Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:53, контрольная работа

Описание работы

В практике исследования управления широко используется метод социологического исследования. Он позволяет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношения к существующим проблемам и понимания этих проблем.
Социологические исследования бывают разнообразными – наблюдение, интервьюирование, анкетирование. В практике исследования управления социологические исследования, если они подготовлены и проведены достаточно корректно, дают богатую информацию для исследователя.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
2
Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования………………………………………………………..
3
Основные этапы проведения эксперимента в системе управления……....
9
Требования для получения достоверных результатов эксперимента...….
11
Экспериментальный метод в социологических исследованиях……….…
13
Классификация социологических экспериментов………………………...
16
Техника проведения эксперимента………………………………………...
18
Заключение…………………………………………………………………..
20
Список информационных источников……………………………………..
21

Файлы: 1 файл

ИССУ кр.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………

2

Исследование  управления посредством социально-экономического экспериментирования………………………………………………………..

3

Основные этапы проведения эксперимента в системе управления……....

9

Требования для получения  достоверных результатов эксперимента...….

11

Экспериментальный метод  в социологических исследованиях……….…

13

Классификация социологических  экспериментов………………………...

16

Техника проведения эксперимента………………………………………...

18

Заключение…………………………………………………………………..

20

Список информационных источников……………………………………..

21


 

 

Введение

 

В практике исследования управления широко используется метод  социологического исследования. Он позволяет  оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношения к существующим проблемам и понимания этих проблем.

Социологические исследования бывают разнообразными – наблюдение, интервьюирование,  анкетирование. В практике исследования управления социологические исследования, если они подготовлены и проведены достаточно корректно, дают богатую информацию для исследователя.

Весьма широко используется в исследовании систем управления и  метод экспериментирования.

 

Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования

 

Социально-экономическим  экспериментом назовем искусственную  реализацию некоторого социально-экономического процесса в условиях, близких или  соответствующих реальным в системе  управления, в результате которой  должен появиться один из ожидаемых исходов или оценки параметров работы. Вероятность появления всех исходов равна 1, то есть исходы составляют полную группу событий.

Такие эксперименты могут быть натурными (реальных условиях), полунатурными (деловая игра), мысленными (мозговая атака, коллективная генерация идей). Нужно учитывать, что мысленные социально-экономические эксперименты (например, мозговая атака и коллективная генерация идей, рассмотренные в первой главе), более дешевы и менее опасны, чем натурные.

Примером натурного  социально-экономического эксперимента может быть установление опытных норм по труду, хронометрирование выполнения персоналом заданий и др.

Как и в других областях знания возможны эксперименты по выявлению механизма социально-экономических  явлений и экстремальные эксперименты,

Эксперименты  по выявлению механизма социально-экономических  явлений ставят своей задачей  выяснить состав элементов, их характеристики, наличие и характер связей, влияние  отдельных индивидуумов и их групп, общественных классов на эффективность, расход ресурсов, безопасность, надежность работы системы и др.

Большую роль по исследованию механизма явлений  играют ограниченные социально-экономические  эксперименты с целью подтверждения  эффективности, безопасности разрабатываемых  решений по проведению социально-экономических реформ. При этом возможно использование метода коллективной генерации идей.

К экстремальным  социально-экономическим экспериментам  могут быть отнесены оптимизационные  социально-экономические эксперименты, которые позволяют найти наилучшие условия и (или) предельно допустимые параметры конкретных процессов или ставят объект исследований в предельно возможные или наилучшие условия существования.

В связи с  большими социальными рисками при  проведении широкомасштабных натурных социально-экономических экспериментов представляется необходимым юридически определить понятия «допустимого риска», а некоторые виды экстремальных социально-экономических экспериментов запретить как не отвечающие понятиям морали общества, претендующего называться цивилизованным. Кроме того в обязательном порядке при проектировании таких экспериментов должны создаваться резервы и программы по социальной и психологической реабилитации участников эксперимента (или нуждающейся в этом их части),

Кроме того, участие  индивидуума в таком эксперименте должно обязательно:

  • базироваться на правдивой и полной информации о методах и возможных их последствиях;
  • запрещать и наказывать за предоставление неполной, односторонней информации, обман, дезинформацию;
  • быть осознанным и добровольным.

Примером экстремального социально-экономического эксперимента может быть названа известная "шоковая  терапия» в Польше, России (начиная  с 1992 года) при переходе от директивной  экономики к рыночным отношениям.

Представляется, что международное сообщество должно выработать критерии допустимости рисков, ущербов экстремальных экспериментов, ответственности на основе анализа их соответствия правам человека, и прежде всего праву на жизнь.

Можно утверждать, что социально-экономический эксперимент  является необходимым, однако опасным, элементом развития, связанным с повышенными рисками. Он дает возможность проверить на практике гипотезы относительно причин, «веса» определенных социально-экономических явлений:

  • изменения философии экономической деятельности;
  • изменения социально-экономических отношений при изменении технологий производства (технологическая теория государства);
  • различных факторов мотивации для рутинного (факторы здоровья) и творческого (факторы мотивации) труда;
  • технологий исследований и производства товаров;
  • организационных структур для разработки (матричные структуры), производства (гибкие автоматизированные), продвижения (вертикальные маркетинговые сети), эксплуатации (франчайзинг), утилизации товаров;
  • влияния развития высоких технологий и их носителей (финансово-промышленных групп) на межэтнические отношения в государстве/10/;
  • влияния налоговой системы и межбюджетных отношений на развитие сепаратизма и национального экстремизма;
  • влияния относительных затрат на систему государственного контроля социально-экономическую обстановку и трудовую активность населения, его мотивацию к труду.

