Экономические методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является уточнение сущности особенностей экономических методов управления.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть сущность экономических методов управления в системе методов менеджмента;
- проанализировать основные экономические методы управления.

Файлы: 1 файл

Менеджмент Контрольная работа.docx

— 40.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические методы управления

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономические методы управления предприятием - это совокупность различных средств и функций, которые помогают осуществлять конкретное влияние на внутренние переменные организации. Наличие целей, задач, структуры, технологий и людей – это и есть внутренние переменные. Они помогают создавать благоприятные экономические условия, которые и обеспечивают эффективное функционирование и развитие рыночной экономики.

Экономические методы управления предприятием имеют в своем составе инструменты, которые занимаются управлением деятельностью предприятия. С помощью данных инструментов повышается производительность и эффективность выпуска продукции в условиях непрерывной адаптации деятельности организации, а также в условиях изменения рынка и поведения его участников.

Для того, чтобы предприятие беспрерывно функционировало, необходимо определить требования и сформировать качественные изменения в деятельности организации, учитывая объективные факторы окружающей среды.

Целью работы является уточнение сущности особенностей экономических методов управления.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть сущность экономических методов управления в системе методов менеджмента;

- проанализировать основные экономические методы управления.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности у экономических методов управления. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение,  две главы, заключение, список использованной литературы.

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

Основная задача, стоящая перед любой организацией – получение прибыли. Эффективность управления напрямую зависит от того, какие методы менеджмента применяются в работе. Невозможно добиться высоких результатов, если не структурировать работе. Оптимально организовать деятельность позволяют грамотно использованные методы менеджмента1.

Каким образом классифицируют методы менеджмента?

1. Организационно-правовые  методы менеджмента позволяют  определить основные границы  деятельности: организационно-правовую  форму структуру организации  фирмы, направление деятельности  и условия функционирования, права  и ответственность сотрудников  и т.д.

2. Административные  методы менеджмента, позволяют организовать  деятельность организации, основываясь  на подчинении работников и  выполнении ими указаний. Данные  методы поощряют исполнительность, но не приветствуют инициативность, снижая эффективность, поскольку  не учитывают и не используют  все возможности.

3. Экономические методы позволяют активировать деятельность менеджмента, поскольку базируются на материальной заинтересованности сотрудников. Данные методы в совокупности с административными повышают эффективность организации. В результате снижения издержек приводит к дополнительной прибыли, из которой сотрудникам выплачиваются премии.

4. Социально-экономические  методы менеджмента, эффективность  которых заключена в удовлетворении  потребностей более высокого  порядка, нежели материальные. Стоит  отметить, что эти методы могут  не оказывать влияния на людей, занятых интеллектуальным трудом.

5. Социально-психологические  методы призваны создавать благоприятный  психологический микроклимат в  коллективе и между руководителем  и подчиненными; при этом они  предоставляют возможности работникам  развиваться и реализовываться, приводя к их удовлетворенности  и повышая эффективность их  работы в целом2.

Итак, методами управления называется совокупность средств и способов, при помощи которых управляющий субъект воздействует на объект управления, чтобы достичь определенных целей. Через них основное содержание так называемой управленческой деятельности благополучно реализуется. Метод управления в принципе характеризует завершенный акт воздействия на любой объект управления. Бывают социально-психологические, экономические, организационные методы управления.

Управляя предприятием, конкретный субъект обычно применяет не один, а сразу несколько методов, то есть их сочетания. Все они находятся в динамическом постоянном равновесии и органично дополняют друг друга. Экономические методы управления или организационные - не имеет значения, все они направлены на людей, которые осуществляют разные виды трудовой деятельности.

Экономические методы управления - есть не что иное, как способы воздействия на все имущественные интересы конкретных людей, а также их объединений. Их положение в системе существующих методов приоритетное. Кроме того, экономические методы управления предприятием в условиях рыночной экономики являются базовыми способами, при помощи которых можно повлиять на поведение людей, активизировать их труд и повысить в общем деловую активность тех или иных предприятий3.

Их основой являются экономические законы, которые стопроцентно объективны, а также еще и принципы вознаграждения за любой труд, имеющие свои особенности на каждом предприятии. Социально-экономические методы управления должны использовать экономические стимулы, чтобы привести к активизации деятельности всех работников в требуемом направлении и одновременно с этим поспособствовать увеличению экономического потенциала коллектива, фирмы или предприятия в целом4.

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

Планирование в менеджменте является одной из важных и основных функций. В широком смысле этого понятия «планирование в менеджменте» подразумевается деятельность, которая направлена на определение конкретных задач и целей для организации (предприятия), а так же распределение или перераспределение необходимых ресурсов для выполнения и реализации поставленных при планировании задач.

Существует еще более узкое и специфическое понятие такого термина – составление необходимых документов, которые должны разъяснить, как правильно скоординировать действия персонала, сочетании процессов производства направленных на эффективную организацию производства5.

По срокам планирование в менеджменте может подразделяться на:

- Долгосрочное  планирование, которое охватывает  срок не менее пяти лет, суть  и смысл данного вида планирования  сводится к разработке целевых  программ на перспективу, его  еще называют иногда стратегическим  планированием;

- Средне срочное планирование предусматривает разработку планов на сроки от одного года до пяти лет, его еще называют тактическое планирование в менеджменте;

- Краткосрочное  планирование в менеджменте подразумевает  разработку планов на сроки  менее года, как правило, такие  оперативные планы могут включать  мероприятия даже на один на  день6.

