Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:53, курсовая работа
Цель: изучение темы "Экономический выбор: альтернативные издержки, кривая производственных возможностей" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, анализ понятий «альтернативная стоимость» и «кривая производственных возможностей».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР
1.1 Характеристика потребностей общества……………………………………6
1.2 Теория экономического выбора……………………………………………...9
II. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОНОМИКИ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
2.1 Производственные возможности экономики и их границы……………...15
2.2 Альтернативные издержки производства…………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Представленная работа посвящена теме "Экономический выбор: альтернативные издержки, кривая производственных возможностей". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Если бы ограниченность ресурсов была абсолютной, то выбор был бы невозможен. Если бы ограниченность ресурсов отсутствовала, то выбор был бы не нужным. Выбор становится необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов.
Проблема выбора бесконечна. «Выбор» значит, что мы не ограниченны каким-то одним решением, а имеем некоторое множество решений, из которых нам и следует сделать выбор. [18; 79]
«Выбор происходит между экономическими (наилучшее соотношение результата и затрат) вариантами использования ресурсов. Ведь каждый ресурс может быть использован для удовлетворения различных потребностей. Разной может быть и технология его использования. Найти наилучший (оптимальный) вариант применения ресурсов из всех возможных – в этом смысл выбора как экономической проблемы» - пишет Ивашковский С. Н. в своей книге «Экономика: микро- и макроанализ»
Возникает вопрос, – что же считать оптимальным выбором? В самом общем виде мы уже знаем ответ: оптимальным будет тот вариант, который обеспечивает максимум результата при минимуме затрат (что бы не выступало результатом и затратой).
Выбирая то или иное решение, каждый из названных экономических субъектов предварительно должен решить множество вопросов. Покупатель должен как-то ранжировать свои потребности, выделить первоочередные, соизмерить свои предполагаемые расходы с ожидаемыми доходами. Продавец решает не менее сложные вопросы: что именно произвести, в каком количестве и с каким качеством, какую применить технологию, рассчитать величину предполагаемой прибыли и ее соотношение с затратами. Есть о чем задуматься и правительству. [4; 93]
Зная, в чем сущность экономической организации производства, мы можем утверждать, что экономический выбор происходит только тогда, когда учитывается соотношение затрат и результатов. Именно, исходя из этого соотношения, экономический субъект осуществляет главный выбор – между текущим и будущим потреблением (расходами и сбережением).
Экономический аспект проблемы выбора, заключается в выяснении: какой вариант использования ограниченных ресурсов обеспечит максимум доходности?
Экономической
науке удалось разработать
Форма же графика показывает своеобразную «цену», одной товарной группы, выраженную в альтернативном количестве благ другой товарной группы. Научное понимание феномена цены связанно с понятием альтернативной стоимости (альтернативных издержек).
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Экономический выбор: альтернативные издержки, кривая производственных возможностей" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Экономический выбор: альтернативные издержки, кривая производственных возможностей" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Исходя из вышесказанного, в работе определен научный аппарат.
Объект: условия экономического выбора.
Предмет: экономический выбор: альтернативные издержки, кривая производственных возможностей.
Цель: изучение темы "Экономический выбор: альтернативные издержки, кривая производственных возможностей" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, анализ понятий «альтернативная стоимость» и «кривая производственных возможностей».
Задачи:
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы в деятельности педагогов ВУЗов, в общеобразовательном процессе экономических колледжей, в системе повышения квалификации педагогов экономических дисциплин.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы (22 источника).
1.1 Характеристика потребностей общества
Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности и называется потребностью. Потребности – это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и экономических наук.
Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так А. Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Геммана, отмечал: «Потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др.»
В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первичными потребностями подразумевается потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребности, главным образом, связанны с духовной, интеллектуальной деятельностью человека – потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п.
С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности. Они вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях – цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом. [9; 153]
Эти потребности удовлетворяются
в процессе хозяйственной деятельности
предприятий и отраслей, которые
связаны между собой как
Удовлетворение потребностей
путем так называемого пассивно
Единство общественных потребностей (в том числе и личных), характеризующееся внутренними взаимосвязями, называется система потребностей. К. Маркс писал: «…различные потребности внутренне связанны между собой в одну естественную систему…»
Различают системы
потребностей общества и населения.
Каждая из них характеризуется
Любая личная потребность
имеет общественный характер, поэтому
личные потребности по-другому
Существенность системы
Существуют множество методов
и факторов формирования
Некоторые виды потребностей в каком-либо обществе формируются годами. Они передаются из поколения в поколение и укореняются в подсознании членов общества. На это влияет множество факторов, в том числе и общественное устройство, какие-то природные ресурсы, идеология.
Стоимость любого товара на рынке зависит от нашей потребности в этом товаре. Потому что предложение зависит от спроса, а спрос - это одна из граней потребностей населения. [6; 164]
Деятельность - это способ существования общества. Каждый из нас подчиняется закону потребностей. Деятельность человека, как и активность живого существа, предметна, т. е. и активность и деятельность направлены на овладение предметом потребности.
Вывод: прежде всего, еще раз отметим, что существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения. То чего мы достигли в любой области, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов, в конечном счете является следствием из простого желания или чувства нехватки, или сдвигами внутреннего химизма. Любая же личная потребность имеет общественный характер, поэтому личные потребности по-другому называются потребности населения.
Параллельно лежит закон возрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше, чем он достиг. [17; 52]
Между потребностями людей и возможностями для их удовлетворения существует неизбежная обратная связь: если потребности людей безграничны, то возможности для их удовлетворения весьма ограниченны. Отсюда перед людьми постоянно встает проблема выбора. Даже в повседневной жизни мы на каждом шагу решаем задачки типа "что лучше": съесть любимое мороженое или купить интересную книгу? В экономике эта проблема проявляется в необходимости выбора между альтернативами1: какие товары следует производить, а от каких придётся отказаться. Ибо ограниченность ресурсов означает и ограниченность производства. [10; 32]
Ограниченность ресурсов и производственных возможностей общества вынуждают делать выбор и в области ресурсов, и в сфере создания благ и услуг в экономике. В любой момент времени при условии ограниченности ресурсов экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг, так как производственные возможности общества ограничены.
Выбор всегда персонален, это определено биологически. Люди не могут «сливаться» в процессе выбора в некое единое существо. Никакой социальный организм не имеет центра принятия решений, находящегося «вне» индивидов. Логика коллективной организации может быть сведена к логике индивидуального расчета. Однако различают три типа выбора: индивидуальный, двухсторонний и коллективный (рис.1).
Рис.1 Классификация видов выбора
Индивидуальный выбор имеет место, когда человек сам принимает решения и сам их реализует, не взаимодействуя при этом с другими людьми.
Наиболее распространен второй тип выбора – двухсторонний, - когда требуется согласование предпочтений двух индивидов. [13; 42]
Коллективный выбор имеет место, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе группы. Индивид всегда преследует свой «интерес», хотя, конечно, каждый понимает его по-разному.
Но нет никаких
оснований полагать, что индивид,
действуя в составе коллектива, руководствуется
исключительно общественным долгом,
ставя перед собой