Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:53, контрольная работа
В практике исследования управления широко используется метод социологического исследования. Он позволяет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношения к существующим проблемам и понимания этих проблем.
Социологические исследования бывают разнообразными – наблюдение, интервьюирование, анкетирование. В практике исследования управления социологические исследования, если они подготовлены и проведены достаточно корректно, дают богатую информацию для исследователя.
Введение………………………………………………………………………
2
Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования………………………………………………………..
3
Основные этапы проведения эксперимента в системе управления……....
9
Требования для получения достоверных результатов эксперимента...….
11
Экспериментальный метод в социологических исследованиях……….…
13
Классификация социологических экспериментов………………………...
16
Техника проведения эксперимента………………………………………...
18
Заключение…………………………………………………………………..
20
Список информационных источников……………………………………..
21
Содержание
Введение………………………………………………………… |
2 |
Исследование
управления посредством социально- |
3 |
Основные этапы проведения эксперимента в системе управления…….... |
9 |
Требования для получения достоверных результатов эксперимента...…. |
11 |
Экспериментальный метод
в социологических |
13 |
Классификация социологических экспериментов………………………... |
16 |
Техника проведения эксперимента………………………………………... |
18 |
Заключение…………………………………………………… |
20 |
Список информационных источников…………………………………….. |
21 |
Введение
В практике исследования
управления широко используется метод
социологического исследования. Он позволяет
оценить состояние системы
Социологические исследования бывают разнообразными – наблюдение, интервьюирование, анкетирование. В практике исследования управления социологические исследования, если они подготовлены и проведены достаточно корректно, дают богатую информацию для исследователя.
Весьма широко используется в исследовании систем управления и метод экспериментирования.
Исследование управления
посредством социально-
Социально-экономическим
экспериментом назовем
Такие эксперименты могут быть натурными (реальных условиях), полунатурными (деловая игра), мысленными (мозговая атака, коллективная генерация идей). Нужно учитывать, что мысленные социально-экономические эксперименты (например, мозговая атака и коллективная генерация идей, рассмотренные в первой главе), более дешевы и менее опасны, чем натурные.
Примером натурного социально-экономического эксперимента может быть установление опытных норм по труду, хронометрирование выполнения персоналом заданий и др.
Как и в других
областях знания возможны эксперименты
по выявлению механизма социально-
Эксперименты
по выявлению механизма социально-
Большую роль по исследованию механизма явлений играют ограниченные социально-экономические эксперименты с целью подтверждения эффективности, безопасности разрабатываемых решений по проведению социально-экономических реформ. При этом возможно использование метода коллективной генерации идей.
К экстремальным
социально-экономическим
В связи с большими социальными рисками при проведении широкомасштабных натурных социально-экономических экспериментов представляется необходимым юридически определить понятия «допустимого риска», а некоторые виды экстремальных социально-экономических экспериментов запретить как не отвечающие понятиям морали общества, претендующего называться цивилизованным. Кроме того в обязательном порядке при проектировании таких экспериментов должны создаваться резервы и программы по социальной и психологической реабилитации участников эксперимента (или нуждающейся в этом их части),
Кроме того, участие индивидуума в таком эксперименте должно обязательно:
Примером экстремального социально-экономического эксперимента может быть названа известная "шоковая терапия» в Польше, России (начиная с 1992 года) при переходе от директивной экономики к рыночным отношениям.
Представляется, что международное сообщество должно выработать критерии допустимости рисков, ущербов экстремальных экспериментов, ответственности на основе анализа их соответствия правам человека, и прежде всего праву на жизнь.
Можно утверждать,
что социально-экономический
Переход к маркетинговым стратегиям на рынках, а также усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль ограниченных по своим масштабам социально-экономических экспериментов, в частности, роль предшествующих, диагностических и сравнительных экспериментов.
Изменение философии
экономической деятельности имеет
место при кардинальном изменении
социально-экономических
Необходимость в переходе от сбытовых к маркетинговым стратегиям осознают ввиду опасности потери работы (в частности, вследствие разорения предприятия-работодателя). Позднее, по мере осознания социальных изъянов маркетинга в развитых странах был практически осуществлен переход к социально-этическому маркетингу.
Диагностические и сравнительные эксперименты часто проводят в форме деловой игры, мозговой атаки и др.