При этом обязательно при планировании на разные сроки все планы с меньшим сроком планирования должны включать в себя отдельные этапы или части мероприятий, которые описаны в планировании на один уровень выше. Единственное что все планы от более крупных (долгосрочных) до краткосрочных должны раскрывать больше подробностей и деталей по каждому мероприятию.

Теперь что касается разновидности планов составляемых при планировании.

Во-первых, существуют «планы-цели», их используют, как правило, в условиях неопределенности на длительные сроки планирования.

Так же существуют планы, предусматривающие выполнение повторяющихся и традиционных мероприятий. Такие планы предусматривают стандартные расписания, но могут быть расширены пунктами на случай форс-мажорных обстоятельств. Для неповторяющихся и не стандартных мероприятий составляются специальные специфические планы. Их содержание и структура всецело зависит от сложившейся ситуации7.

Планирование в менеджменте так же имеет и несколько принципов.

Во-первых, в данном мероприятии участвует как можно большее число сотрудников, что позволяет качественно охватить все сферы деятельности и заметно повысить тем самым эффективность работы.

Следующим принципом служит непрерывность планирования. То есть планы должны постоянно корректироваться и дополнятся и тем самым, отодвигая срок реализации нововведений на будущее, что позволит скоординировать действия подразделений и ясно увидеть направление развития предприятия.

Исходя из предыдущего принципа непрерывности рождается следующий – гибкость. Реализация такого принципа позволяет проводить корректировку планов согласно сложившейся в данный момент обстановке и ситуации.

Далее планы должны быть экономичными, то есть затраты на их составление не должны быть больше чем получаемым за счет этого выгоды и доходы.

Ну и последним принципом планирования является подкрепление любого плана необходимыми материальными и финансовыми средствами оборудованием и персоналом.

Кроме этого для планирования в менеджменте используются два основных метода. Первый это бюджетный метод планирования – представляет собой представление материалов табличным способом, он способен отразить все поступления и распределения (перераспределения) ресурсов по структурным подразделениям и сферам деятельности организации. И второй способ это балансовый – он представляет собой согласование всех расходов и поступлений за определенный период времени (отчетный). Составляется данное планирование на основе баланса который представляет собой табличный документ, отражающий все источники доходов и расходов, их размеры и стоимость8.

Итак, выше мы привели основные понятия и основы планирования на предприятии используемого в менеджменте. Используя их можно построить процесс планирования грамотно и эффективно. Кстати, по мнению многих экспертов в области менеджмента планирование позволяет осуществлять и контроль за процессами, а контроль как функция менеджмента это одна из ключевых позиций успешного бизнеса и производства.

От чего зависит мотивация персонала? Сегодня принято считать, что она зависит именно от того, какие методы стимулирования труда используют руководители. Способы эти могут иметь материальный или нематериальный характер.

Вообще же отметим, что система мотивации имеет свою структуру.

Она состоит из:

- косвенной материальной  мотивации;

- прямой материальной  мотивации;

- нематериальной  мотивации9.

Прямая материальная мотивация связана с денежным вознаграждением работника. Стимулирование труда осуществляется посредством премиальных, а также базового оклада. Под базовым окладом понимается та часть зарплаты, которая является постоянной. Премия же является чем-то более абстрактным. Как правило, она выдается за работу без нарушений существующих правил, соблюдение трудового распорядка, выполнение (или перевыполнение плана), инициативу и так далее. Стимулирование труда за счет оклада строится на том, что человек в большинстве случаев готов самозабвенно и усердно работать за ту сумму, которую считает высокой. Низкий оклад отрицательным образом сказывается на мотивации сотрудников10.

Стимулирование труда при помощи премии происходит несколько иначе. Дело в том, что сотрудник должен понимать то, что в любой момент может ее лишиться. Плохая работа приводит к тому, что карман пуст, а хорошая к тому, что он полон. Да, деньги – это превосходный мотиватор.

Косвенная мотивация – это та, которая основывается на предоставлении так называемого соцпакета. Также его называют компенсационным. Что это такое? Это совокупность льгот и компенсаций. Речь идет об оплате больничных счетов, предоставлении отпусков, пенсионных отчислениях и так далее. Некоторые организации осуществляют стимулирование труда при помощи оплаты проезда к месту работы, бесплатных обедов и так далее11.

В данном случае все может быть устроено так, что работник будет исправно выполнять все возложенные на него функции даже за небольшую оплату. Почему? Причины в том, что человек быстро привыкает ко всему хорошему. Он может трудиться за гроши, понимая, что скоро ему будет предоставлена бесплатная путевка в санаторий, его детям будут вручены подарки на Новый год и так далее12.

Контроль как функция управления имеет два направления: контроль, применяемый для корректировки отклонений от плана или самого плана, и контроль, применяемый для оценки полученного результата. Контроль обеспечивает достижение организацией поставленных целей и способствует нормальному функционированию предприятия. Контроль как функция управления применяется для предупреждения кризисных ситуаций, при общей неопределённости и динамичности среды, для поддержания успеха (позволяет сопоставить результаты и плановые показатели).

По своевременности осуществления контроль может быть стратегическим, оперативным и заключительным. Стратегический контроль включает в себя определённые процедуры, правила, тактику и политику. Его основное применение относится к финансовым, материальным и трудовым ресурсам. Оперативный контроль реализуется в процессе работы, обычно это контроль подчинённого начальником. Заключительный контроль применяется по факту окончания работы и результатам труда.

Информация о работе Экономические методы управления