Исторические условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Массовое производство и массовый сбыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:51, реферат

Описание работы

Мы будем трактовать менеджмент как науку, учебную дисциплину, искусство управления, а также как самостоятельный вид профессиональной деятельности по эффективному управлению фирмой, действующей в условиях рынка. Чтобы глубже разобраться в сути понятия необходимо ясно представлять себе те причины и факторы, способствующие его появлению и развитию.

Файлы: 1 файл

реферат ИУМ.docx

— 46.46 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное  Бюджетное Образовательное

Учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

(Национальный Исследовательский  Университет)

Факультет «Экономика и Предпринимательство»

Кафедра «Финансового менеджмента»

 

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу: «История управленческой мысли»

на тему: Исторические условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Массовое производство и массовый сбыт

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена

………………………

…………………………….

………………………….

Проверил преподаватель

……………………..

 

Челябинск 2013 г.

Условия и факторы  возникновения и развития менеджмента

   Термины «управление» и «менеджмент» не синонимы: русское «управление» гораздо шире американского «менеджмент». П.Друкер, американский авторитет в области теории менеджмента дает следующие разъяснения: «Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли  может быть переведен на какой-либо другой язык, включая английский  язык Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же самое время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже  в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: для организаций, не имеющих отношение к бизнесу не говорят о менеджменте и менеджерах». Менеджмент – это лишь одна из форм управления, а именно управление социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской деятельности или акционерной компании. Рассмотрим процесс его выделения из управления на определенном историческом этапе.

   Мы будем трактовать менеджмент как науку, учебную дисциплину, искусство управления, а также как самостоятельный вид профессиональной деятельности по эффективному управлению фирмой, действующей в условиях рынка. Чтобы глубже разобраться в сути понятия необходимо ясно представлять себе те причины и факторы, способствующие его появлению и развитию.

   Об управлении мы говорим с момента появления первобытного общества, а вот «менеджмент» гораздо моложе. Его отсчет начался со времен промышленной революции и индустриального развития европейской цивилизации. Появление менеджмента как особого вида деятельности – результат четвертой управленческой революции. Но как же быть тогда со «строителями» египетских пирамид, которых П.Друкер назвал великим менеджерами в истории?

   Ответим на этот вопрос позже, разобравшись в факторах и условиях развития менеджмента. Обобщая исследования можно выделить следующие факторы его возникновения:

1) рыночные отношения;

2) индустриальный способ организации производства;

3) появление акционерной собственности

 

   Рыночные отношения. Речь идет о зрелом, сформировавшемся рынке, предусматривающем распространение рыночных отношений на подавляющее большинство общественных процессов. Известный историк менеджмента Д.Рен так говорит о роли рынка: «Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в более творческих управляющих, лучше информированных о том, как наилучшим образом управлять организациями. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы. Люди стали думать о личной выгоде и приспосабливаться к любой рациональной  административной системе. Возникновение современного менеджмента основано на рациональных способах принятия  решений; организации больше не могли работать в соответствии с прихотями нескольких лиц.» Более кратко и емко о роли данного фактора в возникновении менеджмента сказать сложно.

   Феодальная система хозяйствования, вековая власть церкви не способствовали развитию общества. Католическая церковь, которая доминировала в средние века, предостерегала  против извлечения материальных выгод, ведения торговли, получения прибыли, трактуя бизнес как удел дьявола. Покорность и  унижение, отсутствие материального интереса и деловой активности – такой была господствовавшая в то время мораль и этика. Начиная с  периода реформации происходят изменения во взглядах, которые приводят к признанию необходимости получения людьми вознаграждений за земные страдания и к пониманию политической системы, которая способствовала бы  свободе личности  в условиях наличия частной собственности и жизни людей по естественным законам разума, а не по правилам и капризам правителей.

   Но основой существования феодального общества было натуральное хозяйство, существующие немногочисленные ремесленники не испытывали конкурентного соперничества и, поэтому, не возникало насущной необходимости искать более рациональные способы ведения хозяйства.  Это не значит, что раньше люди не стремились повысить производительность и улучшить качество своего труда – они, безусловно, задумывались над этими проблемами, но нерациональное управление не означало тогда гибель всего бизнеса.  Оно было лишь менее эффективно,  что  многих бизнесменов вовсе не беспокоило. Лишь в условиях конкуренции хозяйствующие субъекты почувствовали необходимость «правильного», лучшего по сравнению с другими ведения дела – ответом на эту потребность и стало появление менеджмента.  Менеджеры были необходимы, чтобы предсказать изменения спроса и найти рынок сбыта, чтобы справиться с новыми тенденциями во внешнем окружении и выжить в конкурентной борьбе, которой  раньше не было в принципе.

