Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:24, доклад
Любая область деятельности человека - медицина, культура, образование, техника и т. д. – имеет свою историю. Общее размышление об истории имеет актуальное значение и в понимании истории управления, в том числе одного из современных его типов – истории менеджмента.
Управление в условиях рынка подучило название менеджмента. Менеджмент – слово английского происхождения. В переводе на русский Язык «management» означает управление, т. е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. При более глубоком рассмотрении понятий английского «менеджмент» и русского «управление» существуют большие различия.
Любая
область деятельности человека
- медицина, культура, образование, техника
и т. д. – имеет свою историю. Общее
размышление об истории имеет
актуальное значение и в понимании
истории управления, в том числе
одного из современных его
типов – истории менеджмента.
Управление в условиях рынка подучило название менеджмента. Менеджмент – слово английского происхождения. В переводе на русский Язык «management» означает управление, т. е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. При более глубоком рассмотрении понятий английского «менеджмент» и русского «управление» существуют большие различия.
Управление зародилось примерно семь тысячелетии назад, но только в ХХ в., с развитием капитализма , менеджмент выделился в самостоятельную область знаний науку.
В развитие истории менеджмента значительный вклад внесли многие науки - политэкономия , философия , психология , социология , конкретная экономика , технические науки , медицина и др.
Изучение истории менеджмента является необходимым условием формирования современного менеджера-профессионала . Для этого необходимо пересмотреть отношение к истории развития менеджмента за рубежом . В условиях административно - командной системы управления в СССР превалировал взгляд на менеджмент как на буржуазную науку. Проблемы управления в нашей стране рассматривались изолированно , без какой – либо увязки с зарубежной теорией и практикой управления ; в литературе , в основном , давался их критический анализ и показывались преимущества социалистической системы управления по сравнению с капиталистической. В условиях формирования рыночных отношений в России необходимо иметь ввиду , что отечественная наука управления является неотъемлемой составной частью мировой управленческой мысли. Отечественные ученые внесли значительный вклад в формирование науки управления ,что признано во всем мире. Поэтому особенно важно изучение не только зарубежной истории развития менеджмента , но и отечественной.
Без управления ни одна организация , ни одно предприятие не может добиться успеха. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде , в котором мы имеем его в настоящее время , появилось не сразу. Практика управления стара как мир. Но сегодня никто с достаточной степенью достоверности не скажет , когда возникли первые элементы управления. По – видимому , потребность в нем возникла тогда , когда люди стали жить и охотится группами. Значительно позднее К. Маркс укажет на то , что «всякий непосредственно общественный труд , осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении , которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции».
Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000
гг. до н. э., являются ярким свидетельством
не только культуры древних египтян, но
и их управленческого искусства. Строительство
огромных пирамид требовало, прежде всего,
четкого планирования.
Древние греки уделяли особое внимание
вопросам организации и управления производственными
процессами, заботились о четкой специализации
рабочих.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говоря ил о том , что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач . Современная позиция по существу не изменилась. В американском учебнике «Основы менеджмента» указано: «Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить».
Теория управления в древнем мире была развита слабо. В основном управление осуществлялось на практике большей частью методом проб и ошибок. Производился также обмен опытом и идеями среди правителей , церковных деятелей , военачальников.
Заметный вклад в развитие проблем управления государством и правовых учений внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527).В своих работах он касался вопросов изучения стиля работы руководителя , организации его труда , взаимоотношений руководителей и подчиненных .
В эпоху Петра I в России сложились исключительные условия для укрепления централизованного государства. Проводимые петровские реформы были направлены на достижение «общего блага». Власть государя трактовалась как неограниченная и стоящая выше закона. В «Артикуле воинском» сказано : «Государь никому на свете о своих делах ответу дать не должен , но силу и власть имеет свои государства и земли… по своей воле благомнению управлять». Реформы Петра касались государственного управления.
К сожалению , эволюция управленческой масли в России этого периода изучена недостаточно . Известен опыт управления заводами Сибири и Урала . В книге начальника главных заводов Сибири и Урала В.И. Геннина затрагиваются вопросы, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время: перспективное планирование , учет и отчетность, стиль руководства и качества руководителя и др. Генниным описана модель руководителя , в которой главное место отводится его организаторским способностям и личным качествам (честность, трудолюбие, здравый смысл , трезвый расчет, заботливость).Перечисление качества важны и для современного руководителя.
В условиях капиталистического и феодального обществ потребность в изучении проблем управления была ограничена. Основное внимание уделялось решению проблем управления государством.
Основой существования феодального общества было ведение натурального хозяйства . Рабы и крепостные крестьяне находились в полной личной зависимости от воли и власти хозяина, что не стимулировало роста производительности труда.
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. Первая половина XIX в. характеризуется зарождением капитализма сначала в Англии, а затем в США и Европе. В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила Северную Америку, начался беспрецедентный экономический «бум». Произошел переход от сравнительно небольших ремесленных мастерских к крупному машинному производству, в котором было занято большое количество неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих.
Значительное влияние на становление управления как науки оказала классическая буржуазная политическая экономия. Большой вклад в ее формирование внесли английские политэкономы Уильям Петти (1623-1687) , Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). Заметное влияние на формирование политэкономии как науки оказали труды Пьера Буагильбера (1646-1714) - основателя классической французской политэкономии, Франсуа Кенэ (1694-1774)- основоположника школы физиократов и создателя знаменитых «экономических таблиц» воспроизводства , Анн Роберта Жака Тюрго (1727-1781) - королевского министра финансов, внесшего существенный вклад в развитие теории физиократов.
