История развития менеджмента и его школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

За рубежом накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов. Хотя и ощущается недостаточная теоретическая проработка.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие менеджмента 5
2.История развития менеджмента 10
3. Школы менеджмента 12
3.1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ 12
3.2. КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА В 13
УПРАВЛЕНИИ 13
3.3. ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 15
3.4. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ 16
ШКОЛА) 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Менеджмент реферат.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Сыктывкарский  государственный университет»

Финансово-экономический  факультет

Кафедра Банковского дела 
 
 
 
 
 
 

Реферат по менеджменту. 

Тема: История развития менеджмента и его школы. 
 

 Специальность: Финансы и кредит

                                       Специализация: Банковское дело 
 
 
 

Научный руководитель,                                                     Н.В.Белозерова 
 

Исполнитель

Студентка 435 гр.                  Д.П.Голубевская 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сыктывкар 2011

 

 
Введение

Трудно  назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность  производства, и удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

За рубежом  накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов. Хотя и ощущается недостаточная теоретическая проработка.

В нашей  стране на протяжении десятилетий монопольного господства командно-административной системы управления сформировалась психология подозрительного отношения к менеджменту. Менеджмент с присущими ему принципами децентрализации, автономии, мотивации никак не вписывался в систему командных методов и воспринимался как «заморское чудачество». Сложившаяся система управления часто отторгала квалифицированных людей, поскольку выдвигала совсем иной тип руководителей - “командиров производства”, неукоснительно выполнявших директивы центра. Кроме того, почти не осуществлялась подготовка специалистов по управлению.

В результате этого к 90-м годам мы имели по существу всеобщую управленческую безграмотность, в том числе среди руководителей-реформаторов. Это явилось одной из основных причин глубочайшего в новейшей истории системного кризиса российского общества и экономики.

Отношение к менеджменту стало меняться к лучшему в начале 90-х годов, когда демократизация общественной жизни страны позволила широким слоям населения, практическим работникам ознакомиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практики менеджмента. А переход к рыночной экономике, обретение предприятиями самостоятельности, рост конкуренции сделали просто необходимым изучение и использование опыта управления в передовых зарубежных странах и ведущих мировых фирмах, обобщение накопленного отечественного опыта, а также проведение дальнейших научных исследований.

 

1. Понятие менеджмента

Менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация) - это практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности  деятельности и увеличения прибыли; теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления; в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.

Понятие «менеджмент» прочно вошло в нашу обыденную  жизнь и стало привычным для российской деловой жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.

В связи с  этим следует более подробно остановиться на значении термина «менеджмент». Русское слово «управление» и английское «менеджмент» считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин «менеджмент», мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин «управление» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Таким образом, термин «менеджмент» употребляется  применительно к управлению хозяйственной  деятельностью, тогда как для  других целей используются иные термины, например: government administration - государственное  управление и public administration - общественное управление. В наших условиях следует употреблять термины «организация», «управление» и «администрирование». Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.

С учетом изложенного  в работе термин «управление» в дальнейшем будет употребляться с определенной степенью условности, в том же значении, что и «менеджмент».

Для того чтобы  определить понятие менеджмента, важно уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.

Так, целью менеджмента  как науки являются разработка, экспериментальная  проверка и применение на практике научных подходов, принципов и  методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного объекта.

В то же время  конечной целью менеджмента как  практики эффективного управления является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности предприятия или иных целей путем рациональной организации производственного (торгового) процесса и развития технико-технологической базы предприятия.

Цели и задачи менеджмента непрерывно усложняются  по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке.

Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или  заменить точными количественными  оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.

В современном  менеджменте существуют различные  способы решения задач: конкретные методы решения задач управления, моделирование управленческих процессов, информационное и техническое обеспечение  принятия решений и др. В России теоретическая и прикладная статистика, экономико-математические модели решения задач, инженерных расчетов и т.п. разработаны достаточно хорошо. Менее развита автоматизация процессов обработки информации, управления производством, принятия решений. Однако эффективность управления зависит не только от способов решения задач, но в огромной степени и от хозяйственного механизма и системы государственного регулирования. Поэтому многие модели управления (стратегического и оперативного), успешно используемые за рубежом, не всегда могут быть эффективно применены в России, что объясняется разной степенью зрелости рыночных отношений.

