Экология и рациональное природопользование как одна из глобальных проблем человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

Экологическая проблема и проблема рационального природопользования на протяжении уже многих лет остаются глобальными проблемами человеческого общества. Эти проблемы остро обострились со второй половины XIX столетия по мере индустриализации нашей планеты. В последние 100 лет было уничтожено около четверти обрабатываемой земли, около двух третей лесов нашей планеты. Ежегодно с полей выносится огромное количество плодородного слоя, прибавляется число опустыненных земель, происходит уничтожение лесов на всей планете.

Содержание работы

Введение
3
1 Экологическая проблема как глобальная проблема современности
4
1.1 Экологический кризис, его основные направления
4
1.2 Экономика экологического кризиса, обеспечение экологической безопасности
6
2 Рациональное природопользование как основа экологической безопасности государства
12
2.1 Понятие об экологической безопасности
12
2.2 Основные принципы природопользования
13
2.3 Основы рационального природопользования
15
2.4 Кадастры природных ресурсов в РФ
17
3 Международное сотрудничество в области экологии
19
3.1 Основные принципы международного экологического сотрудничества
19
3.2 Участие России в международном экологическом сотрудничестве
Список литературы
21

24

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 36.50 Кб (Скачать файл)

1)  адекватное понимание  масштабности, сложности и глубины  этой проблемы;

2)  соответствующие этому  пониманию статус, правовое, законодательное,  финансовое, техническое, профессиональное  обеспечение экологических программ;

3)  реальная ответственность  всех природопользователей за  нарушение природоохранных законодательств,  за их опасные последствия;

4)  осуществление программ  фундаментальных исследований в  области изучения биосферы и  научного обеспечения природоохранной  деятельности;

5)  создание системы  специально охраняемого биосферного  фонда;

6)  налаживание системы  комплексного биосферного мониторинга,  включая систему биосферных катастроф,  службы эффективности контроля;

7)  проведение обязательной  независимой экологической экспертизы  проектируемых, стоящихся и действующих  объектов, являющихся источником  повышенной опасности;

8)  обеспечение глобальной  и национальной безопасности  через систему эффективности  природоохранного взаимодействия  всех государств мирового сообщества;

9)  всемирное развитие  биосферно-экологического и природоохранного  воспитания и образования, подготовка  профессиональных кадров в этой  сфере деятельности.

Реализация этого комплекса  мер, подкрепленная вложениями в  национальные и международные экологические  программы, поможет устранить опасность  экологической катастрофы, которая  остается реальной угрозой для всей планеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Рациональное природопользование  как основа экологической безопасности  государства

2.1 Понятие об экологической  безопасности

 

В конце XX века человечество осознало, что биосфера и ее составные  части имеют пределы саморегуляции, самовосстановления, выше которых они  могут деградировать необратимо. Вследствие этого дальнейшее устойчивое развитие человечества не может происходить  вне сохранения биосферы. Так появилось  понятие экологической безопасности.

Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных экологических интересов  человека, прежде всего, его прав на чистую, здоровую, благоприятную для  жизни окружающую природную среду.

Объектом экологической  безопасности являются геосоциоэкосистемы различного уровня: глобального, национального, регионального, местного, уровня отдельного хозяйства (предприятия), человека как  личности. Все они подвергаются так  называемым экологическим угрозам, под которыми следует понимать прогнозируемые последствия или потенциальные  сценарии развития событий катастрофического  характера, которые обусловлены  изменениями состояния окружающей среды и способны нанести вред жизненно важным интересам личности, общества, государства, мирового сообщества.

По отношению к конкретной геосоциоэкосистеме различают внешние  и внутренние угрозы. К внешним  экологическим угрозам для государства, можно отнести, например, возможность  трансграничного переноса вредных  веществ, глобального изменения  климата, разрушения озонового экрана, размещения токсичных и радиоактивных  отходов на территории отдельного государства. Внутренние угрозы обусловлены собственной  деятельностью государства, его  структур и хозяйствующих субъектов. Они проявляются в результате эксплуатации природных ресурсов, разворачивания производства без надлежащих природоохранных  устройств, испытания образцов оружия массового поражения и т.д.

Из всего сказанного становится понятным, что экологическая безопасность является составным компонентом  национальной безопасности государства. Стратегия обеспечения экологической  безопасности основывается на следующих  подходах:

·  оборонительном, он связан с укреплением экологической  безопасности путем снижения уровня уязвимости геосоциоэкосистем от внешних  воздействий;

·  адаптивном - обусловлен развитием механизмов усиления приспосабливаемости  геосоциоэкосистем;

·  кооперативном, при  котором развивается взаимовыгодное международное сотрудничество для  устранения (снижения) опасности воздействия  на ОПС.

 

2.2 Основные принципы природопользования

 

Областью взаимодействия производства и окружающей среды  является природопользование.

Различают экономический  и социоэкономический принципы природопользования.

Экономический принцип природопользования характерен для периодов развития общественного  производства, когда антропогенные  воздействия вызывали определенную реакцию природной среды и  не нарушали при этом динамического  равновесия в целом. Расширенное  воспроизводство тогда осуществлялось за счет природной среды, ее способности  к самоочищению от загрязнений, и  производственная деятельность ориентировалась  на получение максимальной экономической  прибыли при минимальных затратах.

Критериями эффективности  хозяйственной деятельности при  таком подходе к природопользованию обычно служат следующие:

- экономический - получение максимального экономического результата при минимальных затратах;

- эколого-экономический - получение максимальных экономических результатов при минимальных затратах и минимальном экономическом ущербе для природной среды.

Взаимоотношения общества и  природы складывались и складываются так, что все факторы экономического роста в комплексе используются обществом для развития производства.

Истощение природных ресурсов, которому в свое время не было уделено  должное внимание, полное исчезновение их как экономической и экологической  категории может привести и уже  приводит к необратимым экологическим  и экономическим последствиям.

Управление экологической  ситуацией в рамках экологизации экономики должно позволить научиться  оценивать экологическую обстановку и прогнозировать ее развитие; принимать  конкретные экологически грамотные  решения по улучшению среды обитания на различных уровнях; найти оптимальные  пути экологизации экономики путем  создания экологически безопасных технологий, а также условий сбалансированного  сосуществования человека и окружающей природной среды.

 

 

2.3 Основы рационального  природопользования

 

Для построения гармоничных  отношений природы и человечества ему необходимо предварительно решить три важнейшие задачи:

1.  формирование нового  типа социального и экономического  мышления, которое должно базироваться  на новых моральных критериях  общественного развития, исключающих  чисто утилитарный подход к  природе;

2.  обеспечение широкой  гласности и освещение социально-экологических  проблем, сопровождающих развитие  человеческой цивилизации; скрывая  от людей информацию об условиях  их существования, органы власти  не смогут рассчитывать на  общественность при необходимости  решения крупных вопросов;

3.  построение такого  хозяйственного механизма природопользования, который обеспечивал бы наиболее  полное согласование индивидуальных, коллективных и государственных  интересов в деле охраны окружающей  среды и рационального использования  природных ресурсов.

Рациональное природопользование (согласно Н.Ф. Реймерсу, 1990 г.) - это система  деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных  ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства  с учетом перспективных интересов  развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей. То есть, рациональное природопользование - высокоэффективное  хозяйствование, которое не приводит к резким изменениям природно-ресурсного потенциала и к глубоким переменам  в окружающей человека природной  среде, в частности сводит до минимума нарушение естественных круговоротов веществ.

Основные принципы рационального  природопользования:

1)  изучение (учет и  оценка, прогноз развития, обработка  системы управления и использования);

2)  охрана (обеспечение  качества, поддержание продуктивности (воспроизводство));

3)  освоение (эффективность,  комплексность и экономичность  добычи и переработки);

4)  преобразование (улучшение  и оптимизация, количественное  и качественное обогащение).

В современных условиях экономия сырья и топлива становится экономически гораздо предпочтительнее, нежели дальнейшее наращивание объемов их производства.

Современное человечество в  целом пока опирается на экстенсивный тип природопользования, при котором  рост производства осуществляется за счет возрастающих нагрузок на природные  комплексы, причем эта нагрузка растет заметно быстрее, чем увеличивается  масштаб производства. Общая нагрузка на природные системы, обусловленная  антропогенной деятельностью, стала  превышать их потенциал самовосстановления (самоочищения), что во многих случаях  затронуло природные системы  планетарного уровня и все важнейшие  экологические системы планеты: Мировой океан, атмосферу, почвы, речные системы, леса, животный мир. Все это  определяет необходимость перехода к экологически сбалансированному  природопользованию, когда общество контролирует все стороны своего развития с тем, чтобы совокупная антропогенная нагрузка на природную  среду не превышала самовосстановительного потенциала природных систем.

 

 

 

2.4 Кадастры природных  ресурсов в РФ

 

Тщательный учет имеющихся  природных ресурсов есть непременный  признак процветающего государства.

Свод экономических, экологических, организационных и технических  показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей, называется кадастром природного ресурса.

Единого кадастра природных  ресурсов не существует. Кадастры представлены по вилам природного ресурса. Через  определенное время (периодически) кадастры обновляются.

Земельный кадастр включает сведения о природном и хозяйственном  использовании земель, их состоянии, учет их количества и качества, данные регистрации землепользователей, рекомендации по эффективному использованию и  охране земель и т.д.

Водный кадастр - свод сведений о водах региона или бассейна, содержащий данные о реках, озерах, прудах, болотах, морях, ледниках, включающий также сведения о режиме, качестве и использовании вод и водопользователях. Он состоит из трех разделов:

1)  поверхностные воды;

2)  подземные воды;

3)  использование вод.

Лесной кадастр - свод данных о лесах, качественном составе, запасах  древесины и ежегодном ее приросте, степени вовлечения лесов в эксплуатацию.

Источником сведений для  составления и пополнения кадастров  служит сеть наблюдательных постов, режимных станций, а также специальные  экспедиции. В последнее время  встал вопрос о необходимости  учета размещения промышленных расходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнений  окружающей среды. Таким образом, речь идет о создании реестра (кадастра) отходов. При этом объектом регистрации  должны служить все опасные и  потенциально опасные вещества, как  производимые на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Международное сотрудничество  в области экологии

3.1 Основные принципы международного  экологического сотрудничества

 

Международное сотрудничество в области экологии регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы.

Важнейший вклад в становление  этих принципов внесли Стокгольмская  конференция ООН по проблемам  окружающей человека среды (1972 г.), Всемирная  хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной  Ассамблеей (1982 г.) и Международная  конференция ООН по окружающей среде  и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития основных экологических  принципов международного сотрудничества выделяют три этапа (периода):

1.  Стокгольмская конференция  ООН по окружающей среде (1972 г.) ознаменовала начало важнейшего  этапа в экологической политике  государств и международных сообществ.  По итогам конференции была  принята Декларация, в которой  определялись стратегические цели  и направления действия мирового  сообщества в области охраны  окружающей среды. Эта конференция  провозгласила 5 июня Всемирным  днем окружающей среды. На конференции  был образован постоянно действующий  орган ООН по окружающей среде  (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г.  Найроби (Кения). Программа ЮНЕП  предусматривает организацию и  планирование природоохранных действий  в пределах трех функциональных  направлений:

1)  оценка окружающей  среды - глобальная система наблюдений;

2)  управление окружающей  средой;

3)  вспомогательные меры (образование в области окружающей  среды и подготовка кадров).

Информация о работе Экология и рациональное природопользование как одна из глобальных проблем человечества