Экономические метода управления инновационной деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 06:56, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования заключается в разработке концепции и методов формирования национальной системы управления инновационной деятельностью в современной экономике России на основе использования принципов комплексного управления инновационными исследованиями и разработками.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем рассмотрения ряда логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему данной работы:
- исследование особенностей формирования и развития инновационной деятельности государства
- анализ современных способов управления инновационными процессами
- оценка эффективности инновационных процессов в российской экономике, определение приоритетов ее развития и обеспечение условий развития инновационной деятельности государства;
- использование государственных структур инновационного развития российской экономки для разработки технологий и программ эффективного управления ее инновационными процессами;
- определение рационального варианта стратегического развития инновационной деятельности государства и технологий управления инновационными процессами в российской экономике;

Содержание работы

. Введение
3
2. Понятийный аппарат
6
3. Подходы различных авторов к анализу и решению проблемы
9
4. Собственный подход к анализу и решению проблемы
14
5. Заключение
6. Список литературы
22

Файлы: 1 файл

Экономические методы управления инновационной деятельностью(финал).docx

— 77.03 Кб (Скачать файл)

 

Далее, мною был рассмотрен подход Кокурина Дмитрия Ивановича, Российского профессора, исследующего экономическую теорию, к анализу и решению заданной проблемы. В своей книге, под названием «Инновационная деятельность», он также рассматривает государственное финансирование, как регулятор инновационной деятельности.

«Перед российским государством стоит задача по созданию благоприятных условий для привлечения долгосрочных ресурсов в экономику, что непосредственно связано с деятельностью по формированию совокупности организационно-экономических отношений, складывающихся для изыскания и эффективного использования финансовых средств в инновационной сфере, т. е. для финансового обеспечения инновационных процессов.

В условиях отсутствия платежеспособного  спроса на передовые технологии и промышленные нововведения на внутреннем российском рынке государство вынуждено выступать спонсором и координатором размещения заказов на выполнение НИОКР и инновационных проектов. Для этого формируется система специализированных фондов, предоставляющих кредиты или безвозвратные субсидии предприятиям для целевого использования — финансирования НИОКР и инновационной деятельности.  В условиях неразвитости отечественного рынка инновационных услуг и наукоемкой продукции специализированные фонды приближают механизмы финансирования инновационной деятельности к рыночным условиям хозяйствования, а создание таких фондов по отраслям народного хозяйство позволяет децентрализировать принятие решений по вопросам финансирования инновационной деятельности.» стр.305

«Для повышения отдачи от денежных средств, выделяемых из госбюджета на поддержку инновационной сферы, рекомендуются и другие принципы вложения выделенных финансовых ресурсов, к которым относятся:

— принцип быстрой отдачи — денежные средства вкладываются в уже существующие инновационные проекты, находящиеся на стадии реализации, или в проекты, требующие незначительной доработки. При этом под отдачей следует понимать возврат инвестированных средств с приростом добавленной стоимости и прибылью либо эффект, не имеющий материального воплощения и лишь косвенно влияющий на эффективное развитие экономики;

— принцип распределения с временным лагом — инвестируется инновационный проект, впоследствии затрагивающий все сферы экономики. Такой подход наиболее актуален, когда имеющихся финансовых ресурсов недостаточно для полноценной поддержки всех инновационных программ федерального значения.» стр.309

 

Завершает данную часть курсовой работы методика Масленниковой Надежды Павловной, доктора экономических наук, что представлена в книге «Управление инновациями». В ней, в роли регулирования инновационной деятельности, выступают факторы мотивации.

«Факторы мотивации – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» стр. 221

Фактором  мотивации, относящийся к проблематике моей работы, является вознаграждение.

Вознаграждение, являющееся оперантным воздействием, имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К преимуществам  данного метода относятся

«1. Положительные  оперантные воздействия (обещание вознаграждения, ценного для данного работника); способность сделать то, что желает руководитель, формирует положительные первичные эмоции

2. Власть  усиливается созданием чувства  обязанности у подчиненного посредством  личного одолжения» стр. 224

К негативной же стороне, данного метода управления инновационной деятельностью Надежда  Павловна относит следующее:

«1. Трудность  определения того, что является для  данного работника вознаграждением.

  2. Трудность определения ценности  вознаграждения для работника

  3. Использование вознаграждения  в условиях ограниченных возможностей (ресурсов, финансов, наличие трудового  договора, профсоюзов, методик материального  стимулирования).» стр. 224

Собственный подход к анализу и  решению проблемы

Целевое финансирование ИД

Целевая политика государства  по инвестированию в инновационную  деятельность направлена на создание и дальнейшее финансирование федеральных  целевых программ. Федеральная целевая программа (ФЦП) — это сумма мероприятий, процедур и регламентов, через которые государство осуществляет научно-техническую политику, концентрируя государственные заказы на тех направлениях науки и технологии, которые признаны приоритетными.

