Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:50, реферат
В случае частных благ выбор направлений использования ресурсов полностью зависел от предпочтений индивидов, т. е. в качестве одной из аксиом мы принимали положение о суверенитете потребителя - потребительские предпочтения задавали структуру производства и предоставления благ. Иная ситуация с общественными благами. Если, выбирая объем их предоставления, мы будем основываться только на решениях отдельных индивидов, принятых исходя из гипотезы о максимизации полезности, очевидно, что, с точки зрения всей совокупности индивидов, общественных благ будет предоставлено недостаточно.
Эффективный объем предоставления общественных благ
В случае частных благ выбор
направлений использования
Иная ситуация с общественными
благами. Если, выбирая объем их предоставления,
мы будем основываться только на решениях
отдельных индивидов, принятых исходя
из гипотезы о максимизации полезности,
очевидно, что, с точки зрения всей
совокупности индивидов, общественных
благ будет предоставлено
Почему же при этом учитываются не все выгоды? Связано это с тем, что ряд потребителей благ могут вести себя как "зайцы" (free rider). Если Игорь думает, что Антон в любом случае заплатит за установку фонарей, в ответ на просьбу Антона внести посильную лепту (соответствующую получаемой им полезности) он может сказать, что уличное освещение ему вовсе не нужно и, более того, мешает спать, а следовательно, Антон должен заплатить ему компенсацию. Конечно же, проблема "зайцев" возникает не только из-за непорядочности отдельных граждан, но и по причинам отсутствия у них полной информации (представьте, например, что у вас спрашивают, в каком объеме вам нужны услуги национальной обороны и сколько вы за них готовы заплатить), высоких затрат на сбор платы за каждое отдельное общественное благо в сравнении с унифицированным налогообложением и ряда других причин, вызывающих высокие трансакционные затраты.
Если функции по предоставлению
общественных благ берет на себя государство,
то принятие решений об объеме их предоставления
осуществляется политическим механизмом.
Модели такого выбора рассматриваются
в следующей лекции. Здесь же мы
сконцентрируемся на анализе добровольного
(без вмешательства
Оптимальный объем предоставления общественных благ : частичное равновесие
Анализ частичного равновесия предполагает определение функций спроса и предложения и нахождение точки, в которой объем спроса будет равен объему предложения.
Функция спроса на общественное благо представляет собой зависимость получаемой индивидомпредельной выгоды (MB - marginal benefit) от объема потребления блага. В данном случае предельная выгода - это полезность индивида от потребления дополнительной единицы общественного блага, выраженная в денежных единицах. Предельная выгода отражает готовность индивида платить за данную дополнительную единицу. Выводя функцию спроса, мы должны предположить, что предпочтения индивида, т. е. его готовность платить, выявлены точно и без искажений. Иными словами, считается, что ни один из потребителей общественного блага не ведет себя как "заяц". Наличие данного предположения, не требующегося в случае частного блага, делает функцию спроса в некоторой степени условной. По этой причине ее часто называют функцией псевдоспроса на общественное благо.
Линия спроса на общественное
благо имеет отрицательный
Поскольку в отличие от
частных благ каждый индивид потребляет
весь объем общественного блага,
а не какую-либо его часть (свойство
несоперничества), цена общего спроса
представляет собой при каждом объеме
сумму цен индивидуального
На рис. 2,а приведена
графическая иллюстрация
Линии спроса на общественное благо могут быть и непрерывными (это зависит от степени делимости блага). Представьте себе, например, что объем услуг национальной обороны измеряется гипотетическим "уровнем защиты населения" и изменяется непрерывно (см. рис. 2,б).
Напомним, что производство
и предоставление общественных благ
связано со значительными внешними
эффектами. По этой причине линия
предложения представляет собой
линию предельныхобщественных з
Информация о работе Эффективный объем предоставления общественных благ