Исследование эволюции функции планирования в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:28, реферат

Описание работы

1 Теоретические основы планирования как функции управления.
Сущность и возникновение функции планирования.
Эволюция функции планирования.
Виды и методы планирования.
2 Исследование проблем и перспективы развития функции планирования в современных организациях.
Анализ использования функции планирования в России и за рубежом.
Исследование основных проблем использования функции планирования в организации.
Перспективы усовершенствования функции планирования в современных организациях.

Файлы: 1 файл

Михалченкова Ю.Н..docx

— 24.67 Кб (Скачать файл)

План по теме: « Исследование эволюции функции планирования в организации»

1 Теоретические основы планирования как функции управления

1.1Сущность  и возникновение функции планирования

1.2 Эволюция функции планирования

1.3Виды и методы планирования

 

2Исследование проблем  и перспективы развития функции планирования в современных организациях

2.1Анализ использования функции планирования в России и за рубежом

2.2 Исследование основных проблем использования функции планирования в организации

2.3Перспективы усовершенствования функции планирования в современных организациях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические основы планирования как функции управления

     1.1 Сущность  и возникновение  функции планирования

      Возникновение функции планирования обусловлено наличием множества факторов. Начиная с 70-х годов, методы планирования всячески совершенствуются и дополняются быстрыми темпами. Немаловажную роль в этом сыграли экономические кризисы последней четверти ХХ века, которые способствовали разработке менеджерами и экономистами  разных стран новых продуктивных  методов управления. Еще один важный фактор расширения функции планирования связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Информационные технологии предоставили возможность анализировать перспективы развития предприятия и их прогнозирование. Появление информационных систем в организациях позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования.

    Что же обозначает термин «план»? «План – это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными». Можно сказать, что планирование выполняет постановку целей развития всего предприятия в целом и каждого подразделения в отдельности на установленный период.      Один из выдающихся представителей менеджмента Анри Файоль, когда –то сказал : «Управлять - это предвидеть, а предвидеть - это уже почти действовать». Я не могу с ним не согласиться, ведь действительно, планирование - одна из основных функций менеджмента, в которой путем определения целей деятельности, выявляются необходимые для их достижения средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Недооценка функции планирования - одна из самых главных причин неэффективного управления. Сущность планирования  в первую очередь заключается в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

     «Преимущества планирования:

1) улучшение координации  действий в организации;

2) учитывает быстрые изменения  во внешней среде;

3) делает возможным реализацию  благоприятных возможностей для  организации;

4) улучшает информационный  обмен в организации;

5) способствует оптимальному  распределению ресурсов;

6) четко распределяет обязанности  и ответственность персонала;

7) стимулирует работников  к лучшему исполнению своей работы ;

8) улучшает контроль организации».

   Весь процесс планирования в  организации разделяют  на три основных этапа: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование), определение тактики реализации выработанной стратегии (тактическое планирование) и оперативное планирование.

    Рассмотрим стратегическое планирование. Для начала разберемся, что же такое стратегия? Термин «стратегия» имеет греческое происхождение, изначально означал искусство находить правильные пути к достижению победы, с военной точки зрения.  «В современной трактовке стратегия фирмы - материализуется в детальном комплексном плане, предназначенном для обеспечения осуществления миссии фирмы, достижения ее целей». Стратегическое планирование – это некий инструмент, который позволяет формировать цели для эффективного функционирования организации и направляет усилия рабочего персонала на достижение этих целей.

     Процесс  стратегического планирования,  включает в себя четыре вида деятельности:

1)  распределение ресурсов;

2) адаптация к внешней  среде;

3) внутренняя координация  и регулирование;

4) организационные изменения.

     Рассмотрим  каждый вид деятельности отдельно.

1)  Распределение ресурсов подразумевает под собой планирование распределения различных ресурсов, необходимых для производственной деятельности, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия заключается  не только в расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Именно  поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления, является важнейшей функцией стратегического планирования.

