Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:15, контрольная работа
Ни для кого из связанных с профессиональной медициной лиц - как врачей, так и организаторов оказания медицинской помощи - не секрет, что на протяжении последнего десятилетия правовой подход к медицинской услуге и юридическому регулированию её оказания существенным образом изменился. Причиной такого изменения является переход оказания существенной части медицинской помощи на возмездную основу и, как следствие этого, приобретение конкретным объёмом медицинской помощи черт и свойств медицинской услуги и преобразование статуса пациента в статус потребителя с соответствующим увеличением объёма его прав и полномочий.
Министерство образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
Филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-
экономический университет» в г. Твери
Кафедра экономики и менеджмента в туризме,
гостиничном хозяйстве и здравоохранении
контрольная работа
по дисциплине:
«Экономика организаций здравоохранения»
Выполнил: Дмитриева А.Н.
студент _2_ курса _20-З_ группы
специальность: 0802000 «Менеджмент (здравоохранение)»
№ зачетной книжки: 2166-з
Подпись:______________________
Руководитель: Беденко Н.Н., профессор
Оценка: ____________________
Дата: ____________________
Подпись: ____________________
Рег. № ______________________
Тверь 2013
Вариант 6.
Вопрос 1. Потребитель услуг здравоохранения как объект и субъект экономических отношений. Экономическое значение здоровья работоспособного населения
Ни для кого из связанных с профессиональной медициной лиц - как врачей, так и организаторов оказания медицинской помощи - не секрет, что на протяжении последнего десятилетия правовой подход к медицинской услуге и юридическому регулированию её оказания существенным образом изменился. Причиной такого изменения является переход оказания существенной части медицинской помощи на возмездную основу и, как следствие этого, приобретение конкретным объёмом медицинской помощи черт и свойств медицинской услуги и преобразование статуса пациента в статус потребителя с соответствующим увеличением объёма его прав и полномочий.
Для возникновения новых
- предпринимательских и
Темой настоящего обзора не является подробное описание прав и преимуществ потребителей услуг вообще и медицинских услуг в частности, поскольку число их столь велико и реализуются эти права так часто, что уже неоднократно являлись предметом отдельных исследований. Целью является моделирование юридически значимого поведения субъекта оказания медицинских услуг при оказании таких услуг на возмездной основе и в конфликтной ситуации, с учётом тех прав и преимуществ, которые даёт законодательство в сфере защиты прав потребителей получателю медицинской услуги, и тех дополнительных обязанностей, которые этим законодательством возлагаются на лицо, медицинские услуги оказывающее.
Говоря кратко, позицию законодателя по вопросу объёма прав потребителя при его вступлении в отношения по поводу приобретения медицинской услуги (то есть при обращении гражданина в лечебное учреждение, к частнопрактикующему врачу, в медицинский центр, клинику, фирму и т.п.) можно обозначить следующим тезисом - «Потребитель всегда прав», что, сообразуясь со спецификой оказываемых медицинских услуг, можно перефразировать как «Пациент всегда прав».
Прав у пациента-потребителя, действительно, немало.
Во-первых, существенный
объём прав предоставлен пациенту как
лицу, получающему медицинскую
Так, ст. 30 Основ устанавливает права пациента на:
Настоящий объём прав,
предоставленный Основами пациенту,
трудно назвать ущемляющим его интересы,
поскольку права эти логичны, продуманы законодателем
и проверены практикой и вытекают из существа
правоотношений по поводу охраны здоровья
(соблюдение прав пациента на практике
- тема отдельного исследования и не является
предметом анализа в данном обзоре).
Пациент, как потребитель медицинской услуги.
Однако если медицинская
помощь оказывается пациенту на возмездной
(платной) основе, пациент, помимо указанных
и гарантированных Основами прав,
приобретает ещё и обширный перечень
прав, гарантированных законодательст
Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон), потребителем услуги (в том числе медицинской) является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услугу для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В сфере обращения медицинских услуг каждый гражданин, приобретающий услуги, является потребителем, поскольку ясно, что медицинская услуга может приобретаться и приобретается только и исключительно для личных нужд гражданина.
Как потребитель медицинской услуги пациент обладает следующими правами:
2. На информацию об исполнителе услуги и самой услуге (ст. 8-10 Закона), при этом пациент вправе не обладать специальными познаниями о свойствах и характеристиках услуг;
3 .На соблюдение исполнителем услуги сроков оказания медицинских услуг, в том числе на своевременность медицинских услуг, исходя из их специфики (ст. 27 Закона);
4. На соблюдение качества оказываемых услуг при соразмерности предпринятых в условиях обоснованного риска усилий тяжести патологического процесса (заболевания), а также на отсутствие недостатков оказанных медицинских услуг (Закон отдельно регулирует вопросы, связанные со сроками и порядком обнаружения недостатков оказанных услуг, что особенно актуально в тех случаях, когда пациент, одновременно с оказанием ему медицинской услуги, приобретает ещё и определённую работу медицинского характера (например, при оказании ему ортопедических услуг в стоматологии)) (ст. 4 Закона);
5. На информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги (ст. 36 Закона);
6. На выбор и использование санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, а именно - безвозмездного устранения недостатков, соразмерного уменьшения цены за услугу, возмещение понесённых расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, расторжения договора и полного возмещения убытков.
Следует подчеркнуть, что особенность
правового регулирования
Одной из особенностей споров и конфликтов между пациентом-потребителем и субъектом оказания медицинских услуг является установленный Законом претензионный порядок урегулирования спора. Иными словами, пациент-потребитель, полагающий, что при оказании ему медицинской услуги нарушены его права и законные интересы, может обратиться к ЛПУ, медицинской клинике, фирме, центру и т. п., оказавшему ему услугу, с претензией, где может изложить основания претензии и пути выхода из конфликтной ситуации (возмещение ему затрат, оказание ему бесплатных услуг и т.д.); однако отсутствие претензии, несоблюдение претензионного порядка и направление искового заявления непосредственно в федеральный суд не является препятствием для рассмотрения спора по существу сразу в судебном порядке.
Практика показывает, что подавляющее
большинство недовольных
Такая подготовка обязательно должна включать в себя тщательный профессиональный (медицинский) и правовой анализ существа оказанной услуги, возникших правоотношений конфликтующих сторон, выработку правовой позиции дальнейшего поведения, и, конечно, ответ на главный вопрос - удовлетворять ли претензию пациента или нет.
Наряду с действительно
На данном этапе самая главная задача для медицинской организации - дать понять такому «пациенту-экстремисту», что претензии его являются необоснованными, не находящимися в сфере правового регулирования и не подлежащими удовлетворению. Следует отметить, что делать это необходимо в исключительно письменной форме, со ссылками на нормы права, существующую медицинскую практику и с подробным аргументированным обоснованием своей позиции, требуя от пациента только письменного (!) обоснования его претензий и запросов. Объясняется это тем, что подобная конфликтная переписка, в конечном счёте, готовится не для конфликтующих сторон, а для судебных органов, которым, при переходе конфликта в фазу судебного разбирательства, необходимо будет оценивать правоту каждой из сторон, основываясь на её аргументации.
Важным является и такой вопрос:
нередко в описываемой