История менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:07, реферат

Описание работы

Управление в социальных системах - это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (общественных) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т.е. социально-экономические системы.

Содержание работы

1. Введение в менеджмент и его методологические основы.
2. Характерные черты и стадии управления.
3. Менеджер в системе управления.
4. Природа управления и исторические тенденции его развития.
5. Разнообразие моделей менеджмента.
6. Развитие менеджмента в России.
7. Перспективы развития менеджмента.
8. Список литературы.

Файлы: 1 файл

ГБОУ СПО ШПК менежмент.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                              ГБОУ СПО ШПК

                                                                                                              “Машиностроительное отделение”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по теме: «История менеджемента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                Выполнил: студент 4-336 группы;

                                                                                                                      Кокорин А.А.

                                                                                                                Руководитель: Демьяновских Л.В.

 

 

 

Шадринск. 2013 год.

Содержание:

    1. Введение в менеджмент  и его методологические основы.

                                   2. Характерные черты и стадии управления.

                                  3. Менеджер в системе управления.

            4. Природа управления и исторические тенденции его развития.

                                    5. Разнообразие моделей менеджмента.

                                    6. Развитие менеджмента в России.

                                    7. Перспективы развития менеджмента.

                                    8. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение в менеджмент и его методологические основы.

 

Управление  в социальных системах - это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (общественных) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т.е. социально-экономические системы. Управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности. Однако в этой общей массе имеются организации, конкретные функции которых направлены на получение прибыли. Это промышленные организации, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры, туристические агентства, гостиницы, транспортные компании и т. п., целью деятельности которых является получение прибыли. Управление в этих организациях носит название менеджмент. Это особый вид управленческой деятельности.

Поэтому отношения управления производством  связаны с экономическими, социальными, политическими и другими общественными отношениями.

Изучать отношения управления как единое целое позволяет системный анализ, который дает возможность связывать  теоретические выводы с реальной системой производства. Применяя системный  анализ, теория управления исследует виды отношений на всех уровнях иерархии. При изучении отношений управления производством к ним подходят как к конкретным социальным явлениям.

Как вид  человеческих отношений и человеческой производственной деятельности управление воздействует на свой объект в зависимости от формы его развития и активного воздействия на него людей. Эффективность воздействия определяется степенью его отражения в сознании людей.

Управление  в социальных системах отличается от управления в технических и биологических системах тем, что любой вид хозяйственной деятельности субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему) осуществляется сознательно.

Различают следующие виды отношений: между  управляющей и управляемой подсистемами; внутри управляющей подсистемы; между руководителями и подчиненными в каждом звене управления; между руководителями; между подчиненными. Различают также отраслевые, территориальные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые отношения. Взаимоотношения каждой системы с окружающей средой опосредуются внешними отношениями. Собственная природа и механизм функционирования данной системы раскрываются через внутренние отношения.

Система управления отвечает ряду требований.

Во-первых, наличие между элементами (подразделениями) причинно-следственных связей, которые должны быть установлены между управляющей и управляемой подсистемами. Эти подсистемы должны взаимно реагировать на изменения, возникающие в одной из них. Это возможно лишь при наличии обратной связи. При ее отсутствии эффективность управления сводится к минимуму.

Во-вторых, система управления является динамичной, т. е. обладает способностью менять качественное состояние.

В-третьих, управление осуществляется лишь при  наличии в системе параметра, воздействуя на который можно изменить течение процесса.

Система управления носит целостный характер. В ней созданы условия передачи, накопления и преобразования управляющей  информации.

По  функциональному признаку управляемая  система подразделяется на ряд подсистем: техническую, технологическую, организационную, экономическую, социальную.

В условиях рыночных отношений при рассмотрении предприятия используется ситуационный подход. Ситуационный подход - это метод, утверждающий, что оптимальное решение есть результат действия факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).

Содержание  менеджмента можно рассматривать  в трех направлениях: наука и практика управления, организация управления и процесс принятия решений.

Менеджмент - это область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию  управления, поскольку он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов. В методологию научного управления входят также необходимость систематического использования стимулирования с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности труда.

Менеджмент  может также рассматриваться  как организация управления предприятием, т.е. установления постоянных и временных  взаимосвязей между подразделениями  предприятия, определение порядка  и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы, выступающие в виде капитала, сырья, материалов, технологии, информации, живого труда. Для их преобразования необходимо осуществлять различные виды деятельности, т.е. выполнять определенные функции.

Функции закрепляются за конкретными подразделениями  предприятия, которые их осуществляют (отделы, службы, бюро, отделения). Подразделения  представляют собой организованные группы людей. Их деятельность осознанно направляется для достижения общей цели предприятия, т.е. управляется. В этом случае можно говорить об управлении внутри предприятия или о менеджменте, обеспечивающем производство, о менеджменте как организационной деятельности.

Но  организация может рассматриваться и как орган управления, его субъект, т.е. тот, кто управляет. И эта же организация может рассматриваться и как объект управления, поскольку ей управляет вышестоящая организация. Во всех этих случаях может применяться слово «менеджмент».

Менеджмент рассматривается также как процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем которые требуют от менеджера принятия решений.

 

2. Характерные черты и стадии управления.

 

Выделяются текущие (оперативные) и стратегические программы. Выполнение текущих программ обеспечивается оперативными подразделениями оперативным управлением. Это дает возможность добиться выполнения заложенных в программе показателей текущей рентабельности предприятия. Параллельно разрабатываются стратегические программы, предусматривающие новые виды деятельности на перспективу и обеспечивающие их новые связи.

Стратегическое  управление дает возможность накопить потенциал для достижения перспективных  задач и в будущем обеспечить более высокую рентабельность. Немаловажным в стратегическом управлении является также приведение системы в состояние высокой чувствительности к внешней среде.

Успех стратегии во внешней среде в  первую очередь обеспечивается уровнем  внутренних организационных возможностей. Эти возможности включают в себя множество слагаемых: квалификацию и кругозор ведущих управленцев; культуру отношений; структуру власти - уровень централизации и децентрализации: методы управления и организационную структуру: умение управленческого персонала вести организационную работу.

Постоянный  контроль за деятельностью системы  осуществляется при помощи принципа обратной связи. Обратная связь - это  сигналы, выражающие реакцию объекта  на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой подсистемы непрерывно поступает в управляющую подсистему, которая благодаря этому имеет возможность проверить реакцию объекта управления на команды и корректировать их. В случае несоответствия между фактическим и заданным состоянием системы принимаются меры для ликвидации этого несоответствия. Обратная связь осуществляется через отчетные данные о производительности труда, запасах сырья, незавершенном производстве, производственных резервах.

 

3. Менеджер в системе управления.

 

Менеджмент  выступает как самостоятельный  вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в  соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом. Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.

В качестве объекта менеджмента выступает  хозяйственная деятельность предприятия  в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т. д.) Какой бы характер хозяйственная деятельность ни носила, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и т.д. - целый ряд других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.

Особенности содержания хозяйственной деятельности предприятия определяются сферой его деятельности. Но общим для всех сфер является обеспечение процесса производства необходимыми ресурсами и поддержание его непрерывности. Под воздействием менеджмента находятся такие виды деятельности, как внедрение в производство результатов научных исследований, совершенствование технологического процесса, поддержание необходимого уровня качеству продукции, материально-техническое снабжение, учет и отчетность, обеспечение финансовыми ресурсами и кадрами. Хозяйственная деятельность предприятия требует от менеджера такого стиля работы, который основывается на непрерывном поиске лучших возможностей привлечения и использования необходимых ресурсов и повышения эффективности производства.

Одной из главных задач менеджмента является определение целей деятельности организации. Цели в организации - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хочет добиться коллектив, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования.

Целевое управление - это процесс, состоящий  из четырех этапов: 1) выработка ясной  сжатой формулировки цели; 2) разработка реальных планов их достижения; 3) систематический  контроль и измерение качества работы и результатов; 4) принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов.

Разрабатывают общие  для организации и специфические  цели. Общие цели отражают сущность развития организации в целом. Специфические  цели разрабатываются в рамках общих  целей по основным видам деятельности организации. Менеджмент должен обеспечить достижение цели при минимальных затратах и максимальной эффективности.

 

4. Природа управления и исторические тенденции его развития.

 

Науке известно, что управление существовало еще в древнем Шумере пять тысяч  лет назад. Однако управление в древности сильно отличалось от современного. Например, было меньше руководителей среднего звена, малочисленной была группа руководителей высшего эвена, имеющих право принимать решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком.

Есть  в истории и примеры организации  с формализованными структурами, которые управлялись также, как они управляются в наше время. Примером может быть римская католическая церковь, где существует структура, установленная еще основателями христианства.

Но  до XX в. никто не задумывался над  тем, чтобы организациями управлять системно. Понимание этого вынашивалось в течение длительного времени, начиная с середины XIX в. и до 20-х годов XX в.

Отправной точкой развития современного менеджмента  считают 1866 год. В этом году бизнесмен  Г. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». В этом докладе впервые говорилось о необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины. Доклад произвел большое впечатление на присутствующего на нем инженера-механика Ф.У. Тейлора и явился стимулом для создания им теории научного менеджмента.

Информация о работе История менеджмента