   Итак, лишь только появление и развитие рыночных отношений создали почву для зарождения  нового вида деятельности – менеджмента.

   Индустриальный способ организации производства. Как известно, экономическая система капиталистического общества исторически сложилась на базе  ручной техники, доставшейся ей от феодального хозяйства и первоначально утвердилась в виде мануфактурной организации производства. Однако  возникший к концу 18 века промышленный капитализм знаменует собой переворот в прежних методах организации производства и резко отличается от мануфактурного. Если мануфактура элементарно и механически соединяла  известное множество рабочих и ремесел в одном помещении без разложения сложного труда на его составные части и не приспосабливала специализированных рабочих к выполнению сравнительно простых операций, то исходным пунктом  капиталистической кооперации, напротив, явилось «действие многих рабочих в одно и то же время, в одном и том же месте… для производства  одного и того же вида товаров, под командой одного и того же капиталиста». Благодаря этому на капиталистическом предприятии сберегался постоянный капитал, достигалась экономия на  условиях производства, что в итоге дало мощный импульс развитию производительных сил общества.

   Крупнейшие фабрики и заводы объединяли под своей крышей тысячи рабочих. Превышением общих потребностей над возможностями их удовлетворения прежними средствами был  вызван к жизни машинный труд. На предприятиях  устанавливалось дорогостоящее оборудование, внедрялись сложнейшие технологические процессы, основанные на новейших достижениях научно-технической мысли. На работу стали приходить более образованные и более грамотные люди, постепенно начавшие осознавать себя личностями и понимать свою роль в производстве. Они организуются в целях решения различных производственных и экономических  задач -  происходит переворот и в производственных отношениях.  В результате индустриальная организация стала нуждаться в специфических формах управления и надзора за работниками крупных предприятий.

   Г. Эмерсон характеризует сложившуюся на тот момент ситуацию так:

 «Даже обладая первоклассной  техникой, американская промышленность  не может как следует воспользоваться ею: сама организация скопирована с устаревших английских образцов, настолько несовершенных по существу, что исключает всякую возможность применения истинных принципов и использование превосходной техники»

   Таким образом,  индустриальные гиганты остро нуждались в более рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами. Всего этого прежняя система управления, базировавшаяся на эмпирическом подходе, обеспечить не могла.  «Новое» управление, а в нем и заключалась суть менеджмента (как противовеса старой системе управления) стало необходимостью, без которой функционировать фабричная система была просто не в состоянии.

  Появление акционерной (корпоративной) собственности. Если типичная предпринимательская единица первой половины 19 века принадлежала конкретным лицам и ее размеры были очерчены личным капиталом владельца средств производства, который и контролировал  своих рабочих, то позднее на смену небольшим предприятиям пришли  (по словам современника)  «большие агрегации, в которых тысячи и даже сотни тысяч рабочих и собственность в сотни миллионов долларов  принадлежат десяткам и даже тысячам индивидов, которых корпоративный механизм соединяет в единую производящую деятельность под единым контролем и управлением». По мнению теоретиков менеджмента именно этот переход национального богатства из формы индивидуальной частной собственности в форму собственности корпораций влечет за собой отделение собственности от распоряжения. Вместо собственника появилось много акционеров, владельцев одного капитала. Возникла проблема управления этой собственностью.

   Как вести дела, какую стратегию и тактику выработать, и, что не менее важно, как это сделать? Когда появляются хотя бы два владельца бизнеса, то возникновение разногласий при управлении неизбежно. А если их тысяча? Каким образом в этом случае организовать процесс выработки их совместных решений? Ответ был найден в выделении одного лица или группы лиц, которые будут вести дела фирмы и отчитываться перед собственниками. Они могут быть как из числа собственников бизнеса, так и простыми наемными работниками.

   По мнению западных социологов  два главных фактора  способствовали упадку собственности в сравнении с менеджментом:

1) возросшие требования  к управлению, продиктованные размерами  предприятий, сложность технологии, необходимостью приобретения управленческих  навыков и т.д.;

2) дисперсия (распыление) собственности благодаря праву  наследования и неспособности  части неквалифицированных в области бизнеса наследников эффективно распоряжаться ею.

