Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:57, контрольная работа
1. Зачем исследователю педагогических проблем нужно знать методологию?
Зачем нужно знать методологию, видно сразу - без методологических знаний невозможно
грамотно провести педагогическое или любое другое исследование. Такую грамотность дает овладение методологической культурой, в содержание которой входят: методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.
Источниками знаний, позволяющими выполнить методологическое исследование, являются:
– общефилософские положения и категории, дающие возможность рассматривать проблему через призму философских знаний;
– общенаучная методология;
– знания, полученные в результате методологических исследований в области педагогики;
– специально-научные теории, которые могут стать средством методического обеспечения конкретного исследования;
– результаты методологической рефлексии, размышлений педагога о применяемых им способах научного познания, о логике.
В последние годы у образовательных учреждений появилась новая функция – исследовательско-поисковая, реализация которой способствует повышению эффективности всего педагогического процесса. Учитель становится исследователем, субъектом познания, следовательно, его деятельность также нуждается в научном обеспечении, и прежде всего методологическом. Методологическое обеспечение это совокупность средств познания, выполняющих роль регулятора, с помощью которых планируется, корректируется и контролируется собственный научный поиск и процесс исследования.
Педагогу-исследователю
необходимо знать современные подходы
к исследовательской
Личностный подход учитывает то, что все внешние педагогические влияния всегда действуют через внутренние условия личности и индивидуальности человека. Он ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку как человеку, изучение механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям и его интеграции в общество.
Данный
метод предусматривает
Системный подход требует рассматривать все явления и процессы в их взаимной связи. Он ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие.
Применение
данного подхода позволяет
Вероятностный подход ориентирует на вычленение профессиональных вероятных задач, с которыми педагог чаще всего сталкивается. Выделив определенный тип таких задач, можно разработать технологию их решения.