Рассмотрим более подробно данный метод финансирования на примере  ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы». Цель данной программы - создать современную инфраструктуру для национальной нанотехнологической сети предприятий.

Задачи данной ФЦП:

    • оснащение специальным экспериментальным, диагностическим, метрологическим, научно-технологическим и производственным оборудованием, иными приборами и устройствами элементов национальной нанотехнологической сети, образовательных учреждений высшего профессионального образования, выполняющих работы в области нанотехнологий и наноматериалов;
    • создание и поддержка функционирования системы обмена информацией между организациями, входящими в состав национальной нанотехнологической сети, в целях повышения эффективности их деятельности, коммерциализации и популяризации знаний в области нанотехнологий и наноматериалов;
    • формирование системы методического обеспечения, регламентирующей безопасность создания и применения нанотехнологий и наноматериалов;
    • формирование системы методического обеспечения механизмов регулирования развития наноиндустрии, поддержки экспорта в целях стимулирования процессов коммерциализации нанотехнологий и вывода на внутренний и внешний рынки новой продукции наноиндустрии.

Источники финансирования данной федеральной  целевой программы:

Средства федерального бюджета  — 24527,15 млн. рублей, из них:

    • капитальные вложения (инвестиции) — 15168,74 млн. рублей;
    • субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» — 304,3 млн. рублей;
    • прочие нужды — 9054,11 млн. рублей;
    • средства из внебюджетных источников — 2788,4 млн. рублей.

 

Информация  взята с официального сайта ФЦП  «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы» - http://www.fcpnano.ru

Предметно-ориентированное финансирование ИД

Предметно-ориентированное  финансирование инновационной деятельности направляет государственные инвестиции, прямым или косвенным (венчурное  финансирование) путём, на вложение денежных средств в отдельно взятый инновационный  проект или в какую-либо область  инновационной деятельности.

Далее, на примере венчурного фонда «РОСНАНО», более подробно рассмотрен данный метод  финансирования. Деятельность данной организации направлена, в основном, на реализацию государственных интересов в области нанотехнологий, посредством коммерциализации перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Одной из многочисленных стратегий компании в реализации миссии и поставленных целей является инвестиционная деятельность. Стратегия компании в сфере инновационной деятельности заключается в проведении отбора, экспертизы и финансирования проектов и программ, соответствующих целям, принципам и организации управления инновационными проектами.

Для обеспечения постоянного развития нанотехнологий в России «РОСНАНО» стремится обеспечить стабильный источник финансирования проектов в области нанотехнолий. В связи с этим Компания предусматривает возврат средств, вложенных в каждый инвестиционный проект, для последующего инвестирования в проекты и развития наноиндустрии в России. Компания инвестирует в инновационные проекты, предполагающие высокую коммерческую эффективность и/или значительный социальный или общеэкономический эффект. Инвестиционная деятельность Компании фокусируется на финансировании начальной стадии коммерциализации, когда возможности привлечения частного капитала ограничены в силу высоких рисков, рыночной и технологической неопределенности.

 

Информация  взята с официального сайта государственного венчурного фонда «РОСНАНО» - http://www.rusnano.com

Проблемно-ориентированное финансирование ИД

Проблемно-ориентированное  финансирование инновационной деятельности подразумевает государственное  инвестирование в проблемные отрасли  экономики.

Примером  реализации данного метода финансирования может служить отечественная  компания «АвтоВАЗ». Сентябрь 2007 года – начало кризисного времени для компании. Государство, методом проблемно ориентированного финансирования, инвестирует свои денежные средства в компанию, для восстановления её функционирования. Также для решения данной проблемы, а в последующем и для инновационного развития предприятия, В.В. Путин призвал зарубежное предприятие «Renault» к помощи в частичном финансировании и в модернизации «ВАЗа», т.к. «Renault» ранее вкладывало свои акции в данное предприятие, и его закрытие могло бы завершиться для «Renault» потерей больших денежных средств.

Таким образом, данный метод управления послужил не только восстановлению «ВАЗа» на отечественном  рынке, но и модернизации его заводов, что, несомненно, привело к росту поддержки отечественного производителя, из чего можно сделать вывод, что проблемно-ориентированный метод финансирования может служить также и примером политики протекционизма – поддержки отечественного производителя.

 

Информация  взята из новостных выдержек, опубликованных на официальном сайте ежедневной деловой газеты РБК - http://www.rbcdaily.ru

Политика протекционизма

Политика  поддержки отечественного производителя  направлена на защиту внутреннего рынка  от иностранной конкуренции через  систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер.

Помимо приведенного выше примера политики протекционизма, я  рассмотрел данный метод управления также на примере фармацевтической промышленности России. В настоящий момент политике протекционизма уделяется всё меньше внимания в фармакологической промышленности: люди больше склоняются к лечению импортными препаратами, т.к. наслышаны о прелестях лечения за рубежом. В связи с этим Правительство Российской Федерации начало разрабатывать Стратегию развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Целью Стратегии является переход на инновационную модель развития фармацевтической промышленности Российской Федерации.

Задачи данной Стратегии:

    • Увеличение обеспеченности населения, учреждений системы здравоохранения  и Вооруженных Сил РФ жизненно необходимыми и важнейшими лекарственным  средствами отечественного производства, а также лекарственными средствами для лечения редких заболеваний.
    • Повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности путем гармонизации российских стандартов по разработке и производству лекарственных средств с международными требованиями.
    • Стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств и поддержка экспорта российских лекарств, в том числе за счет выработки дополнительных механизмов финансирования оригинальных разработок.
    • Защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и выравнивание условий доступа на рынок для отечественных и зарубежных производителей.
    • Осуществление технологического перевооружения российской фармацевтической отрасли.
    • Совершенствование системы подтверждения соответствия качества лекарственных средств, включая меры по устранению избыточных административных барьеров по регистрации отечественных лекарств и обеспечение надлежащего контроля за их качеством.
    • Совершенствование системы подготовки специалистов для фармацевтической промышленности, в том числе создание новых программ обучения в соответствии с международными стандартами.

Мероприятия, согласно которым  правительство планирует осуществлять данную Стратегию:

    • Стимулирование локализации на территории РФ высокотехнологичных производств лекарственных препаратов.
    • Стимулирование организации производства высокотехнологичных химических и биотехнологических субстанций на территории Российской Федерации.
    • Стимулирование разработки и производства аналогов импортируемых инновационных лекарственных средств.
    • Разработка новых и модификация существующих образовательных программ и программ повышения квалификация для обеспечения фармацевтической промышленности кадрами нового типа.
    • Обеспечение лекарственной безопасности Российской Федерации.

Информация взята с  официального сайта Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года - http://www.pharma2020.ru

Кредитование

Кредитование, как метод управления инновационной  деятельностью, подразумевает собой  применение заёмных средств, для  осуществления инновационной деятельности. Главным фигурирующим лицом в данном методе управления являются юридические организации, такие как банки, выдающие кредиты на осуществление какой-либо деятельности, в том числе и инновационной. Посредством залога и поручителя, любое физическое или юридическое лицо вправе взять кредит на осуществление инновационной деятельности.

Отличительной чертой банковского кредитования, как  источника финансирования, является простота в самом процессе заёма денежных средств. К примеру для получения гранта необходима запатентованная идея, сложность в привлечении стратегического партнера заключается в процессе его вовлечения в совместное занятие инновационной деятельности (необходимы всевозможные договоры с известными компаниями, доказывающие то, что продукт реализуется на рынке), с венчурными фондами похожая ситуация. Но, как и везде, в банковском кредитовании есть и свой минус – риски остаться ни с чем, в случае, если инновационный продукт не реализуется на рынке.

Как пример банковского  финансирования инновационной деятельности можно привести создание рабочей  группы по развитию финансирования инновационных  проектов. Ассоциация региональных банков России (Ассоциация «Россия») создала рабочую группу по развитию финансирования инновационных проектов. Целью рабочей группы является сбор и подготовка предложений по совершенствованию законодательной и нормативной базы, а также разработка специальных программ для повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых в «Сколково». Создание рабочей группы стало одним из результатов работы круглого стола «Роль российских и зарубежных банков и инвесторов в реализации проекта инновационного центра «Сколково», который состоялся 18 января 2011 года в Государственной думе. В фокусе рабочей группы будут находиться следующие вопросы: применение налоговых и иных льгот для компаний, занимающихся инновационными разработками; применение налоговых и иных льгот к кредиторам и инвесторам, финансирующим инновационные проекты; разработка программ развития и стимулирования кредитования инновационных проектов с привлечением институтов развития; разработка механизмов снижения рисков кредитования и инвестирования в инновационные проекты; развитие механизмов рефинансирования, секьюритизации кредитов малому и среднему, в том числе инновационному бизнесу; совершенствование законодательства об авторских и смежных правах; совершенствование залогового законодательства в части облегчения возможности залога авторских прав на разработки и изобретения; совершенствование законодательства о лизинге; другие области, развитие которых может стимулировать развитие инвестиций в инновационные проекты.

Информация о работе Экономические метода управления инновационной деятельностью