   В результате появление акционерной (корпоративной) формы собственности породило необходимость в профессиональных управляющих – менеджерах и выступило дополнительным фактором возникновения менеджмента.

   Таким образом, под воздействием таких факторов как рыночные отношения, индустриальный способ организации производства и возникновения акционерной (корпоративной) формы собственности, появился самостоятельный вид профессиональной деятельности по эффективному управлению организацией, действующей в условиях рынка.

    Менеджмент развивался в соответствии  с теми задачами и проблемами, которые выдвигала очередная историческая эпоха. Их мы будем называть условиями развития менеджмента и рассмотрим трактовку, предлагаемую известнейшим специалистом в области управления И. Ансофом. Он разбивает историю развития предпринимательства на три эпохи: массовое производство, массовый сбыт, постиндустриальная эпоха. Эволюцию менеджмента представим в таблице 1.1

   Эпоха массового производства была  вызвана мощнейшими достижениями нучно-инженерной мысли. Техническая база для быстрого индустриального старта была обеспечена появлением рядом серьезных, указанных в таблице изобретений, которые осуществлялись одновременно с выработкой одной из самых исторически удачных и действенных форм социальной организации – фирмы. На рынке – почти неограниченный спрос, а концепции конкуренции в ее современном понимании до 1880г. не существовало.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1

Эволюция менеджмента

Эпохи исторического развития

Предпосылки

Отношение предпринимателей к рынку

Задачи предпринимателей

Взаимоотношения предпринимателей с государственными и общественными  органами

Массовое 

производство 

(до конца

20-х гг )

 

  Создание   сети   железных   дорог,    паровой  и хлопкоочистительной    машин,    разработка   бессемеровского процесса выплавки стали, внедрение технологии      вулканизации резины.

   Появление   новой  формы  социальной   организации   —    фирмы, четкое   разграничение отраслей.

 Стремление     подавить  или поглотить  соперника.

 

 Успех фирмы,  предлагающей    самую низкую цену.

 

 

   Создание   и    внедрение новых       промышленных  технологий,  разработка   соответствующей       организации производства.

  Совершенствование массового    производства, снижающего  издержки  выпуска    продукции. 

   Отсутствие вмешательства со стороны государства и общества.

  

   Минимальный политический и социальный контроль.

 

  При необходимости государственное обеспечение мер экономического протекционизма.

Массовый 

сбыт 

(до середины 

50-х гг) 

   Насыщение    рыночного спроса    на   основные потребительские товары.

   Изменение      структуры спроса и его требований    к   предложению

(не    только  ценовые,  но и качественные).

   Возникновение потребности в межотраслевых организационных связях.

   Неравномерное научно-техническое развитие стран.

   Ориентация     предпринимателей на рынок, даже в    ущерб эффективности    производства.

   Балансировка   противоречивых     требований производства и сбыта (рынка).

   Преодоление   сопротивления       консервативных       управляющих, ориентация     их     на рассмотрение     задач  управления не «изнутри» - как в основном управление производством, а «извне» - как ориентация на потребителя.

   Развитие маркетинга.

   Начало      утверждения политического и социального   контроля со

стороны  общества.

  

Государственное     обеспечение       протекционистских  мер.

 

   Сильное  вмешательство

в деятельность предпринимателей во время второй мировой войны  и в период послевоенного развития.

Постиндустриальная эпоха (примерно с середины 50-хх гг.)

 Нехватка природных и других ресурсов.

   Разработка новых технологий и соответственно появление новых неожиданных конкурентов.

   Пересмотр отношения к экономическому развитию как к главному двигателю социального прогресса.

   Быстрое изменение структуры спроса.

Интернационализация деятельности на рынке.

 

   Учет международного размаха конкуренции.

 

   Внимание к низко прибыльным рынкам.

 Сохранение задач эпохи массового сбыта.

   Обеспечение технологических прорывов, долгосрочное и стратегическое планирование.

   Поддержание солидарности слоя управляющих и социальной гармонии. коллектива в целом

Совершенствование маркетинга.

   Усиление социально-политических связей фирм с внешней средой.

 

   Перераспределение социальных приоритетов в пользу экологии, борьбы с инфляцией, монополистическими ограничениями.

 

   Усиление роли государственного регулирования.

Информация о работе Исторические условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Массовое производство и массовый сбыт