Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ организационных структур управления предприятием и их эффективности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать сущность, содержание и виды структур управления.
2. Оценить эффективность организационной структуры в современных условиях.
3. Проанализировать структуру и ее выбор на примере ОАО «Черметремонт».
Введение ......................................................................................................................3
1 Сущность, содержание и виды структур управления...........................................5
1.1 Понятие и роль организационной структуры в предприятии...........................5
1.2 Виды организационных структур........................................................................8
2 Оценка эффективности организационной структуры в современных условиях......................................................................................................................19
2.1 Методы и группы показателей для оценки эффективности организационных структур......................................................................................................................19
2.2 Оценка с помощью дерева показателей эффективности организационной структуры...................................................................................................................24
3 Выбор организационной структуры на примере ОАО «Черметремонт».........................................................................................................34
3.1. Характеристика объекта исследования ОАО «Черметремонт».....................34
3.2. Особенности организационной структуры ОАО «Черметремонт» ..............42
Заключение.................................................................................................................46
Список используемых источников
3. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и её техническо-организационной уровень. К структурам относится звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности.
Для оценки эффективности
управления важное значение имеет определение
соответствия системы управления и
её организационной структуры
Важными требованиями, являются,
способность адекватного
2.2 Оценка с помощью дерева показателей эффективности организационной структуры
Эффективность процесса - степень его приспособленности к достижению цели. Различают эффективность процесса, реализуемого системой, и качество самой системы. Эффективность проявляется только при функционировании и зависит от свойств системы, способа ее применения и от воздействий внешней среды.
Критерием эффективности является обобщенный показатель и правило выбора лучшей системы (лучшего решения). Например, У* = mах (Уj). Если решение выбирается по качественным характеристикам, то критерий называется решающим правилом. 6 Критерии эффективности организационных структур управления увязывают наиболее важные параметры системы и позволяют системно представить модель ее эффективности для организации работ по контролю и координации. Проблема заключается в том, как свести множество различных частных показателей к единому измерителю.
Поиск резервов повышения эффективности организационной структуры управления, необходимость разработки путей ее реформирования требуют:
Достижение главной цели системы через взаимодействие элементов для получения общего эффекта требует соединения взаимосвязанной по уровням иерархии информации, что предполагает определение интегрального показателя через систему частных показателей. Иерархизация системы показателей, отвечающей многоуровневому дереву целей системы, является логическим завершением процесса построения дерева показателей эффективности организационной структуры управления. Оно в формализованном виде отражает все основные стороны и связи функционирования и развития организации, тоесть ее концептуальную модель. Такой подход значительно упрощает процесс сопоставления концептуальной модели с ее фактическим состоянием, что позволяет использовать ее в практической деятельности. Показатели, сгруппированные по блокам и уровням, дают системное представление об объекте, создавая информационную модель действительного и будущего состояния производственной организации.
Предлагаемая методика оценки эффективности организационной структуры управления помогает определить интегральный показатель через структуру частных показателей, выстроенных в виде дерева показателей эффективности ОС.7 Такой показатель должен отвечать следующим требованиям:
Обязательным условием использования
данной методики является создание на
предприятии современной
Таким образом, эффективность организационных структур управления может быть определена как функция от таких параметров формальной модели, как:
Таким образом:
,
где: Ксс — показатель эффективности состава системы; Ксв, — показатель эффективности структуры связей; Кмц — показатель эффективности механизма целеполагания; Кму — показатель эффективности механизма управления.
По сути, эти показатели в совокупности и определяют адаптивные возможности производственной организации с учетом ее потенциала.
Совокупность
Показатели целесообразно подразделять на интегральный показатель Кэ (нулевой уровень показателей), комплексные Кос и Ком (первый уровень), обобщающие Ксс, Ксв, Кмп, Кму (второй уровень) и частные показатели эффективности основных функциональных блоков (маркетинг, производство, финансы, социальное и техническое развитие) и др. (третий уровень). Дерево показателей эффективности организационной структуры управления дает возможность структурировать критерии и показатели эффективности в соответствии с многоуровневым и многоаспектным характером отношений управления, интеграции общих и частных показателей в единую систему.
Рисунок 2.1 Дерево показателей эффективности организационной структуры
Расмотрим на примере дерева для производственно-корпоративных структур (ПКС).
Альтернативами достижения этой цели
будут цели второго уровня: общая
производственно-
Рисунок 2.2 "Дерево целей" эффективности
функционирования ПКС
Общая финансово-экономическая
,
где - количество хозяйствующих субъектов в ПКС.
Таким образом, цель 3.1 - финансово-экономическая
эффективность 1-го предприятия; цель 3.2
- финансово-экономическая
Критериями достижения целей третьего уровня будет с целевой функцией , где , причем должно соблюдаться условие:
где - дополнительная эффективность i-го предприятия от интеграции по варианту .
Альтернативами достижения цели 3.2
будут следующие цели четвертого
уровня: совершенствование самого рыночного
механизма определения
Критерием достижения цели 4.1 будет состояние рыночного механизма с целевой функцией , где - идеальное состояние рыночного механизма, при котором выявляется истинная курсовая стоимость акций. Одно из основных условий достижения указанной цели - отсутствие каких-либо ограничений в получении достоверной и своевременной информации об эмитенте акций и его деятельности всеми участниками рынка.
Критерием достижения цели 4.2 будет интегральный показатель соблюдения социальных обязательств предприятия перед обществом : наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей членов общества, максимальное способствование развитию научно-технического прогресса и цивилизации в целом, экономия природных ресурсов, минимальное отрицательное воздействие на окружающую среду и т. п. Целевой функцией этого критерия будет его стремление к оптимальному значению : .
Критерий достижения цели 4.3 - математическое ожидание вероятностного распределения возможных чистых текущих стоимостей (серии денежных потоков) с соответствующим стандартным отклонением вероятностного распределения . Определение такой степени риска достаточно хорошо изучено и изложено в современной литературе с применением исчерпывающего математического аппарата для исследования. Естественно, целевой функцией достижения цели будет стремление к минимуму.
Критерием достижения цели 4.4 будет значение суммы чистой прибыли , подлежащей распределению. Целевая функция - стремление к оптимальному значению: .
Критерием достижения цели 4.5 будет срок , в течение которого будет получена прибыль инвестором или акционером, включающий в себя срок получения первой прибыли, периодичность выплат и общая длительность инвестиционного проекта. Целевой функцией будет стремление критерия к минимуму: .
Критерием достижения цели 4.6 будет значение величины прибыли на акцию с целевой функцией . Исследование альтернатив достижения целей 4.1-4.5 выходит за рамки данной работы, поэтому рассматриваться здесь не будет.
Альтернативами достижения цели 4.6 будут следующие цели пятого уровня: оптимизация общего количества акций 5.1, оптимизация разновидностей акций 5.2 и максимизация прибыли к распределению среди акционеров 5.3.
Критерием достижения цели 5.1 будет общее количество выпущенных акций всех видов с целевой функцией . Критерием достижения цели 5.2 будет количество видов акций с целевой функцией .
Критерием достижения цели 5.3 будет величина прибыли предприятия за определенный период, предназначенная для распределения среди акционеров. Целевая функция будет иметь вид: . Изучение альтернатив достижения целей 5.1 и 5.2 выходит за рамки данной работы и в дальнейшем не рассматривается.
Альтернативами достижения цели 5.3 будут следующие цели: выручка от реализации продукции (работ, услуг) 6.1, материальные затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) 6.2, чистая заработная плата после выплаты налога на доходы физических лиц и единого социального налога в государственные внебюджетные фонды 6.3 и общая сумма налогов и обязательных платежей предприятия (включая начисления на зарплату) 6.4.
Критерием достижения цели 6.1 будет величина выручки от реализации , целевая функция имеет вид: . Критерием цели 6.2 будут материальные затраты , а целевая функция будет иметь вид: .
Критерием достижения цели 6.3 будет величина чистой зарплаты , целевая функция будет иметь вид: .
Критерием достижения цели 6.4 будет общая величина налогов и других обязательных платежей в бюджет , целевой функцией достижения цели 6.4 будет: . Исследование альтернатив достижения целей 6.1, 6.2 и 6.3 выходит за рамки работы, поэтому рассматриваться здесь не будет.
Альтернативами достижения цели 6.4 будут следующие цели: общая сумма налогов, зависящих от выручки от реализации, 7.1 с критерием и общая сумма налогов, условно не зависящих от выручки от реализации, 7.2 с критерием . Целевые функции будут иметь вид: и .
Альтернативами достижения цели 7.1 будут следующие цели: величина налога на добавленную стоимость (НДС), подлежащего уплате в бюджет, 8.1, величина налогов с оборота, включающих в себя налог на пользователей автодорог и налог с продаж 8.2, сумма акцизов 8.3, сумма налога на прибыль 8.4 и сумма отчислений на зарплату, включающая в себя налог на доходы физических лиц, единый социальный налог в государственные внебюджетные фонды 8.5.
Критерием достижения цели 8.1 будет величина НДС . Целевая функция, соответственно, будет иметь вид: .
Критерием достижения цели 8.2 будет величина налогов с оборота . Целевая функция будет иметь вид: .
Информация о работе Эффективные структуры управления современными предприятиями