Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:18, реферат
Тейлоризм (англ. Taylorism) - одна из теорий управления или научная организация труда, проанализировавшая и обобщившая рабочие процессы. Ее основной целью было повышение экономической эффективности, особенно производительности труда. Использование данного подхода было одной из первых попыток применить науку для конструирования процессов и управления. Основоположник теории Фредерик Уинслоу Тейлор (или Тэйлор; англ. Frederick Winslow Taylor; 20 марта 1856, Германтаун, Пенсильвания — 21 марта 1915, Филадельфия).
Появление нового направления
непосредственно связано с
Также следует обратить внимание на количественную школу науки управления.
Эта школа сформировалась в 50-е гг. XX в. и существует, совершенствуясь, до настоящего времени. Она привела к углублению понимания сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей. Широко использованы количественные методы в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, С. Бир, А. Гольдбергер, Р. Люс, Л. Клейн и др.
В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», во-первых, и используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ («РС»), во-вторых.
Школой было разработано
большое количество принципов, правил,
подходов и т.д. Ученые считают, что
внедрение новых методов
Назовем лишь некоторые новые эффективные подходы: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация (конгломераты), теория Z, бюджетирование (с нулевой базой), кружки качества, портфельный менеджмент, интрапренерство.
Кроме процессного подхода (развит в 50-е гг., но зарождался в классической школе управления) широко стали применяться системный (конец 60-х - 70-е гг.) и ситуационный (80-90 гг.) подходы.
Системный подход рассматривает процессы и явления в виде совокупных целостных элементов, структур, движущих ими. Системы имеют иерархическое устройство, горизонтальные и вертикальные связи, системам присущи определенные функции, центростремительные и центробежные тенденции, обратные связи (помимо прямых), экзогенные и эндогенные факторы развития.
Системы делятся на закрытые, функционирующие изолированно (независимо) от внешней среды, и открытые - связанные с метасистемой, внешним воздействием. Простые и сложные системы различаются деревом целей.
Системный подход в
60-70-е гг. становится универсальной
идеологией менеджмента, а системный
анализ - общепризнанным инструментарием.
Применение теории систем к управлению
облегчило для руководителей
задачу увидеть организацию (фирму)
в единстве составляющих ее частей
и их разновременной динамики. Методология
системности помогла
Ситуационный или кейзовый подход (кейз-ситуация) является и способом мышления и набором конкретных действий. Разработанный в Гарвардской школе бизнеса (США) этот подход направлен на выработку ситуационного мышления и непосредственное использование полученных теоретических знаний, ведет к анализу реальных ситуаций и принятию типологичных решений. Ситуационный подход, в отличие от процессного и даже системного, чаще используют в нестандартных случаях, в ситуациях неопределенности, неожиданного нестандартного реагирования окружающей среды. Подход такого рода воспитывает у менеджеров особые качества: гибкость, предвидение, умение принять запрограммированные решения в нестандартных ситуациях, быть оригинальными в достижении целей. Это управление антикризисного типа, массовых расстройств типичного хода процесса, катаклизмов и т.п.
Разработку основ своих теорий Фредерик У. Тейлор начал в 1880-х - 1890-х годах, работая токарем и мастером в обрабатывающей промышленности в компании Midvale Steel, Тейлор заметил, естественные различия в производительности рабочих, которые, по его мнению, были вызваны разными причинами, в том числе способностью, уровнем развития интеллекта и мотивации. Тейлор одним из первых попытался теоретизировать происходящее. То есть объяснить, почему и какие различия существовали и как это можно объяснить и обобщить с точки зрения передового опыта, и как это может быть распространено на другие отрасли через пошаговую стандартизацию процессов. Он считал, что принятие решений, основанные на традиции и эмпирических правилах должны быть заменены на точные процедуры, разработанные в ходе тщательного изучения каждого работника, в том числе через исследование времени и движений, которое направленно на выявление или разработку "лучшего способа", выполнения любой задачи. Цели и назначение состояли в увеличении производительности и снижении затрат.
Впервые Тейлор опубликовал свои теории в монографиях "Управление мастерской" в 1903 г. (англ. Shop Management ) и "Принципы научного управления" (англ. The Principles of Scientific Management ) в 1911.
Пик влияния Тейлоризма пришелся на 1910-е годы.
В 1920-х годах, хотя основы Тейлоризма по-прежнему использовались, начиналась эпоха конкуренции и синкретизма с противоположными или более широкими идеями.
К 1930-м годам Тейлоризм вообще устарел, как отдельная теория или школа мысли. Но большинство из тем Тейлоризма по-прежнему считаются важной частью промышленной инженерии и менеджмента.
Супруги Френк и Лилиан Гилберт.
Фрэнк Гилберт был первопроходцем в области «науки о движении» и повсеместно признается в качестве одного из основателей «научных методов управления».
В 1912 году строитель по специальности Фрэнк Гилберт, прослушав выступление Ф. Тейлора на профессиональном собрании, отказался от карьеры подрядчика-строителя и начал изучать проблемы научной организации управления. Фрэнк и его жена Лилиан, которая была физиологом, детально изучали рабочие операции с тем, чтобы исключить из них любые лишние движения тела и рук. Гилберта экспериментировали также со всевозможными вариантами конструкций и способами применения различных инструментов и оборудования для оптимизации процесса выполнения тех или иных рабочих операций.
Фрэнк Гилберт известен прежде всего экспериментами, направленными на сокращение лишних движений в процессе кладки кирпича. Тщательно проанализировав работу каменщиков, он уменьшил количество движений в ходе внешней кладки с 18 до 5. Для внутренней кладки это число было сокращено еще больше – с 18 до 2. С помощью методики Гилбрета удалось значительно повысить производительность труда каменщиков, а в конце дня рабочие чувствовали себя намного менее уставшими.
Гилберта стали одними из первых исследователей, которые использовали для изучения движений рук и тела киносъемку. Они изобрели микрохронометр, с помощью которого регистрировали мельчайшие отрезки времени, вплоть до 1/2000 доли секунды. Этот прибор помещался ими в кадр кинокамеры, фиксирующей интересовавший объект, что позволяло точно определить время, затраченное рабочим на каждое движение. Таким образом, они могли распознать непроизводительные движения, которые не фиксировались невооруженным глазом, и устранить их.
Подобно Ф. Тейлору (и, как мы увидим впоследствии, Гантту), Гилберт обладал явным талантом изобретателя и уже в 90-е гг. стал патентовать свои многочисленные изобретения, среди которых были бетономешалки, конвейеры и арматурные стержни. Его компания процветала, и вскоре она расширила сферу своей деятельности на всю Америку от Монреаля до Луизианы и от штата Мэн до Калифорнии. Он стал заключать контракты и с европейцами и через какое-то время открыл представительство своей компании в Лондоне. Изменился и характер работ: если прежде компания занималась главным образом строительством водонепроницаемых подвалов, то теперь она возводила не только дома, заводы и фабрики, но и такие инженерные сооружения, как дамбы и каналы. В Вудленде, штат Мэн, Гилберт занимался строительством целого городка. Столь широкий размах деятельности и насущная необходимость передачи управления рядом проектов в другие руки подтолкнули его к стандартизации отчетных и рабочих процедур, чему и были посвящены первые две его книги «Система наблюдения» «Практическая система», увидевшие свет в 1908 г. За ними последовала книга «Система кладки кирпича», с которой Гилберт приступил к системному изучению трудовых движений. Он определил предмет своей книги следующим образом:
Изучение трудовых движений, предпринятое в настоящей работе, является лишь началом эры их изучения, которое в любом случае серьезно повлияет на все принятые ныне методы обучения специальности. Оно позволит снизить производственные издержки и повысить эффективность работы и соответственно заработную плату работника... Для того чтобы гарантировать успех работы:
а) ремесленник должен владеть своей специальностью;
б) он должен быть достаточно проворным;
в) для достижения требуемого результата он должен использовать минимальное число трудовых движений.
Тщательно рассмотрев свою собственную работу каменщиком, Гилберт сумел показать, что количество требующихся движений может быть сокращено с 18 до 4,5 и такое сокращение приводит к заметному росту производительности и заработка. Он представил свой метод кладки кирпича при помощи диаграмм, иллюстрирующих «худший» и «лучший» методы работы. Он хотел, чтобы будущие каменщики осваивали свою специальность не чисто эмпирическим образом, а путем изучения «лучших» методов работы, что позволило бы сократить период их обучения и сделало бы их труд более квалифицированным.
Явное влияние Ф. Тейлора чувствуется и в первой значительной книге Гилберта «Изучение движений» (1911), где он рассматривает уже не кладку стен и строительство, а работу вообще. Гилберт начинает со ссылки на утрату естественных ресурсов, и прежде всего земли, в результате процесса эрозии и затем говорит о том, что эта ужасная убыль – ничто по сравнению с потерями человеческой производительности, обусловленными избыточными трудовыми движениями. Он описывает эту ситуацию так:
Возможна чрезвычайная экономия любого труда – не только для одного какого-то класса работ, не только в торговле и промышленности, но и в конторах, школах, колледжах, магазинах, домашних хозяйствах и фермах. Возможные выгоды изучения трудовых движений в промышленности особенно впечатляют, поскольку ошибки в работе свойственны всем ее отраслям... Ныне мы приступаем к первому этапу изучения трудовых движений, т. е. к стадии поиска и классификации лучшего, что есть в практике. Это стадия анализа. Ниже представлены ее этапы:
1. Письменное обобщение существующей практики.
2. Исчисление количества применяемых трудовых движений.
3. Определение параметров, имеющих отношение к каждому из этих движений.
4. Письменное обобщение наилучших достижений практики.
5. Исчисление количества применяемых трудовых движений.
6. Определение параметров, имеющих отношение к каждому из этих движений.
Гилберт определил пятнадцать «параметров работника», к которым относились его анатомические особенности, убеждения, опыт, образ жизни, квалификация, темперамент и подготовка. Им были определены также 14 «параметров окружающей среды, оборудования и инструментов», среди которых были освещение, отопление, вентиляция, цвет стен и т. д. И наконец, он ввел 13 «параметров движения», к которым относились ускорение, автоматизм, инерция и момент ее преодоления, направление и эффективность. В своих исследованиях Гилберт обращал особое внимание на фактор усталости, в чем ему всячески помогала его жена Лилиан Моллер Гилберт, известный специалист в области теории управления. Они составили список, в который входили 17 базовых движений, таких как «выбрать», «взять», «найти» и так далее, каждое из которых они назвали словом «терблидж». При помощи «терблидж-диаграммы», т. е. поэлементной диаграммы, Гилбереты могли анализировать любую конкретную рабочую операцию.
Работа Фрэнка Банкера Гилберта шла параллельно с работой Ф. У. Тейлора и по ряду моментов дополняла ее. Хотя последний делал особый акцент на хронометрировании, а ранние работы Гилберта были посвящены исключительно изучению трудовых движений, по сути, оба интересовались одними и теми же проблемами, а именно стандартизацией, системным изучением рабочего процесса и повышением эффективности производства. Со временем задачи «хронометрирования» и «изучения трудовых движений» слились в задачу изучения «темпов работы и трудовых движений». Подобно Ф. Тейлору, Гилберт живо интересовался совершенствованием методов производства и приведением методов работы в соответствие с изменившимися технологическими требованиями. Ф. Тейлор полагал, что «ускорение» производства обеспечивается повышением квалификации работника и адекватным материальным его стимулированием, Гилбрет же всегда возражал против этой идеи. Он считал, что эффективность труда должна обеспечиваться снижением числа излишних движений и снижением усталости путем улучшения всех факторов производственной среды. В своих поздних работах Гилберт испытывал сильное влияние Лилиан Моллер Гилберт, занимавшейся проблемами промышленной психологии. Это сочетание подходов позволило Гилбретам отказаться от концепции «человека первого класса» и заложить основы современной эргономики.
В 1911 г. Ф. Гилберт стал основным инициатором создания Общества содействия внедрению научного менеджмента, переименованного впоследствии в Общество Ф. Тейлора. К этому времени Ф. Тейлор выработал на основе своей теории общую идеологию эффективности.
Ф. Гилберт разработал также так называемый «циклографический» метод, в соответствии с которым к рукам или иным движущимся частям тела рабочего прикреплялись маленькие электрические лампочки. Когда рабочий выполнял трудовые операции, то траектории перемещения светящихся точек указывали направления выполняемых им движений. Затем метод циклографии был заменен более совершенным методом «хроноциклографии», при котором частота, с которой проецировались на экран вспышки лампочек в виде световых точек или штрихов, позволяла судить об ускорении или замедлении движений рабочего.
Информация о работе История и основные школы в теории менеджмента