Если рассматривать  способы менеджмента с позиций  макроэкономики управления организациями, то можно заметить, что передовые  методы управления наиболее активно внедряются в рамках действующего и изменяющегося хозяйственного механизма. Но если ориентироваться на решение задач менеджмента, необходимо учитывать существенные отличия российских организаций от зарубежных фирм. Пока в наших организациях управленческий аппарат решает в основном внутренние задачи, т.е. задачи технико-экономического и оперативно-календарного планирования, материально-технического снабжения и т.п. Анализ хозяйственной деятельности и функционально-стоимостный анализ проводятся с целью снижения издержек производства, его себестоимости, однако при этом еще в недостаточной степени учитываются требования потребителей.

Таким образом, менеджмент как бы пронизывает всю  организацию, затрагивая практически  все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды. Например, производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкретном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

Финансовый менеджмент - это комплексная система обеспечения  устойчивости, надежности и эффективности  управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

Инновационный менеджмент - это комплексная система  управления инвестициями, вкладываемыми  собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

Помимо приведенных  видов специального менеджмента  в настоящее время разрабатываются другие виды: менеджмент социальной сферы, банковский, налоговый, организационный, международный и др.

Циклический характер общественного развития, необходимость  принятия решений в условиях кризиса  явились серьезной мотивацией развития теории и практики менеджмента. Опыт передовых стран Запада показывает, что менеджмент выполняет поставленные задачи, и огромная роль в повышении его эффективности принадлежит использованию достижений научно-технического прогресса.

При этом следует  заметить, что в последние годы наблюдается существенное смещение центров развития систем управления на современном уровне. В группе наиболее развитых стран лидируют Япония, Германия и Швейцария. По соответствию управления современным требованиям США находятся на 9-м месте, Франция - на 12-м, Италия - на 14-м, Великобритания - на 16-м. Среди стран другой группы, для которых характерен бурный подъем экономики в последние 10-15 лет, лидируют Сингапур, Гонконг и Тайвань.

В нашей стране менеджмент, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления фирмами на Западе, известен давно. Однако еще 10 лет назад считалось, что основными его целями являются получение высокой прибыли и постоянное опережение стран социализма по производительности труда в интересах укрепления позиций империализма и ведение экономической борьбы против социалистических государств. Такой взгляд в определенной мере соответствовал рамкам административно-командной системы хозяйствования, так как при централизованном порядке планирования и отсутствии рынка опыт управления в условиях действия рыночного механизма не мог быть полностью перенесен на нашу экономику. Тем не менее, и в тех условиях многие элементы менеджмента могли быть использованы у нас.

Демократизация  общественной жизни страны позволила  широким слоям населения, практическим работникам ознакомиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практики менеджмента, а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто необходимыми изучение и использование опыта передовых государств. В связи с этим, отношение к менеджменту в России в последние годы значительно изменилось. Опубликованы труды видных теоретиков и практиков менеджмента. Началась активная подготовка современных управляющих-менеджеров. Учрежден Российский союз менеджеров. 
2.История развития менеджмента

Управление  появилось вместе с людьми. Оно  выделилось и обособилось в самостоятельный  вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации  и согласования деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один становится руководителем, т.е. управляющим, а другой - его подчиненным, т.е. управляемым.

Впервые проблему управления взялись решить древние египтяне. Около 6 тысяч лет  назад они признали необходимость  целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля результатов, а также поставили вопрос о децентрализации управления.

В древности  организации имели определенную структуру, в которой выделялись уровни управления. Существовали и  крупные политические организации, руководителями которых являлись короли и генералы. Были также и управляющие, хранители житниц, погонщики, надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность этих организаций.

Шли годы, управление многими организациями  становилось более четким и сложным, а сами организации - сильными и устойчивыми. Примером может служить Римская империя, которая просуществовала сотни лет.

Почти все формы современного управления можно проследить в древних организациях, хотя их характер и структура управления существенно отличались от сегодняшних.

В эпоху  рабовладения также имели место  элементы управления, однако преобладали  методы прямого принуждения и  страха наказания в качестве главных  средств побуждения к труду. 

Информация о работе История развития менеджмента и его школы