Эффективный лидер и его команда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена проблеме лидерства в современных условиях. Актуальность этой проблемы объясняется отсутствием четкого определения лидера и в то же время все более возрастающим значением лидера и лидерства в современном мире. В настоящее время это слово звучит чаще и чаще, проводятся различные семинары и тренинги, ставящие целью обучить лидерству, но до сих пор нет единой концепции, объясняющей суть этого термина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретическая часть
Сущность теорий лидерства………………………………….....
Мотивация и типы лидерства: виды, особенности…………….
Глава 2. Аналитическая часть
Определение роли лидерства в системе качества предприятия…..
Лидеры нового поколения: черты, проблема подготовки лидеров…………………………………………………………….
Содержание понятия «команда», характерные особенности…….
Глава 3. Практическая часть
Личное лидерство на примере Рустама Тарико…………………..
«Самое трудное в управлении – люди». Руководство с ориентацией на работника…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ЭФФЕКТИВНЫЙ ЛИДЕР И ЕГО КОМАНДА.docx

— 97.93 Кб (Скачать файл)

3) излучение положительной  энергии, доброжелательность и уклонение от восприятия отрицательной энергии и конфликтов;

4) вера в других: я защищаю  другого человека, вижу его ценность  — доброту и потенциальные  возможности;

5) рациональное распределение  времени и усилий: я стараюсь оптимально распределить время своей жизни между работой, семьей и обществом;

6) внутренняя уверенность,  оптимизм, свежий взгляд на события  — восприятие жизни как приключения;

7) самокритичность, толерантность,  признание заслуг других и  их равного права на самовыражение  — я ценю различия и понимаю,  что мой метод не является  «единственно правильным», я рассматриваю новые альтернативы как захватывающие, а не угрожающие мне;

8) забота о физическом  здоровье, интеллектуальном и духовном  развитии: я слежу за здоровьем  с помощью упражнений, интеллектуально развиваюсь, читая, а не проводя время у телевизора, духовно расту при помощи молитвы, медитации (умственное сосредоточение и психологический настрой на что-либо при полном отрешении от всего остального), размышления о вещах, способных вызвать вдохновение.

Развитие лидерства  — целенаправленное формирование и  углубление соответствующих качеств. Для развития лидерства используются следующие процедуры:

1) выработка личной мотивированности;

2) развитие индивидуальных  интеллектуальных и нравственных лидерских качеств;

3) обеспечение социальной  компетентности лидера и его  доброжелательности в отношениях  с членами группы;

4) приобретение навыков  и умения быстро и правильно  оценивать ситуацию, знать и учитывать  особенности, интересы членов группы. Учет интересов группы проявляется в интеграции индивидуальных целей и интересов членов группы с общеорганизационными, реализации потребностей, представительство и защита интересов как отдельных членов группы, так и всего коллектива в целом. Это устраняет Почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к лидерству эмоциональному;

5) сочетание в деятельности  руководителя формального и неформального  лидерства;

6) устранение деструктивного  лидерства. Большой ущерб деятельности организации приносят деструктивные лидеры — лидеры групп противников нововведений, расхитителей собственности, собутыльников, взяточников и т. д. Для устранения такого рода лидеров применимы следующие способы действий: разрушение системы «лидер — последователи» через увольнение лидера, перевода его на другое место работы; изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников; изоляции лидера, расформирование группы последователей, перевод на другие участки работы особенно близких лидеру людей; ослаблению влияния негативного лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой (перевод лидера в другое помещение, загрузка его работой, затрудняющей неформальное общение). Эти меры административны по сути и не всегда применимы, так как могут граничить с нарушением законодательства, воспринимаются как несправедливые могут вызвать недовольство коллектива, подрывают доверие к руководителю, вызывают деструктивные конфликты. Поэтому предпочтительнее второй способ устранения деструктивного лидерства – изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Методы: индивидуальные беседы, приближение лидера к руководству, проявление к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность. Такой способ обычно не вызывает болезненной реакции последователей, протеста с их стороны, т.к. адекватная оценка лидерских качеств их кумира, по их мнению, справедлива. Однако этот ме6тод может быть эффективным лишь в том случае, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации.2

 

Глава 2. Аналитическая часть.

2.1. Определение роли лидерства в системе качества предприятия.

При упоминании таких слов как лидер или лидерство первое, что приходит в голову, это политические лидеры, лидеры наций, религиозные лидеры, люди, которые в сложных обстоятельствах  сумели изменить ход истории за счёт непоколебимой веры в правоту  своего дела и способности вдохновить и повести за собой массы людей3. О них написаны горы книг. Их то ставят в пример, то ими пугают детей. Люди изучают черты их характеров и мотивы поступков. Лидеры такого масштаба обладают огромной властью, они могут казнить и миловать. Правда, власть можно получить силой, обманом иди случайно и она вовсе не обязательно приведёт к лидерству. А вот обратное, видимо, верно всегда: лидерство порождает власть. Хотя мы рассматриваем не государства, а только фирмы, действующие в условиях рынка, проблема власти важна и для них, пусть и не в таких масштабах и проявлениях. Исследование природы власти в европейской традиции обычно связывают с именем Н. Макиавелли и с его знаменитой книгой «Государь»4, (или, как переводили в старину, «Князь»). Макиавелли считал, что власть особенно важна в переходные периоды, поскольку всякий переход от одного привычного состояния к другому, которому ещё предстоит стать привычным, требует медленных и трудных процессов перестройки сознания. Эти процессы порождают сопротивление, а для его преодоления как раз и нужна власть, опирающаяся на силу и достаточно циничная. Он писал5: «нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Кто бы ни выступал с подобными начинаниями, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые. Холодность же эта объясняется отчасти страхом перед противником, на чьей стороне - законы, отчасти недоверчивостью людей, которые на самом деле не верят в новое, пока оно не закреплено положительным опытом». В работе предпринята попытка спроектировать взгляды Макиавелли и других мыслителей разных времён и народов на современный менеджмент.

Так зачем же нам нужны власть и сила? Если следовать за Макиавелли, то выходит, что власть нужна для подавления неизбежно возникающего сопротивления. Сегодня мы думаем иначе. -первых, мы полагаем, что любое сопротивление сегодня, по какому бы поводу оно ни возникало, и какие бы формы ни принимало, - это результат, прежде всего, вчерашних ошибок в управлении, если хотите, в менеджменте. А во-вторых, дело в том, что насилие, как правило, вообще не ведёт к той цели, которая декларируется в начальный момент, а если даже и ведёт, то дорогим, долгим и не эффективным путём. В большинстве случаев существуют другие пути, пути более прямые и естественные. Видимо, самый лучший из них - это лидерство.

Лидерство - это власть, которая  не нуждается в применении силы, хотя и имеет её. Сила становится не нужной, когда на помощь лидерству  приходит идеология. Именно лидер призван  сформулировать такую идею или систему  идей, в которую готовы поверить те, кто нуждается в вере, и  которую готовы принять те, кто  ищет объяснений. Важно, конечно, чтобы  предлагаемая идеология достигла тех, кому она адресована.

Но это не все функции  власти. Дело в том, что власть - это, видимо, самый естественный источник наших прав и обязанностей (полномочий), регламента деятельности, в рамках рассматриваемой системы, будь то государство  или фирма. Потребности такого рода не зависят от лидерства, хотя под  его влиянием и могут меняться.

Ну, и, конечно, власть - это  гарант соблюдения достигнутых соглашений.

Кроме ошибок, сделанных  в процессе управления, сопротивление  питают ещё и страхи перед неопределённым загадочным будущим, где легко можно  потерять позиции, с таким трудом завоёванные долгими годами упорного труда. Несомненно, это проявление слабости. Великий индийский мыслитель  начала нашего уходящего века С. Вивекананда говорил: «Слабость порождает саму идею сопротивления». Принятие идей лидера, основанное на вере или на разуме, делает людей более сильными (поскольку в этом случае снимаются мучительные вопросы и неразрешимые сомнения), устраняя, или, по крайней мере, снижая порог сопротивления.

Вот почему лидер - ключевая фигура. Не имея достаточных знаний и опыта в области политического  лидерства, мы будем говорить далее  только о лидерстве в бизнесе.

Никто не знает, откуда берутся  лидеры. Зато хорошо видно, что, когда  у организации появляется лидер (индивидуальный или коллективный), то её дела заметно начинают идти вверх6. Сейчас, пожалуй, уже нет сомнений в том, что лидерство - ключевой элемент бизнеса7. Здесь, как обычно, возникает трудность. Действительно ли лидерство играет исключительную роль среди всех элементов бизнеса, или ýже - всех элементов системы качества организации?

Мы часто пренебрегаем некоторыми вещами, которые кажутся  нам незначительными. Особенно теми, что представляют собой некие  абстрактные понятия, трудно переводимые  на язык практики. Среди таких абстрактных  понятий можно выделить и лидерство. Но стоит задуматься о том, почему гуру в области качества выделяли именно лидерство.

Деминг писал, что статистический контроль качества - это всего лишь 2%8, а что же тогда все остальное? Как вы думаете, насколько эффективно будет работать система, если включаться все элементы, кроме лидерства, например? Если нет лидерства, то система вовсе не обязательно погибнет. Но лидерство - это пусковой механизм работы системы качества (СК). И без него СК - скорее фикция, чем реальность.

«Лидерство требуется  для всех компонентов системы», - отмечал У. Эдвардс Деминг в предисловии к книге Г.Р. Нива. И, прежде всего, важна лидирующая роль высшего руководства, без которой конструктивные преобразования затруднены, а то и вовсе невозможны. Очевидно, что лидерство - ключевой элемент инновационного процесса и поддержки развития культуры качества в организации. Лидерство - это ключ, который открывает путь к успеху в бизнесе. Джуран акцентировал внимание на том, что лидерство высшего менеджмента - это один из восьми уроков, которые усваивают компании - призеры Национальной премии Малколма Болдриджа в области качества. Аналогичные взгляды выражает и Т. Конти9 в связи с методами самооценки. Да и в новой версии международных стандартов ИСО серии 9000 - та же песня. Лидерство становится одним из восьми основополагающих принципов, положенных в основу стандартов.

Эджмен10 говорит, что новая, нацеленная на качество, организация зависит от лидерства, которое создает внутренние условия успеха. Несомненно, окончательный успех корпорации будет зависеть от способности всех ее сотрудников творчески работать вместе для достижения общей цели. Но здесь опять не обойтись без лидерства, которое питает, поддерживает нужные умения и требуемое отношение. Сегодня лидерство - это не больше, чем определение высоты, на которую надо подпрыгнуть.

То, что менеджер, управляющий  поведением других людей должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из исследователей и наиболее успешных практиков управления не вызывает сомнения. Все передовые модели ведения  бизнеса можно узнать по ведущей  роли в них лидерства. Это модели таких светил, как У. Эдвардс Деминг, Джозеф Джуран11, Питер Друкер12, Тито Конти и др. Лидерство в этом случае относится, как правило, к высшему руководству (топ менеджменту) и, в меньшей степени, к менеджменту на местах.

Но и это видение  вопроса начинает изменяться. На последней  конференции по качеству в Будапеште  проф. Кондо отметил: «Важность лидерства нельзя проигнорировать высшим менеджерам и менеджерами среднего звена»13. А Питер Сенге в одном из последних интервью отметил, что нужны три типа лидеров: лидер - руководитель компании или организации, лидеры - менеджеры, которые проводят политику компании на местах и лидеры - активисты, среди рядовых сотрудников организации, которые постоянно поддерживают «огонь в костре» и не дают ему угаснуть пока менеджеров нет рядом14. Таким образом, можно воодушевить всю компанию сверху вниз и получать именно ту обратную связь, которая позволит непрерывно улучшать процесс день за днем.

Итак, лидерство - это неотъемлемый элемент системы качества, более  того, лидерство - «пусковой механизм»  этой системы, это то, благодаря чему все технические элементы, концепции, принципы начинают жить.

Если лидером руководит  его мечта и вера в правоту  его дела, то что даёт лидерство команде (группе)? Кроме перечисленных выше моментов проф. Кондо отмечает ещё целых одиннадцать положительных обстоятельств для команды. Вот они:

  1. Ответственность за работу наполняется смыслом и включается цикл непрерывного совершенствования Шухарта - Деминга.
  2. Улучшается общение внутри команды, и межличностные отношения тоже становятся лучше.
  3. Выходят наружу скрытые таланты членов команды и раскрываются их человеческие качества.
  4. Структура команды трансформируется от простой конфигурации лидер - член команды к сложной многоуровневой системе. Это превращает жесткую, неспособную к адаптации, структуру в гибкую, что позволяет сотрудникам (сотоварищам) действовать по ситуации. А это, в свою очередь, делает командную работу надёжной, позволяя сотрудникам быстро реагировать на любой кризис.
  5. Члены группы упражняются в проявлении инициативы и в самостоятельной работе.
  6. Смутные цели проясняются и превращаются в конкретные общие цели.
  7. После того, как все члены группы примут общие цели, решения о распределении ролей при достижении этих целей достигается легко.
  8. Число возможных путей достижения целей возрастает, что позволяет проявиться способностям всех членов группы.
  9. Возможности лидера усиливают и поддерживают возможности всех членов группы.
  10. Все «мощности» членов группы расширяются м усиливаются.
  11. Индивидуальности членов группы не подавляются, а напротив, полностью раскрываются в попытках достижения общих групповых целей. И среди членов группы возникает особый вид сотрудничества.

Как видим, отношения строятся на взаимовыгодной основе.

 

В дополнение в исследовании были выделены четырнадцать ключевых черт глобальных лидеров:

  1. Мыслит глобальными категориями
  2. Предвидит потенциальные возможности
  3. Создает общее видение будущего
  4. Способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия
  5. Ценит в людях различия
  6. Развивает командный подход к работе, чувство партнерства
  7. Приветствует перемены
  8. Демонстрирует знание технологий
  9. Поощряет конструктивный вызов
  10. Обеспечивает удовлетворение клиентов
  11. Достигает успехов в соревновании с конкурентами
  12. Демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции
  13. Проявляет готовность к коллективному руководству
  14. Действует в соответствии с провозглашенными ценностями15.

Информация о работе Эффективный лидер и его команда