционности мероприятий экономической политики, направленных на структурную реформу и модернизацию экономики. Иностранные инвесторы сами определяют сферы приложения капитала, руководствуясь спросом на продукцию и нормой прибыли. Политика привлечения иностранных инвестиций должна получить четкие принципы, ориентиры и приоритеты. Должен быть сформулирован набор понятных и действенных стимулов, реализующих данную политику, как на федеральном, так и региональных уровнях.
Пути привлечения капитала различны, но одним из наиболее
перспективных является фондовый рынок,
потенциальные возможности которого в
настоящее время использованы лишь на
десятые доли процента. По данным Госкомстата
России, в 2000 году 85.6% инвестиций предприятий
приходилось на собственные средства,
3.5% - на кредиты банков и лишь 1.6% - на средства,
полученные от эмиссии акций. Одной из
фундаментальных причин сложившейся неблагоприятной
ситуации является низкая степень информационной
прозрачности предприятий. Низкая информационная
прозрачность заметно повышает цену заимствований
капитала. Именно этот фактор наиболее
часто ставится во главу угла при анализе
иностранными инвесторами возможностей
инвестирования в экономику России. Для
этого целесообразно оптимизировать перечень
информации, который устраивал бы три
заинтересованные стороны: эмитента, инвестора
и регулирующие органы. В то же время крайне
важной является задача создания для эмитентов
таких условий, при которых раскрытие
информации для них являлось бы насущной
необходимостью.
Несколько слов о развитии форм привлечения
иностранных инвестиций.
Прямые иностранные инвестиции. Вклад
прямых иностранных инвестиций в структуру
общих источников финансирования российской
экономики, то их доля чрезвычайно мала
и пока не является существенным фактором
экономического роста. Структурные изменения,
характеризующиеся сокращением доли прямых
инвестиций в общем объеме иностранных
инвестиций, не могут считаться благотворными
для российской экономики. Ведь именно
прямые инвестиции служат носителями
современной техники, технологии, передового
зарубежного опыта менеджмента, маркетинга
и не являются возвратными и платными.