ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сибирский институт
управления - филиал РАНХиГС»
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
Кoнтрoльная работа
по учебной дисциплине
«Менеджмент»
на тему: «Использование
мотивационных концепций в современном
менеджменте»
Выполнила:
Студентка 2 курса гр.14123
Воропаева А.С.
Научный рукoвoдитель:
Марченко И.В.
Дaтa сдачи кoнтрoльнoй: «__»
_____________ 2015 г.
Oценкa: _______________
Нoвoсибирск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь современного человека
неотделима от трудовой деятельности,
в результате которой создаются и производятся
необходимые обществу достояния и происходит
включение личности в общественные отношения.
Трудовая деятельность основывается на
мотивации, поскольку поведение человека,
целенаправленное и осознанное, имеет
свои истоки. Мотивация трудовой деятельности
определяет возможность ее выполнения,
а также активность и направление личности.
Трудовая мотивация - это процесс
стимулирования отдельного исполнителя
или группы людей к деятельности, направленный
на достижение целей организации, к продуктивному
выполнению принятых решений или намеченных
работ. Это определение показывает тесную
взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического
содержания мотивации, основанную на том
обстоятельстве, что управление социальной
системой и человеком, в отличие от управления
техническими системами, содержит в себе,
как необходимый элемент согласование
цепей объекта и субъекта управления.
Результатом его будет трудовое поведение
объектом управления и в конечном итоге
определенных результат трудовой деятельности.
Мотивация является одной из основных
функций современного менеджмента. Функция
мотивации заключается в том, что она оказывает
влияние на трудовой коллектив предприятия
в форме побудительных мотивов к эффективному
труду, общественного воздействия, коллективных
и индивидуальных поощрительных мер. Указанные
формы воздействия активизируют работу
органов управления, повышают эффективность
всей системы управления организацией.
В последнее время термин «мотивация»
прочно вошел в терминологию многих общественных
наук. Постепенно и к отечественным управленцам
(не только теоретикам, но и практикам)
приходит осознание того, что человек
на позициях винтика в машине не будет
трудиться достаточно эффективно. Актуальность
работы состоит в том, что изучение теории
мотивации и практическое применение
ее положений позволяет руководству предприятия
добиться повышения степени удовлетворения
потребностей работников, побуждать и
к более производительному труду, тем
самым повысив общую результативность
и прибыльность предприятия.
Цель контрольной работы - раскрыть
понятия мотивации, рассмотреть теории
мотивации, и их применение на практике.
Для реализации этой цели в работе необходимо
решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание мотивации в системе управления
- изучить основополагающие теории мотивации
- исследовать теории мотивации:
содержательные и процессуальные.
ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ
Мотивация, в организационном
контексте - это процесс, с помощью которого
менеджер побуждает других людей работать
д ля достижения организационных целей,
тем самым, удовлетворяя их личные желания
и потребности. Даже если создаётся впечатление,
что служащие работают только ради достижения
общих целей организации, то всё равно
ведут они себя так потому, что уверены,
что это лучший способ достижения собственных
целей.
Мотивация, как один из методов
функции управления персоналом, является
составной частью процесса управления.
Современные теории мотивации,
основанные на результатах психологических
исследований, доказывают, что истинные
причины, побуждающие человека отдавать
работе все силы, чрезвычайно сложны и
многообразны. По мнению одних учёных,
действие человека определяется его потребностями.
Придерживающиеся другой позиции исходят
из того, что поведение человека является
также и функцией его восприятия и ожиданий.
При рассмотрении мотивации
следует сосредоточиться на факторах,
которые заставляют человека действовать
и усиливают его действия. Основные из
них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.
Потребности можно удовлетворить
вознаграждением, дав человеку, что он
считает для себя ценным. Но в понятии
«ценность» разные люди вкладывают неодинаковый
смысл, а, следовательно, различаются и
их оценки вознаграждения. Например, состоятельный
человек, возможно, сочтет несколько часов
отдыха в кругу семьи более значительными
для себя, чем деньги, которые он получит
за сверхурочную работу на благо организации.
Для работающего в научном учреждении
более ценными могут оказаться уважение
коллег и интересная работа, а не материальные
выгоды, которые он получил бы, выполняя
обязанности, скажем, продавца в престижном
супермаркете.
«Внутреннее» вознаграждение
человек получает от работы, ощущая значимость
своего труда, испытывая чувство к определенному
коллективу, удовлетворение от общения,
дружеских отношений с коллегами.
«Внешнее» вознаграждение -
это зарплата, продвижение по службе, символы
служебного статуса и престижа.1
Для управления трудом на основе
мотивации необходимы такие предпосылки,
как выявление склонностей и интересов
работника с учетом его персональных и
профессиональных способностей, определение
мотивационных возможностей и альтернатив
в коллективе и для конкретного лица. Необходимо
полней использовать личные цели участников
трудового процесса и цели организации.
Никакие установленные извне
цели не вызывают заинтересованности
человека в активизации своих усилий до
тех пор, пока они не превратятся в его
«внутреннюю» цель и далее в его «внутренний»
план действия. Поэтому для конечного
успеха большое значение имеет совпадение
целей работника и предприятия. Для решения
этой задачи необходимо создание механизма
мотивации повышения эффективности труда.
Под этим подразумевается совокупность
методов и приёмов воздействия на работников
со стороны системы управления предприятия,
побуждающие их к определенному поведению
в процессе труда для достижения целей
организации, основанной на необходимости
удовлетворения личных потребностей.
Таким образом, задача менеджера,
который должен мотивировать рабочих
в том, чтобы предоставить им возможность
удовлетворить их личные потребности
в обмен на качественную работу. Термин
«удовлетворение потребностей» отражает
позитивные чувства облегчения и благополучия,
которые ощущает человек, когда его желание
выполнено.
Практический менеджмент опирается
на определённые теории мотивации, которые
могут быть разделены на две группы. Содержательные
теории пытаются выяснить причины того
или иного поведения человека. Часто их
называют теории потребностей». Процессуальные
теории ставят во главу угла вопрос о том,
как возникает тот или иной тип поведения,
что его направляет, поддерживает и прекращает
МОТИВАЦИОННЫЙ
ПРОЦЕСС
Мотивацию, анализируемую как
процесс, можно представить в виде ряда
последовательных этапов.
Первый — возникновение потребностей.
Человек ощущает, что ему чего-то не хватает.
Он решает предпринять какие-то действия.
Потребности бывают самые различные, в
частности: физиологические; психологические;
социальные.
Второй этап — поиск путей обеспечение
потребности, которую можно удовлетворить,
подавить или просто не замечать.
Третий этап — определение
целей (направлений) действия. Определяется,
что именно и какими средствами нужно
сделать, обеспечить потребность. Здесь
выявляется, что нужно получить, чтобы
устранить потребность, чтобы получить
то, что желательно, в какой мере можно
добиться того, что необходимо и то, что
реально получить, способно устранить
потребность.
Четвертый этап — реализация
действия. Человек затрачивает усилия,
чтобы осуществить действия, которые открывают
ему возможность приобретения того необходимого,
что нужно для устранения потребности.
Поскольку процесс работы оказывает влияние
на мотивацию, то на этом этапе может происходить
корректировка целей.
Пятый этап — получение вознаграждения
за реализацию действия. Проделав необходимую
работу, человек получает то, что он может
использовать для устранения потребности,
либо то, что он может обменять на желаемое
для него. Здесь выявляется, насколько
выполнение действий обеспечило желаемый
результат. В зависимости от этого происходит
изменение мотивации к действию.
Шестой этап — ликвидация потребности.
Человек или прекращает деятельность
до возникновения новой потребности, или
продолжает искать возможности и осуществлять
действия по устранению потребности.
Очень непросто выявить, какие
мотивы являются ведущими в мотивационном
процессе конкретного человека в конкретных
условиях. Знание логики процесса мотивации
не обеспечивает решающих преимуществ
в управлении данным процессом. Здесь
немаловажным фактором является не очевидность
мотивов. Можно догадываться, какие мотивы
преобладают, но в конкретном виде их вычленить
достаточно трудно.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.
Иерархия
потребностей А. Маслоу.
Маслоу утверждал, что поведение
человека зависит от того, какой из пяти
основных видов потребностей является
на данный момент доминирующим. Каждый
человек в одно и то же время имеет потребности
всех пяти типов, но сила каждой потребности
в какое-то конкретное время зависит от
личностных приоритетов человека. В зависимости
от этих приоритетов выстраивается иерархия
потребностей. Маслоу утверждал, что основные
пять типов потребностей почти всегда
идут в определенном порядке.
Пирамида потребностей
Маслоу,1943г.
Менеджер, который знает уровень
потребностей своего подчинённого, может
предвидеть, какой тип потребностей будет
доминировать у него в будущем, и, следовательно,
может выбрать наиболее эффективный «мотиватор».
Рассмотрим все пять уровней
иерархии потребностей Маслоу.
1. Физиологические
потребности. Состоят из основных,
первичных потребностей человека, иногда
даже неосознанных. Иногда, в работах современных
исследователей, их называют биологическими
потребностями. Применительно к рабочей
среде, это потребности в заработной плате,
отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах,
благоприятных рабочих условиях, освещении,
отоплении и вентиляции.
2. Потребность в безопасности.
Как только физиологические потребности
удовлетворены, на передний план выходит
потребность в безопасности. Эти потребности
отражают желание сохранить уже полученные
награды и положение и защитить себя от
опасности, вреда, угроз, травм, потерь
или лишений. В организациях эти потребности
имеют форму борьбы служащих за безопасность
работы, введения системы старшинства,
организацию профсоюзов, безопасные условия
работы, дополнительные льготы, страховку
и выходное пособие.
3. Социальные потребности.
Когда достигнуто удовлетворение физиологических
потребностей и потребностей в безопасности,
внимание человека перемещается на потребность
в дружбе, любви и принадлежности. Как
«социальные животные», люди испытывают
желание нравиться другим и хотят удовлетворить
свои социальные потребности на работе.
Это происходит путём вхождения в формальные
и неформальные рабочие группы, путём
сотрудничества с другими рабочими и принятия
участия в разнообразной совместной деятельности.
4. Потребности в уважении.
Эти потребности могут принимать две различные
формы. Первая - это потребность в самоуважении,
т.е. удовлетворение самим собой. Самоуважение
тесно связано с чувством достижения цели,
компетентности, знаний, зрелости и зависимости.
Вторая форма - потребность в уважении
других людей. Эта потребность связана
с репутацией, общественным признанием,
статусом внутри группы. В любой организации
награды, которые могут удовлетворить
потребность в уважении, включают в себя
почётные звания, другие формы признания,
похвалы, дополнительные обязательства
и продвижение по службе.
5. Потребности в самореализации
и в самовыражении. Когда удовлетворены
потребности четырёх нижних уровней, человек
фокусирует своё внимание на удовлетворении
потребности в самореализации. Пытаясь
этого достичь, люди стараются реализовать
весь свой потенциал, увеличить свои способности
и быть «лучшими». Такая потребность в
самовыражении является самой высокой
из всех человеческих потребностей
Факт, что человеческие потребности
можно расположить в иерархическом порядке,
имеет важное значение. Во-первых, потребности
нижних уровней должны быть удовлетворены
в первую очередь, только после этого можно
обращаться к потребностям более высоких
уровней.
Кроме этого, стоит учесть, что
потребности низших уровней формируют
тот фундамент, на котором строятся потребности
высших уровней. Только в том случае, если
потребности низшего уровня остаются
удовлетворёнными, у менеджера есть шанс
добиться успеха, мотивируя рабочих через
удовлетворение потребностей более высокого
уровня.
Очень важное значение имеет
идея достаточности. Человек никогда не
испытает чувства полного удовлетворения
своих потребностей. Большинство людей
хотят ещё больше денег, безопасности,
друзей, уважения и самоуверенности, независимо
от того, сколько они уже всего добились.
Таким образом, человек двигается вверх
по иерархии не в случае, когда его потребности
полностью удовлетворены, а когда они
достаточно удовлетворены.
При применении иерархии потребностей
по А. Маслоу большая роль отводится интуиции,
что и является лучшим объяснением её
популярности. Однако, с точки зрения конкретных
действий руководства, подход А. Маслоу
имеет ряд трудностей. Прежде всего, большинство
из нас в одно и тоже время могут находиться
на нескольких уровнях иерархии потребностей.
Также крайне трудно определить уровень
потребностей, удовлетворением которых
можно мотивировать человека в настоящий
момент. Частично проблема происходит
от того, что очень трудно отличить мелкие,
незначительные изменения в потребностях,
которые происходят ежедневно, от более
значительных и реже встречающихся изменений
(сдвигов) в человеческих потребностях.