История и генезис развития связей с общественностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:02, реферат

Описание работы

Уже в античности специалисты обнаруживают первые проявления рекламного творчества,прообразы нынешней журналистики и публицистики, развитое искусство ораторских выступлений на общественных митингах, образцы монументальной пропаганды — едва ли не все жанровые разновидности современного паблик рилейшнз. Особую роль в становлении связей с общественностью сыграло устное слово. По мнению современных исследователей, в античном обществе роль устной коммуникации была не просто велика — в те времена ораторское слово превратилось в необходимое звено государственной системы.

Файлы: 1 файл

2. История и генезис развития связей с общественностью.docx

— 19.45 Кб (Скачать файл)

2. История  и генезис развития связей  с общественностью

генетические корни интересующего  нас явления лежат гораздо  глубже и обнаруживаются уже в эпохе палеолита.

Татуировки, знаки отличия, элементы одежды — все это отголоски попыток древнего человека выразить свою индивидуальность, продемонстрировать комплекс качеств, обозначить степень участия в общественной жизни, принадлежность к определенной группе, с тем чтобы тем или иным способом утвердиться в глазах соплеменников.

Уже в античности специалисты обнаруживают первые проявления рекламного творчества,прообразы нынешней журналистики и публицистики, развитое искусство ораторских выступлений на общественных митингах, образцы монументальной пропаганды — едва ли не все жанровые разновидности современного паблик рилейшнз. Особую роль в становлении связей с общественностью сыграло устное слово. По мнению современных исследователей, в античном обществе роль устной коммуникации была не просто велика — в те времена ораторское слово превратилось в необходимое звено государственной системы.

Многие специалисты считают, что  без искусного владения ораторской речью карьера в те времена становилась в принципе невозможной. Среди знаменитых античных ораторов, прославившихся своими яркими речами, — Сократ, которому приписывается первенство в изложении ораторским способом крупных социальных программ, Демосфен, которого, по свидетельству Плутарха, сам народ нередко требовал к выступлению.

Так, прообразом современной массовой газеты историки журналистики считают своеобразные ведомости о повседневной жизни Римской республики, настенные надписи, повествующие о текущих политических событиях и происшествиях. Эти письменные выпуски новостей делились на две разновидности: сокращенные протоколы заседаний сената — верховного правительственного органа Римской империи и «повседневные известия для римских граждан». Большое число призывов и лозунгов социального характера возникало на стенах античных городов в периоды выборов городских магистратов, Таким образом, специальная агитация, пропаганда, реклама были весьма существенной частью социальной жизни общества уже в античные времена, и это еще одна весьма существенная закономерность развития связей с общественностью.

Еще одной формой письменной связи с  общественностью - тексты, высекавшиеся на обелисках, каменных стелах, триумфальных арках, призванные прославлять властителей и сохранять их политические деяния для потомков.

Помимо  устных, письменных, предметно-изобразительных  вариантов связей с общественностью, античное общество использовало и те разновидности коммуникационных актов, которые в современности называют перформансньми. закономерность связей с общественностью — постоянная апелляция к сакральным идеям нации

Все сказанное свидетельствует  о том, что уже во времена античности связь с общественностью не только представляла собой достаточно зрелый и хорошо развитый тип деятельности по установлению контактов между участниками социальной жизни общества, но и отличалась многообразием форм (устная, письменная, изобразительная и т.д.), многофункциональностью (подчинялась целям информирования, пропа-гандирования, рекламирования и пр.), разветвленной системой жанров обращения (послание, политический портрет, биография, совещательная речь и др.).

В Средние  века общественные отношения во многом были пронизаны теологической, религиозной мыслью. Была установку скорее на устное, нежели на письменное взаимодействие и слово (подавляющая масса населения была неграмотной, и потому доминировали сообщения произносимые, а не читаемые. Вторая коммуникативная характеристика данного периода — особая «растяженностъ» коммуникации во времени и пространстве. Это объяснялось тем, что связи между населенными пунктами были ограничены, а контакты — нерегулярными и поверхностными.

, Средневековье  знало и институционализированные формы массового оповещения людей о тех или иных важных событиях. Это институты городских глашатаев, прежде всего призванных объявлять населению монаршую волю и решения. Сочетая информирование и пропаганду с приемами религиозного воздействия на слушателей, подобная коммуникация служила мостиком между правящими кругами и подчиненными им массами. Среди прочих методов коммуникационного воздействия выделяется изобразительная коммуникация. Так, предшественниками жанра рекламного плаката специалисты считают настенные живописные картины, появлявшиеся в средневековых городах в эпоху социальных потрясений: восстаний, волнений, междоусобиц, войн. Средневековый индивид своим идеалом почитал не героя, как его античный собрат, а покорного Богу христианина. На заре Возрождения, пришедшего на смену Средневековью, «наступает пора реабилитации земных стремлений и устроений, самоценности человеческой личности и человеческого деяния». Возникли новые учения о государстве и праве, феодальные общественные отношения уступили место буржуазному государству и обществу. При этом место божественных догм мало-помалу стало занимать внимание к человеческой личности, к гражданскому праву. Степень влиятельности церковной политики уступает первенство влиянию государственного управления. Политическое самосознание общества становится особой формой общественного сознания. главной коммуникативной особенностью новой эпохи стал принципиальный поворот к преимущественно массовому типу информирования населения — именно этого требовали интересы оформившихся национальных государств, политических и экономических структур, образовательных учреждений. Возникновение книгопечатания стало насущным ответом на вызов времени. В то время как Средневековье продолжало оставаться «устным», ориентированным на прямое человеческое общение, Новое время резко снизило значимость устного слова в палитре методов связей с общественностью. Анализ генезиса связей с общественностью свидетельствует о том, что данное явление имеет глубокие историко-культурные корни и на протяжении всех веков своего существования подчиняется определенным закономерностям, на его развитие оказывают влияние сходные факторы, помогающие «вписать» конкретный коммуникативный акт в текущую социальную реальность и способствующие наиболее эффективному воздействию на адресата

Publicity Bureaus (бюро паблисити). По мнению российских ученых А. Н. Чумикова и М. П. Бочарова, они появились в Бостоне в 1900 г.Основной вклад в развитие связей с общественностью внес американский ПР-специалист Айви Ли. «Декларация о принципах» (1907), «Паблисити» (1925)

Ли можно  считать основателем и такого направления ПР, как коммуникации в условиях кризисов, — широко известны его ПР-акции в связи с забастовками, железнодорожными авариями, повышением тарифов.

мае 1917 г. Комитета общественной информации (Си-ти-ай)

ПР Э. Бернайс ввел в научный лексикон такие термины, как «советник по ПР» и «инженер согласия» (специалист по ПР). Именно ему принадлежит инициатива превращения ПР. из технологии и практики в науку.

Важную  роль в этом сыграла деятельность созданного в США Военного рекламного совета, в задачи которого входили информирование общественности обо всех аспектах военной деятельности, поддержка действий правительства и его положительного имиджа внутри страны и за границей. В Европе ПР-деятельность находилась под сильным влиянием американских методик, после войны здесь начали постепенно формироваться собственные научные школы паблик рилейшнз.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов  создаются первые отечественные  ПР-агентства: «Никколо М», «Имиджленд ПР», «Имидж-контакт».

В 1991 г. образована РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью),

коммерческих, государственных  и общественных структур.

С 1996 г. начинает выходить первый периодический профессиональный ПР-журнал «Советник», который в дальнейшем дополняется масштабным Интернет-порталом www.sovetnik.ru.

ПР. в России перестали быть только московскими, что было характерной чертой для первой половины 1990-х годов: выделился целый ряд центров региональной ПР-активности (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и др.); Российский   ПР.    стал полноценной   частью    международных   ПР-структур,   что выразилось, с одной стороны, в членстве в международных ПР-ассоциациях, с другой — в том, что  около десяти российских  агентств  по  связям с общественностью  интегрировались  в международные сетевые ПР-агентства, с третьей — в том, что иностранные ПР-специалисты транснациональных компаний в России все более вытесняются российскими.


Информация о работе История и генезис развития связей с общественностью