Нельзя не отметить огромного
вклада английского социалиста-
На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. В работе «Нищета философии» К. Маркс отмечал, что для различных форм организации общества характерны «различные формы разделения труда». Разделение труда внутри мастерской было развито очень слабо. В первом томе «Капитала» К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации. «С развитием кооперации многих наемных рабочих командование капитала становится необходимым для выполнения самого процесса труда, становится действительным условием производства. Команда капиталиста на поле производства делается теперь столь же необходимой, как команда генерала на поле сражения».
Однако капиталист часто
не в состоянии
Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда. В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
В эпоху развития капитализма
появилась острая
По мере развития производства и экономических связей в обществе происходило усложнение управления. Однако до эпохи империализма функция управления оставалась более или менее универсальной. Управление производством осуществлялось самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капиталиста. Американский историк менеджмента Д. Рен писал: «Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в более творческих управляющих, лучше информированных о том, как наилучшим образом управлять организациями. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы».
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
Менеджмент стал рассматриваться в качестве важнейшей составляющей успеха корпорации и фирм как особое искусство и род занятий.
Затрагивая исторические корни зарождения и развития менеджмента в своих научных работах Б.Карноф выделяет 8 этапов:
Первый этап развития
менеджмента начался в начале двадцатого
столетия и связан с учением Ф.Тейлора
после публикации его книги "Принципы
научного управления", в которой он
впервые рассмотрел научные подходы и
принципы построения системы управления.
Используя систему управления, разработанную
Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка
в целом наглядно продемонстрировали
ее практическую значимость и влияние
на развитие экономики. Однако системный
анализ предложенной Ф.Тейлором модели
управления показал, что эта система Тейлора
пока нашла ограниченное применение вследствие
непонимания ее сути рыночными структурами,
фирмами и их руководителями.
Именно под воздействием учения Тейлора
чуть позже появляются научные работы
по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента
связан с новыми подходами в развитии
учения о менеджменте, на основе учения
Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами.
Появится и апробируется на практике так
называемая классическая (адмистративная)
школа управления, родоначальниками которой
стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун.
В частности, А.Файоль впервые предоложили
новую теорию менеджмента, раскрывающую
его функции, принципы и необходимость
теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента
стал называться "неоклассическим",
нарождается и начинает развиваться школа
"человеческих отношений", развитие
которой связано с именами ученых А.Файоля,
Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе
апробируется социологическая концепция
групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента
относится к периоду 1940-1960 гг. В эти годы
происходит эволюция управленческой мысли,
которая направлена на развитие теории
организации менеджмента на основе достижений
психологической и социологической наук,
оказывающих решающее воздействие на
человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой
мысли отличается от всех предыдущих тем,
что происходит становление современных
количественных методов обоснования управленческих
решений под воздействием широкого использования
в практике экономико-математических
методов и электронно-вычислительной
техники. Этот процесс успешно развивается
по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые
обосновал свою теорию и доказал, что отношение
менеджера к своим подчиненным существенно
влияет на их поведение и на рабочий климат
в организации. В теории "X" - утверждение
приоритета контролирующего менеджера,
в теории "У" - принцип распределения
объективности. (Годы развития этой концепции
- 1950-1960 г.)
Шестой этап развития менеджмента
можно отнести к периоду 1970-1980 гг. Учеными
- управленцами вырабатываются новые подходы
в развитии теории управления, смысл которых
сводится к тому, что организация - это
открытая система, приспосабливающаяся
к внутренней среде (организации) нужно
искать во внешней среде. Исходя из такого
посыла просходили установления взаимосвязей
между типами сред и различными моделями
управления. К этому периоду относятся
теории: "стратегического менеджмента"
И.Ансоффа, "теория властных структур
между организациями" Г.Саланчика, "конкретной
стратегии, конкурентоспособности, потребительских
качеств продукции и ресурсов" Портера
и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые
ознаменовались появлением новых подвидов
в управлений, неожиданным для многих
открытием "организационной структуры"
как мощного механизма управления, особенно
успешно использованного Японией и другими
странами, с важнейшими по силе воздействия
управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента
относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются
три основные тенденции:
· возврат
к прошлому - осознание значения материальной,
технической базы современного производства;
· создание
социальных поведенческих элементов -
это усиление внимания не только к организационной
культуре, но и к различным формам демократизации
управления, участие рядовых работников
в прибылях, в осуществлении управленческих
функций в других сферах деятельности;
· усиление
международного характера управления.
Переход многих стран к открытой экономике,
участие в конкурентной борьбе, организации
современной деятельности.
По мнению М.Мескона и других, за всю историю
эволюции систем управления человечество
выработало всего три принципиально различных
инструмента управления, т.е. воздействия
на людей.
· Иерархия
- это организация, где основное средство
воздействия отношения власть - подчинение,
давление на человека сверху с помощью
принуждения, контроля над распределением
материальных благ.
· Культура,
т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом
организации, групповые ценности, социальные
нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы,
которые заставляют человека вести себя
так, а не иначе.
· Рынок,
т.е. наличие сети равноправных отношений
по горизонтали, основанных на купле-продаже
продукции и услуг, на отношениях собственности,
на равновесии интересов продавца и покупателя.
На каждом этапе развития менеджмента
формировались соответствующие школы
управления. М.Мескон выделяет четыре
такие школы, в которых показаны методы
и принципы их формирования.