Переход к маркетинговым  стратегиям на рынках, а также усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль ограниченных по своим масштабам  социально-экономических экспериментов, в частности, роль предшествующих, диагностических и сравнительных экспериментов.

Изменение философии  экономической деятельности имеет  место при кардинальном изменении  социально-экономических условий  деятельности. Например, в результате насыщения товарных рынков развитых стран произошел переход от сбытовых к маркетинговым стратегиям. Маркетинговая философия провозглашает основной задачей экономической деятельности наиболее полное удовлетворение потребностей.

Необходимость в переходе от сбытовых к маркетинговым стратегиям осознают ввиду опасности потери работы (в частности, вследствие разорения предприятия-работодателя). Позднее, по мере осознания социальных изъянов маркетинга в развитых странах был практически осуществлен переход к социально-этическому маркетингу.

Диагностические и сравнительные эксперименты часто  проводят в форме деловой игры, мозговой атаки и др.

При функционировании социально-экономических, организацинно-производственных автоматизированных систем управления могут быть выделены области:

  • рефлекторного реагирования определенным образом;
  • нерефлекторного реагирования при потере стойкости, прочности, устойчивости, действии на персонал сильного стресса.

Исходной точкой проектирования социально-экономического эксперимента должно быть выдвижение, исследование, подтверждение или отрицание гипотезы о рефлекторности системы управления, а также выделение ограничений и областей рефлексионного и нерефлексионного поведения персонала и гуманистической части внешней среды. Должны быть сделаны гипотезы о характере взаимодействия социальной и техногенной частей, процессов в исследуемых системах управления.

Рефлекторная  система управления – это система, которое откликается на конкретное внешнее воздействие вполне определенным образом. Такое наименование подчеркивает аналогию с рефлексами, которые существуют у любого организма и которые возникли в результате длительного процесса обучения и эволюции человека. Допущение о рефлекторности реакций позволяет прогнозировать социальные последствия управляющих воздействий.

Рефлексионное исследование систем управления возможно только в пределах их нормальной устойчивости, стойкости, отсутствии повреждений (поражений) и отказов технических средств, а также отсутствия сильного стресса  у персонала автоматизированных систем управления.

Системы управления, потерявшие стойкость, устойчивость, имеющие, повреждения и отказы элементов, человек в условиях сильного стресса  ведут себя нерефлекторно. Поэтому  автоматизированная система управления с участием человека-оператора, находящегося в условиях стресса будет нерефлекторной. Сам факт участия индивидуума в автоматизированном управлении делает систему не рефлекторной в определенных ситуациях управления. Это связано с многовариантностью действий, затруднениями при прогнозировании поведение индивидуума в ситуации риска, неизбежного выбора, сильного стресса.

Поэтому одним  из основных элементов социально-экономического эксперимента является необходимость  установления границ рефлекторности поведения  персонала, других субъектов рыночной деятельности.

Исследования  систем управления должны учитывать  и отражать эту специфику объекта  исследования:

  • в области рефлекторного реагирования в большей мере применимы математические методы исследований;
  • в области нерефлекторного реагирования наиболее применимы методы теории катастроф, мотивации, психологии.

При социально-экономических  тестах и экспериментах нужно  по возможности полного учитывать  психофизические, мотивационные особенности  субъектов управления будь то отдельный  индивидуум, социальная группа или общественно, класс. В силу этого любое исследование систем управления должно иметь социально-экономический, социально-технический характер и базироваться как на математических, так и гуманитарных (мотивационных, психологических и др.) методах исследований. 
Основные этапы проведения эксперимента в системе управления

 

Первый этап — теоретический. На этом этапе формируется проблема исследования, определяются объект и  предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования. При определении  предмета необходимо учитывать цель и задачи исследования, основные характеристики объекта исследования, материальные и временные возможности исследования, степень теоретической разработанности вопроса.

Второй этап - разработка программы проведения эксперимента, т.е. документа, в котором разработаны все процедуры эксперимента - от постановки задачи до ее практического выполнения. Важнейшими элементами программы являются разработка методики исследования и построение плана создания экспериментальной ситуации. В программе должно быть ясно указано, с каким именно управленческим нововведением связано проведение данного эксперимента - обоснование целесообразности и возможности нововведения, гипотезы о его положительных и отрицательных последствиях и т.п. Далее следует определить экспериментальные и контрольные объекты с указанием степени представительности, специфики и сопоставимости между собой. Обязательно должны быть точно указаны все ответственные организаторы эксперимента и распределены роли между ними.

Третий этап - реализация программы эксперимента. Важнейшим звеном этого этапа является создание экспериментальной ситуации, непосредственное экспериментирование. Экспериментальная ситуация по своей структуре характеризуется: условиями эксперимента, вербальными и предметными факторами - раздражителями, инструкцией, регулирующей деятельность, наличием экспериментаторов, реакциями экспериментируемых. В этот же этап входят разработка сценария данного эксперимента (сроки проведения, порядок основных мероприятий, процедуры завершения и т.п.), периодическое проведение оценки исходного, промежуточного и конечного состояний значимых процессов в экспериментальном и контрольном объектах.

Четвертый этап - анализ и оценка результатов. Полученные результаты показывают, достигнута ли предполагаемая цель, утвердилась ли исследовательская гипотеза. Однако необходимо учитывать, что кроме основных результатов эксперимента можно получить целый ряд важных и интересных сопутствующих результатов, которые могут пригодиться в дальнейших исследованиях. Этот этап должен содержать выводы и рекомендации относительно дальнейшей судьбы испытываемого новшества: изменение первоначального проекта новшества, масштаб применения, ожидаемый эффект.

Информация о работе Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования