Экономически методы управления на прдприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка организационно-экономических методов управления предприятием, направленных на повышение устойчивости функционирования промышленного предприятия в современных условиях рыночной экономики.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи.
изучить теоретические основы формирования управления на предприятии
определить значение экономических методов управления на предприятии
провести анализ экономических методов управления на ОАО «Газпром»

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы формирования управления на предприятии
1.1. Сущность экономических методов управления
1.2 . Классификация экономических методов управления
1.3. Модели управлении организацией.
Глава 2. Модели и методы на примере различных компаний
2.1 Характеристика ОАО «АНК «Башнефть».
2.2 Оценка экономических методов управления производством
2.3. Пути совершенствования экономических методов управления.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

menj.docx

— 78.18 Кб (Скачать файл)

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным состоянием является реализация управленческих воздействий без значительных искажений нижестоящими звеньями управления.

  • Экономические методы управления представляют собой совокупность стоимостных инструментов воздействия на управляемый объект в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности организации с наименьшими затратами. Они включают:

• планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;

• материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;

• нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;

• контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени.

Руководитель предприятия может применять различные системы оплаты труда: сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня.

Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт.

В качестве примера проявления экономических методов управления персоналом можно привести следующее:

  • Субсидирование персонала. Многие компании имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.
  • Товары со скидкой. Большинство бизнесменов позволяют приобретать своим работником товары и услуги фирмы со скидкой.
  • Ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды или ссуды с низким процентом на различные потребительские цели.
  • Частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих работников.
  • Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования относится:

  • формирование подразделений ("команд") на основе психологического соответствия сотрудников;
  • комфортный психологический климат в коллективе;
  • формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;
  • минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);
  • разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;
  • рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования.

Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, "взрыв", метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет.

Рассмотрим некоторые из них:

1. Плацебо. На производстве плацебо - это  пример поведения авторитетного  лица, когда работникам с легкостью  демонстрируют какие-либо действия, превозмогая боль, чрезмерную усталость, страх высоты и т. п. Видя это, работники могут с такой же  легкостью повторить показанные  действия, не испытывая при этом  неприятных ощущений.

2. "Взрыв" - прием, известный как мгновенная  перестройка личности под влиянием  сильных эмоциональных переживаний. Она подробно описана в художественной  литературе. Применение "взрыва" требует создания специальной обстановки, в которой возникли бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью.

3. Метод  Сократа основан на стремлении  оградить собеседника от того, чтобы тот сказал "нет". Как  только собеседник скажет "нет", его очень трудно повернуть  в обратную сторону.

  • Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Например: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации работников, сокращение производственного травматизма и др.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. В кадровой работе необходимо знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение.

В настоящее время лучшие западные компании формирование корпоративной морали и культуры ставят в качестве первоочередной задачи.

Партнерство - важный компонент любой социальной группы, который заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека от другого. Таким образом, партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной культуры предприятия и социологических методов в работе с персоналом.

Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению.

           Общение – это специфическая  форма взаимодействия людей на  основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает  между различными людьми в  формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более  сложных формах общения нескольких  людей. Личностное общение имеет  место в простых формах взаимоотношений  руководителя с подчиненным, сотрудников  между собой, когда существуют  два субъекта коммуникаций. Вербальное, или словесное, общение возникает  в процессе устного или письменного  обмена информацией. Невербальное  общение имеет место, когда используются  другие знаковые формы передачи  информации, например жесты, мимика, звуки, поза. Управленческое общение  включает в себя три основных  этапа: выдача распорядительной  информации, получение обратной  информации, выдача оценочной информации.

Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.

Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Различают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфликты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по различным проблемам и др.

Знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.

 

1.3. Модели управления организацией.

Категория "модель управления" является одной из ключевых в науке и практике управления. Это обусловлено тем, что любой руководитель стоит перед самыми животрепещущими вопросами: как управлять вверенным объектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать, чтобы эффективно решать стоящие перед ним задачи.

Под "моделью управления" следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия её элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.

Классификация моделей управлений.

1. Виды  моделей управления организацией  в зависимости от степени ориентированности  на процессы:

1.1. Штатная (директивная) модель:

  • Структурные подразделения и сотрудники выполняют свои функции, определенные положениями о подразделениях и должностными инструкциями.
  • Управление работой осуществляется посредством директив, спускаемых вниз по иерархической организационной структуре управления.
  • Владельцы конкретных процессов либо не определены, либо управляют своими процессами методами влияния и убеждения. У них очень мало формальных полномочий по управлению процессом и эти полномочия в любом случае должны реализовываться через внутренние директивы линейного функционального руководства.

1.2. Проектная модель управления:

  • применяется в организациях, занятых целенаправленными изменениями своей системы управления;
  • реализуется путем создания специальных подразделений или рабочих групп, работающих в течение некоторого времени для решения определенной задачи или реализации определенного проекта;
  • руководитель проекта (процесса) наделяется необходимыми полномочиями и ресурсами, несет ответственность за бизнес-планирование, расходование выделенных средств и разработку концепции управления проектом - приоритеты, распределение задач и ответственность за их выполнение.

1.3. Матричная модель управления:

  • создается с помощью совмещения линейно-функциональной и проектной структур управления;
  • используется принцип двойного подчинения исполнителей: руководителю линейного (функционального) подразделения и владельцу процесса;
  • функциональный руководитель и менеджер процесса совместно имеют полномочия по принятию решений;
  • функциональный руководитель несет ответственность за выделение ресурсов и персонала своего подразделения при выполнении определенных работ, обеспечивающих процесс. Выделение этих ресурсов является одной из функциональных задач соответствующего подразделения;
  • менеджер процесса, получая ресурсы для своего процесса от соответствующих функциональных подразделений, несет ответственность за сроки, качество и эффективность выполнения проекта.

1.5. Сервисная модель управления:

  • менеджеры процесса наделяются необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения своего процесса;
  • менеджеры процесса могут обращаться в функциональные подразделения для получения соответствующих услуг и финансируя "места возникновения затрат процесса";
  • функциональные менеджеры должны оптимизировать работу своих функциональных подразделений в первую очередь по отношению к требованиям процесса;
  • в данной ситуации происходит наиболее сильное переосмысление функций управления.

Информация о работе Экономически методы управления на прдприятии