2) Адаптация к внешней среде. Под адаптацией следует понимать приспособление организации к изменяющимся внешним условиям. Рынок всегда несет в себе как преимущества, так и угрозы.  Основной задачей данной функции является приспособить организацию к изменяющимся условиям рынка, а именно создать соответствующий механизм адаптации организации к внешней среде.

3) Координация и регулирование. Суть данной функции заключается в направлении и согласовании деятельности  структурных подразделений организации, ради достижения целей, предусмотренных стратегическим планом. Стратегия предприятия -  это сложная система, включающая в себя различные взаимосвязи целей и задач. Главной задачей здесь является правильная компоновка и распределение усилий между соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Данный процесс не может происходить сам по себе, он совершается на плановой основе в стратегическом планировании. .за осуществление данной функции в организации должны отвечать соответствующие подразделения и исполняющие лица.

4) Последний вид деятельности – это организационные изменения. В полномочия данной функции включается формирование организации, которая могла бы обеспечить слаженную работу персонала, развитие мышления и учет прошлого опыта стратегического планирования.  Другими словами задача данной функции заключается в преобразовании деятельности организации, путем создания системы стимулирования, перераспределения функций и полномочий работников предприятия. Организационные изменения в данном случае выступают как результат организационного стратегического планирования.

      Рассмотрим  подробнее тактическое планирование. Тактическое планирование является периодическим планированием, охватывает не большой по сравнению со стратегическим , период времени 1-2 года.  Суть тактического планирования заключается в организации специальной программы для достижения генеральных целей стратегического плана путем рационального использования необходимых ресурсов. Тактическое планирование уделяет большое внимание показателям эффективности деятельности организации, таким как увеличение уровня конкурентоспособности организации, повышение темпов роста производительности труда и др.

    Оперативное планирование заключительный этап, включающий в себя реализацию планов и составления отчетов о ходе их выполнения. Перед руководителями на данном этапе стоит задача о сопоставлении и согласовании всех элементов организационного процесса во времени и пространстве с необходимой степенью его детализации.

    В комплексе, все функции , выполняющиеся на каждом из уровней обеспечивают эффективное управление организации в целом.

     1.2 Эволюция функции планирования

     В начале XX века Генри Форд показал образец предпринимательства, перейдя от выпуска небольшого количества дорогих автомобилей для очень богатых людей к массовому производству автомобилей по ценам, доступным для широкого круга покупателей. На первый взгляд Форд и ему подобные (которых, впрочем, очень мало) явили пример предпринимателей-новаторов, распространяющих достижения научно-технического прогресса без вмешательства государства. На самом деле, не отрицая заслуг Форда, нельзя недооценивать тот факт, что он смог осуществить свой проект именно в американском государстве, а не в каком-то ином. Протекционистская политика американских правительств обеспечила к началу XX века решение многих проблем, без которых массовый рынок автомобилей нельзя было бы создать. Доллар стал мировой валютой, правительство поддерживало развитие фермерских хозяйств, государство осуществляло меры по промышленной политике, направленной на развитие базовых отраслей и их инфраструктуры, энергетики и т.п. Оно проводило социальную политику по увеличению доходов и платежеспособного спроса населения. В США были созданы институты, обеспечивающие права собственности Форда не путем обнесения его владений заборами, а борьбой с несоблюдением законов.  
Наибольших успехов Форд добился, когда в США еще недостаточно регулировали и планировали экономику. Тем не менее это произошло, так как государство создало условия для развития рынка автомобилей в США. Излишек же либеральных свобод, напротив, привел к кризису 1929 -1933 гг., вызванному биржевыми спекуляциями. Причем корпорация Форда пострадала в ходе этого кризиса наравне с другими.

