Исследование педагогических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

1. Зачем исследователю педагогических проблем нужно знать методологию?
Зачем нужно знать методологию, видно сразу - без методологических знаний невозможно
грамотно провести педагогическое или любое другое исследование. Такую грамотность дает овладение методологической культурой, в содержание которой входят: методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.

Файлы: 1 файл

Зачем исследователю педагогических проблем нужно знать методологию.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)
  • вскрытие закономерностей в областях образования, воспитания и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются, как между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве достигнутых результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных её параметрах через;
  • преобразование педагогических систем: реформы, инновационные процессы, изменения сложившегося опыта, реконструкция сложившихся моделей обучения и воспитания;
  • разработку новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
  • разработку теории и практики применения новых педагогических и информационных технологий;
  • изучение, обобщение и интерпретацию опыта педагогической деятельности.

 

  1. Опишите источники методологического обеспечения педагогического исследования.

Источниками знаний, позволяющими выполнить  методологическое исследование, являются:

– общефилософские положения и  категории, дающие возможность рассматривать  проблему через призму философских  знаний;

– общенаучная методология;

– знания, полученные в результате методологических исследований в области  педагогики;

– специально-научные теории, которые могут стать средством методического обеспечения конкретного исследования;

– результаты методологической рефлексии, размышлений педагога о применяемых  им способах научного познания, о логике.

В последние годы у образовательных учреждений появилась новая функция – исследовательско-поисковая, реализация которой способствует повышению эффективности всего педагогического процесса. Учитель становится исследователем, субъектом познания, следовательно, его деятельность также нуждается в научном обеспечении, и прежде всего методологическом. Методологическое обеспечение это совокупность средств познания, выполняющих роль регулятора, с помощью которых планируется, корректируется и контролируется собственный научный поиск и процесс исследования.

Педагогу-исследователю  необходимо знать современные подходы  к исследовательской деятельности и опираться на них. Деятельностный подход ориентирует на исследование учебной деятельности школьника и профессиональной деятельности учителя, на выявление их структур и условий формирования, типов ориентировочной основы действия и так далее. Он позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств у школьников, студентов и учителей в различных видах деятельности.

Личностный подход учитывает то, что все внешние педагогические влияния всегда действуют через внутренние условия личности и индивидуальности человека. Он ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку как человеку, изучение механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям и его интеграции в общество.

Данный  метод предусматривает исследование номенклатуры целей личностного, выявление  специфического содержания образования, на основе которого формируются личностные качества и основные сферы индивидуальности, обоснование педагогических систем и технологий, направленных на достижение целей развития личности.

Системный подход требует рассматривать все явления и процессы в их взаимной связи. Он ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие.

Применение  данного подхода позволяет вычленить  элементы и определить состав системы; найти способ, при помощи которого элементы связаны между собой; выделить системообразующие, доминирующие факторы; установить уровень целостности системы; изучить ее взаимодействие с внешней средой; выявить ее функции.

Вероятностный подход ориентирует на вычленение профессиональных вероятных задач, с которыми педагог чаще всего сталкивается. Выделив определенный тип таких задач, можно разработать технологию их решения.


Информация о работе Исследование педагогических проблем