Экономические методы управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 04:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить методы управления предприятием.
Обозначенная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития экономики нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.
1. Сущность управления предприятием.
2. Коммерческий и внутрифирменный расчет.
3. Ценовая политика.
4. Обеспечение конкурентоспособности.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ С ФУНКЦИЯМИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
1. Взаимодействие экономических методов управления с функциями менеджмента.
2. Пути совершенствования реализации экономических методов управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовик по менеджменту.docx

— 47.67 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

“САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ” В Г. МУРМАНСКЕ

ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Допустить к защите

Научный руководитель ________________

“___” ___________ 2010 г.

 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине Основы менеджмента

На тему «Экономические методы управления предприятием»

Студента 3 курса специальности 

менеджмент  организаций

Научный руководитель 
 
 
 

Мурманск  – 2010

Содержание

   ВВЕДЕНИЕ

  1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.
    1. Сущность управления предприятием.
    2. Коммерческий и внутрифирменный расчет.
    3. Ценовая политика.
    4. Обеспечение конкурентоспособности.
  2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ С ФУНКЦИЯМИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
    1. Взаимодействие экономических методов управления с функциями менеджмента.
    2. Пути совершенствования реализации экономических методов управления. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ.

    В связи с переходом отечественной  экономики к рыночным отношениям, изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономических механизмов менеджмента в ведущих фирмах западных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиям хозяйствования.

    Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, состоит из:

    1. Целей предприятия и его структурных  образований (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний)

    2.     Конкретных задач подразделений,  направленных на достижение их  целей и целей предприятия  в целом.

    3.     Политики предприятия по важнейшим  направлениям деятельности, таким как:

  • обеспечение эффективности (рентабельности) производства;
  • развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;
  • финансирование хозяйственной деятельности и использование финансовых (в том числе кредитных) ресурсов;
  • развитие и внедрение передовых технологий и инноваций в производство;
  • кадровую политику (политику использования и развития персонала, а также форм и методов его мотивации к производительному труду);
  • политику ценообразования.

    4. Оптимального (рационального) сочетания  централизованных и децентрализованных методов управления промышленным предприятием, его производственными отделениями и другими структурными образованиями.

    Цель  данной курсовой работы – на основании литературных источников изучить методы управления предприятием.

    Обозначенная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития экономики нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.

    Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо эффективно использовать экономические методы анализа рыночной среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СУЩНОСТЬ  И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.
 
    1. Сущность управления предприятием.

    Ключевым  элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой прибыли от осуществления этой деятельности.

    Основными экономическими методами (моделями) в  менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются:

    1)   коммерческий расчет;

    2)   внутрифирменный расчет;

    3)  ценовая политика и механизмы  ценообразования;

    4)  механизмы и методы повышения  качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом1.

    Экономические методы управления в менеджменте - это  совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

    Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.

    В системе методов управления выделяют:

    • Административный метод;
    • Экономический метод;
    • Социально-психологический метод.2

    Под экономическими методами управления понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы. Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Коммерческий  и внутрифирменный расчет

    Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности, в  области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения  капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий  и структуры капитала и др. 3

    Коммерческий  расчет объединяет в себе функции  управления и экономические методы, направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности и предприятия в целом.

    Конечной  целью коммерческого расчета  является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами экономических механизмов, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются:

    1) глобальная политика и инструменты  ее реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли,

    2) организация условий устойчивого  финансирования (с учетом кредитования) производственной деятельности  и развития предприятия.                            

    Существуют  различные способы и формы  использования моделей (экономических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.

    Конкретные  механизмы (модели) коммерческого расчета  для обеспечения эффективного управления функционированием и развитием промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость их рассмотрения при централизованном управлении.

    Необходимость разработки специфических методов  и инструментов взаимодействия и  расчета между подразделениями  предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма  оптимизации издержек и повышения  производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной  самостоятельности. Характер отношений  между подразделениями предприятия  в рамках внутрифирменного расчета  во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового положения.

    Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам. Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показателям рентабельности, прибыли и доле рынка. Вес расчеты ведутся через центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании, то есть их прибыли учитываются и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия.

    В результате в рамках коммерческого  расчета возникла и развилась  такая форма взаимоотношений  внутри фирмы, которую можно назвать  внутрифирменным расчетом.

    Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).

    Правовые  отношения внутри предприятия определяют ответственность за количество и качество поставляемой продукции, и сроки поставок. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия  (корпорации).

Информация о работе Экономические методы управления предприятием