Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 12:12, курсовая работа
Целью написания курсовой является рассмотрение техники управления творческим процессом в организации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- выявить этапы творческого процесса;
- рассмотреть методы организации творческого процесса в организации;
- показать эффективность управления творческим потенциалом в организации.
Введение
1 Этапы творческого процесса
2 Методы организации творческого процесса в организации.
2.1 Метод мозгового штурма
2.2 Метод синектики
2.3 Морфологический метод
2.4 Метод ТРИЗ
3 Эффективность управления творческим потенциалом в организации
Заключение
Список использованных источников
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
- главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений;
- полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;
- необычные и даже абсурдные идеи приветствуются;
- комбинируйте и улучшайте любые идеи;
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
- участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
- члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по истечении некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.
Недостатком метода является малая производительность при больших затратах времени.
Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.
Синектика (англ. Synectics - совмещение разнородных элементов) - методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Этот метод является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Д. Гордон сформулировал его в виде метода решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. Он является одним из эвристических методов. [3]
При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.
Как и при мозговом штурме, при использовании синектики формируются группы по 6-8 человек. Но с той лишь разницей, что эти группы постоянные для разных задачек и все участники обучены методу синектики. В мозговом штурме же можно набирать каждый раз группу любых людей без специальной подготовки, результат в большей степени зависит от мастерства ведущего.
Так же в синектической модели штурма допустима критика, но лишь та, которая позволяет улучшать или развивать высказанные идеи. В результате группа привыкает к постоянной критике и не боится её, т.е. воспринимает критику адекватно как улучшающий инструмент.
Технология проведения синектического штурма похожа на технологию мозгового штурма, но все же, есть некоторые расхождения: активное применение аналогий и иной способ психологической настройки.
На синектические встречи желательно приглашать экспертов из области решаемой проблемы. Их задача пояснять проблемную ситуацию. Так же эксперт является помощником ведущего и может давать наводящие вопросы в ходе обсуждения. Но основная его задача - выявление полезных и конструктивных идей в процессе обсуждения. Эксперта обязательно подготавливают к встрече и объясняют правила проведения синектической встречи (особенно про конструктивную критику). [6, с.150]
1. Формулировка в общем виде. Проблема Как она Дана (ПКД).
Считается, что преждевременная формулировка задачи, только загоняет в рамки участников сессии. Поэтому никого из присутствующих (кроме ведущего) не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи.
В начале встречи синекторы дают задачку в том виде, в котором получили её от заказчика (пример: как пенистую структуру пищевого продукта) или с обсуждения признаков задачи, например с объяснения общего принципа обсуждаемого процесса. Это обсуждение охватывает огромный диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов ведущего, который и направляет обсуждение в необходимое русло.
В этой стадии все участники стараются тут же, без всяких синектических методов найти решение проблемы. Выдают даже глупые идеи. Здесь задача эксперта - объяснить их слабые стороны и разъяснить сущность действительной проблемы. Благодаря такому ходу, убивается сразу два зайца:
- сброс из головы первых идей, которые, зачастую, усложняют появление новых;
- нахождение настоящей формулировки задачи со всеми упущенными моментами при её первоначальном формулировании.
2. Анализ проблемы. Проблема Как её Понимают (ПКП).
Вместе с экспертом ищутся возможности переформулировать задачу в привычную или известную проблему. Очень важно, чтобы каждый участник (даже эксперт) смогли оригинально сформулировать одну цель решения. Если продолжать задачу про получение пенистой структуры пищевого продукта, то формулировка может выглядеть так: как заставить материал расширяться чтобы он стал пенистым? Или наоборот: как можно сжать материал до получения пенистой структуры?
Когда понята суть проблемы и её цель, участникам дается задача сформулировать её так, как они её понимают или же как они её видят. Это делается для выявления направлений, по которым можно было бы продолжить поиск решения задачи. По большому счету, зачастую на этом этапе одна большая проблема делится на несколько простых маленьких.
Затем руководитель группы и эксперт выбирают одну наиболее точную формулировку.
3. Генерирование идей в выбранной формулировке.
Процесс генерации идей начинается с экскурсии по различным областям: техники, живой природы, политики, социологии, психологии, машиностроении, химии и т.д. Задача такой экскурсии - выявление решений аналогичных проблем в этих областях. Такой подход позволяет найти множество точек зрения на рассматриваемую проблему и активизировать творческое мышление.
Экскурсию начинает руководитель. Он просит привести примеры-прецеденты, в которых имеет место рассматриваемая ситуация или очень похожая к ней. В процессе поиска этих примеров используется четыре вида аналогий: прямая, личная, фантастическая, символическая.
Прямая аналогия - анализ того, как в других областях решается сходная проблема. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.
Личная аналогия - вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.
Символическая аналогия - краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.). Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) - весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
Фантастическая аналогия - поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
4. Перенос и оценка эффективности обнаруженных идей к ПКД или ПКП.
На этом этапе ведущий подводит итоги по генерированным идеям, возвращает группу к поставленной задаче. Группа пытается связать полученный материал с задачей в том виде, в каком она была поставлена ПКД (Проблема Как она Дана). Отдельные слова и фразы, которые возникают в процессе дискуссии, используются для вызова новых точек зрения на проблему, способствуя успешному её решению. Пожалуй, самым важным фактором на этой стадии является критическая оценка приглашенного эксперта.
Если найденные решения оказываются практически не реализуемыми, то можно повторить весь процесс с начала.
5. Финал.
Развитие и максимальная проработка отобранной лучшей идеи на предыдущем этапе. Общение ведется уже на специальном техническом языке.
В отличие от часового мозгового штурма, синектические заседания продолжаются несколько часов. И это лишь малая часть основной работы, остальное время синекторы тратят на инженерный анализ, изучение полученных результатов, консультируются со специалистами, экспериментируют, в общем, ищут наилучшие способы реализации поставленной проблемы. На синектических заседаниях обязательно использование видеокамеры или прочей записывающей техники, дабы не упустить ни одну важную идею.
Недостаток метода синектики является то, что для синектической группы необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей.
Морфологический анализ (метод морфологического анализа) - основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эвристическим методам.
Метод разработан швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Благодаря этому методу он смог за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.
Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. В итоге даётся ответ на более общий вопрос посредством поиска всевозможных вариантов частных решений, независимо от того, что в исходной задаче речь шла только об одной конкретной системе.
Основные этапы применения метода. [7, с.173]
1. Выясняется цель задачи - поиск вариантов функциональных схем, либо принципов действия, либо структурных схем, либо конструктивных разновидностей разрабатываемой системы, возможно исследование одновременно по нескольким признакам.
2. Выделяют узловые точки (оси, отдельные части задачи), которые характеризуют разрабатываемую систему с позиции ранее сформулированной цели. Это могут быть частные функции подсистем, принципы их работы, их форма, расположение, характеристики и свойства (состояние вещества и энергии, вид совершаемого движения, физические, химические, биологические, психологические, потребительские свойства и т. д.). Удобно предварительно (допустим, из анализа аналогичной системы) построить соответствующую блок-схему (функционирования, принципа действия, структурную схему), элементы которой и образуют узлы.
Количество узлов обычно выбирается из условия обозримости и реальности анализов, получаемых впоследствии вариантов: при ручной обработке - 4…7 узлов, при работе на компьютере - в пределах физической возможности вычислительной техники и отведенного на решение задачи времени. Удобно задачу решать в ряд этапов: сначала по ограниченному числу наиболее важных узловых точек, а затем - для дополнительных, второстепенных или выявленных в ходе анализа и представляющих интерес новых узлов.
3. Для каждой узловой точки предлагаются варианты решений: либо исходя из личного опыта (зависит от эрудиции), либо беря их из справочников и банков (баз) данных (то есть на каждую ось нанизываются возможные решения, по аналогии со счетами).
Варианты должны охватывать всю область возможных решений для данной узловой точки. Но чтобы задача была обозримой, рекомендуется сначала выделять укрупнено - обобщенные группы вариантов, которые при необходимости впоследствии конкретизируются. Варианты могут быть не только реальные, но и фантастические.
4. Проводят полный перебор всех вариантов решений (каждый раз берут по одному варианту для каждой оси) с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи, на несовместимость отдельных вариантов в предлагаемой их общей группе, на реализуемость и иные условия.
Информация о работе Эффективность управления творческим потенциалом в организации