После мирового кризиса 1929 -1933 гг. в США и других развитых индустриальных странах была произведена революция в управлении. В части планирования она началась еще до кризиса. В 1928 г. в США приняли пятилетний план развития авиации, который был успешно выполнен. После кризиса в США резко усилилось регулирование товарных и фондовых рынков. В частности, товарные и фондовые биржи трансформировались таким образом, чтобы выполнять функции планирования цен на биржевые товары, деньги и ценные бумаги. К слову сказать, в нынешней России так и не создали ни одной товарной биржи западного типа. Если учесть, что независимые товаропроизводители в рыночной экономике внутри своих фирм осуществляют директивное планирование по всем направлениям, включая цены реализации, то не будет преувеличением сказать, что в современной рыночной экономике нет ни одной области, про которую можно сказать: это стихийный «чистый» рынок, свободный от планирования и от государственного регулирования [8, С.113].

В начале XX века Шумпетер разработал концепцию предпринимателей-новаторов, которые играют решающую роль в распространении  кластеров (пучков) нововведений. Не будем описывать историю научно-технической революции, начавшейся в 30-х годах и ускорившейся в послевоенный период. Имеется огромная литература, которая показывает, как США, Япония и другие страны создавали инновационные системы, проводили научно-техническую политику, аккумулировали денежные ресурсы на инвестиции в НИОКР, в венчурный бизнес и инновации. На фоне сотен миллиардов и триллионов долларов, направляемых развитыми странами на обновление технологических структур своих экономик, роль в этом деле отдельных предпринимателей-новаторов трудно признать решающей.

В соответствии со спецификой различных стран сложилось множество  моделей планирования. Среди них  можно выделить советскую, американскую, французскую, японскую и другие.

В составе советского правительства после окончания гражданской войны был создан Государственный плановый комитет (Госплан). Мы не ставим цель дать строгую историю планирования советского периода. Перед нами стоит другая задача: выявить направления эволюции данного экономического института. Советский Госплан вначале разрабатывал долгосрочный план развития экономики страны. Формально он был посвящен электрификации России и назывался Государственная электрификация России (ГОЭЛРО), но по мере его разработки авторы, помимо электрификации, исследовали проблемы долгосрочного развития важнейших отраслей народного хозяйства. План ГОЭЛРО не был директивным. Наряду с ним в 20-е годы выполнялись и другие индикативные плановые разработки. Назовем для примера первый в мире межотраслевой баланс, составленный советскими статистиками с участием молодого В. Леонтьева, а также расчеты конъюнктурного института под руководством Н. Кондратьева 

Таким образом планирование начало свое развитие в высоких темпах после нововведения Г.Фордом в машиностроении. В соответствии со спецификой различных стран сложилось множество моделей планирования, из которых выделяется советская, американская, французская, японская и другие. При советской власти в России развитие планирования получило толчок с созданием Государственного планового комитета. В теории и практике социалистического планирования была разработана процедура согласования индивидуальных планов «снизу» с общественными потребностями и ресурсами, определяемыми «сверху».

Сейчас восстановление планирования является необходимым  условием для возрождения России. Это неоспоримо. Опыт США и других стран свидетельствует, что необходимо развивать все формы и виды централизованного планирования, но этот вопрос заслуживает подробного рассмотрения. Коротко можно сказать: нам нужно ввести такие процедуры согласования интересов, которые бы соблюдались участниками планирования общественного воспроизводства в России. Под эти процедуры требуется возродить плановые органы. Другой урок зарубежного опыта состоит в том, что в период выхода из кризиса и восстановления экономики усиливается прямое участие государства в целевых программах и отраслевых корпоративных планах.

Особо следует отметить необходимость создания в России заново системы планирования на уровне предприятий и фирм. В то время  как на Западе товаропроизводители основывают свою деятельность на бизнес-планах, маркетинговых разработках, стратегических программах, российские компании носятся, по «свободному рынку» со случайными контрактами. 

 

 


Информация о работе Исследование эволюции функции планирования в организации