При функционировании социально-экономических, организацинно-производственных автоматизированных систем управления могут быть выделены области:
Исходной точкой проектирования социально-экономического эксперимента должно быть выдвижение, исследование, подтверждение или отрицание гипотезы о рефлекторности системы управления, а также выделение ограничений и областей рефлексионного и нерефлексионного поведения персонала и гуманистической части внешней среды. Должны быть сделаны гипотезы о характере взаимодействия социальной и техногенной частей, процессов в исследуемых системах управления.
Рефлекторная система управления – это система, которое откликается на конкретное внешнее воздействие вполне определенным образом. Такое наименование подчеркивает аналогию с рефлексами, которые существуют у любого организма и которые возникли в результате длительного процесса обучения и эволюции человека. Допущение о рефлекторности реакций позволяет прогнозировать социальные последствия управляющих воздействий.
Рефлексионное исследование систем управления возможно только в пределах их нормальной устойчивости, стойкости, отсутствии повреждений (поражений) и отказов технических средств, а также отсутствия сильного стресса у персонала автоматизированных систем управления.
Системы управления, потерявшие стойкость, устойчивость, имеющие, повреждения и отказы элементов, человек в условиях сильного стресса ведут себя нерефлекторно. Поэтому автоматизированная система управления с участием человека-оператора, находящегося в условиях стресса будет нерефлекторной. Сам факт участия индивидуума в автоматизированном управлении делает систему не рефлекторной в определенных ситуациях управления. Это связано с многовариантностью действий, затруднениями при прогнозировании поведение индивидуума в ситуации риска, неизбежного выбора, сильного стресса.
Поэтому одним
из основных элементов социально-
Исследования систем управления должны учитывать и отражать эту специфику объекта исследования:
При социально-экономических
тестах и экспериментах нужно
по возможности полного учитывать
психофизические, мотивационные особенности
субъектов управления будь то отдельный
индивидуум, социальная группа или общественно, класс. В
силу этого любое исследование систем
управления должно иметь социально-экономический,
социально-технический характер и базироваться
как на математических, так и гуманитарных
(мотивационных, психологических и др.)
методах исследований.
Основные этапы проведения
эксперимента в системе управления
Первый этап — теоретический. На этом этапе формируется проблема исследования, определяются объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования. При определении предмета необходимо учитывать цель и задачи исследования, основные характеристики объекта исследования, материальные и временные возможности исследования, степень теоретической разработанности вопроса.
Второй этап - разработка программы проведения эксперимента, т.е. документа, в котором разработаны все процедуры эксперимента - от постановки задачи до ее практического выполнения. Важнейшими элементами программы являются разработка методики исследования и построение плана создания экспериментальной ситуации. В программе должно быть ясно указано, с каким именно управленческим нововведением связано проведение данного эксперимента - обоснование целесообразности и возможности нововведения, гипотезы о его положительных и отрицательных последствиях и т.п. Далее следует определить экспериментальные и контрольные объекты с указанием степени представительности, специфики и сопоставимости между собой. Обязательно должны быть точно указаны все ответственные организаторы эксперимента и распределены роли между ними.
Третий этап - реализация программы эксперимента. Важнейшим звеном этого этапа является создание экспериментальной ситуации, непосредственное экспериментирование. Экспериментальная ситуация по своей структуре характеризуется: условиями эксперимента, вербальными и предметными факторами - раздражителями, инструкцией, регулирующей деятельность, наличием экспериментаторов, реакциями экспериментируемых. В этот же этап входят разработка сценария данного эксперимента (сроки проведения, порядок основных мероприятий, процедуры завершения и т.п.), периодическое проведение оценки исходного, промежуточного и конечного состояний значимых процессов в экспериментальном и контрольном объектах.
Четвертый этап - анализ и оценка результатов. Полученные результаты показывают, достигнута ли предполагаемая цель, утвердилась ли исследовательская гипотеза. Однако необходимо учитывать, что кроме основных результатов эксперимента можно получить целый ряд важных и интересных сопутствующих результатов, которые могут пригодиться в дальнейших исследованиях. Этот этап должен содержать выводы и рекомендации относительно дальнейшей судьбы испытываемого новшества: изменение первоначального проекта новшества, масштаб применения, ожидаемый эффект.
Информация о работе Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования