Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 18:24, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении концепции современного экологического менеджмента.
Реализация цели курсовой работы связана с решением ряда задач:
- определить сущность экологического менеджмента;
- рассмотреть существующие стандарты и международные рекомендации в области систем экологического менеджмента;
- изучить особенности проведения экологического аудита;
Во всей совокупности концептуальных положений экологического менеджмента одно из центральных мест принадлежит функциям управления (рисунок 1).
Рисунок 1 – Функции управления экологическим менеджментом
Всю совокупность функций можно разделить на три группы:
1 группа - функции, связанные с управлением запасами природных ресурсов, их использованием, транспортированием, а также размещением производства;
2 группа - функции управления утилизацией и использованием отходов, управление экологической безопасностью, процессами технологических инноваций и т.д.
3 группа – функции управления урбанизацией и управления региональной экологической обстановкой.
Функции экологического менеджмента касаются не только управления технологическими и производственными процессами, это управление, расширенное до общественно значимых границ.
Система экологического менеджмента и ее основные элементы - это систематические мероприятия, направленные на сведение к минимуму отрицательного воздействия от работы любого предприятия на окружающую среду. Отказ от разовых (несистемных) действий – это хорошая возможность получить максимально полное представление о разработке и осуществлении экологических программ, чтобы облегчить управление ими, а также провести их совершенствование и оценку5. Эксперты считают, что внедрение элементов системы экологического менеджмента на предприятии является важным шагом в совершенствовании бизнеса.
Для разных видов организаций системы экологического менеджмента будут различными в зависимости от характера, масштабов, сложности деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Однако набор основных элементов для всех систем экологического менеджмента характерен один и тот же. Так к числу основных элементов системы экологического менеджмента относятся:
- обеспечение информированности о соответствующих экологических проблемах, экологической политике, экологических целях и задачах, а также о роли каждого работника в рамках системы экологического менеджмента;
- внутренне информационное взаимодействие, информационное взаимодействие с внешними заинтересованными сторонами;
- документальное описание системы экологического менеджмента, контроль правильности составления и поддержания этой документации;
- контроль деятельности: осуществление контроля и разработка критериев оценки операций и видов деятельности, отдельных товаров и услуг, а также поставщиков и подрядчиков данного предприятия;
- оценка рисков и разработка планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с целью выявления потенциальных аварий и исключения возможности их перерастания в катастрофы;
- проведение мониторинга, измерений и регистрации данных, необходимых для документального оформления результатов, а также конкретных действий и программ, общего повышения результативности природоохранной деятельности.
В рамках разработки подходов к созданию и упрочению Единого Европейского Рынка Европейское Сообщество стремится создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований. Великобритания является лидером апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента. Именно там, в 1990 году был принят новый «Экологический Акт», за которым в 1992 году последовал Стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750, выпущенный Британским Институтом Стандартизации в соответствии с запросом Британской Конфедерации Промышленности. Несмотря на отсутствие в данном Стандарте предписаний и требований к природоохранной деятельности предприятия, он содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, и развития инициативного экологического аудирования, что в целом должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельности организации. На начальном этапе предполагалось, что британские предприятия на добровольной основе будут приводить характеристики своей деятельности в соответствие с принципами Стандарта BS 7750. Позднее к Великобритании присоединились и другие государства, а сам детально разработанный Стандарт, послужил основой для подготовки основополагающих международных документов.
Стандарт BS 7750 предполагает следующие стадии разработки и внедрения системы экологического менеджмента:
1. Предварительный анализ - определение всех экологические нормативных требований, предъявляемых к деятельности предприятия, и выявление элементов экологического менеджмента, используемых на данном предприятии на момент проведения анализа.
2. Разработка заявления об экологической политике предприятия - охватывает все виды деятельности и продукцию предприятия. В результате положения заявления должны быть доведены до всех заинтересованных сторон и приняты к исполнению всеми уполномоченными лицами.
3. Определение внутренней структуры распределения обязанностей и ответственности в системе экологического менеджмента предприятия (составление организационной структуры).
4. Оценка степени воздействия предприятия на окружающую среду - Составление перечня установленных показателей, нормативов, характеристик выбросов в атмосферу, сбросов в водные отходы, размещения отходов, а также описание аспектов воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков.
5. Разработка экологических целей и задач предприятия.
6. Определение процессов, стадий производства и видов деятельности предприятия, которые способны оказать воздействие на окружающую среду, и разработка системы контроля их функционирования.
7. Разработка итоговой программы экологического менеджмента, назначение ответственного за ее выполнение руководителя. Программа должна учитывать все прошлые и действующие виды деятельности предприятия, а также вероятное воздействие на окружающую среду жизненного цикла новых видов продукции.
8. Разработка детального
руководства, которое позволяло
бы аудитору системы
9. Установление системы
регистрации экологически
10. Аудиты. BS 7750 включает описание
процедуры аудирования и
Стандарт BS 7750 был принят Финляндией, Нидерландами и Швецией. В Ирландии, Испании и Франции были разработаны свои стандарты.
Одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив считается появление серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компания - ISO 14000. Данная система стандартов ориентирована не на количественные параметры и технологии. Основным предметом ISO 14000 является уже система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в введении и соблюдении определенных процедур, подготовке соответствующих документов, назначении ответственных лиц за определенные области экологически значимой деятельности предприятия. Основной документ серии стандартов ISO 14001 не содержит никаких «обязательных» требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.
Такой характер стандартов обусловлен тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов, а также тем, что предшественником данной серии стандартов являются «организационные» подходы к качеству продукции, согласно которым одним из путей повышения качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество производимой продукции и оказываемых услуг.
Ключевым понятием серии стандартов ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации. Центральным документом стандарта считается ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» - предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.
Все остальные документы
рассматриваются как
Официально стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований и направлены на обеспечение системы определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства. Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Создание такой системы является для организации эффективным инструментом, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд – для демонстрации клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны.
Несмотря на добровольность стандартов большинство крупных компаний, включая транснациональные, сертифицированы в соответствии именно с ISO 14000, то есть получат свидетельство «третьей стороны» о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. В первую очередь это связано с тем, что такая сертификация является одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках.
В Российской Федерации экологическая сертификация носит добровольный характер. Нормативную основу составляют международные стандарты ISO 9000, ISO 14000, а также комплекс документов по сертификации.
Обязательной экологической сертификации в Российской Федерации подлежат:
При обязательной экологической сертификации подтверждение соответствия объекта сертификации осуществляется путем сопоставления показателей сертифицируемого объекта с показателями соответствующего нормативного документа (стандарта, регламента, норм и т.д.).
Экологический аудит - проверка и оценка состояния деятельности юридических и физических (предпринимателей) лиц по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.
Нормативно-правовые основы проведения и регулирования экологического аудита в настоящее время в России на федеральном уровне почти отсутствуют.
Для выявления содержания и места экологического аудита в механизме экологического права, необходимо выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится.