Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 21:27, доклад
Управление доходной деятельностью на туристском рынке имеет в виду движение туристского продукта от исходного производителя до потребителя. Эта проблема неоднозначна и имеет разные уровни приложения.
Из-за разобщенности производителя туристских услуг и потребителя на рынке движущими силами последовательно выступают такие организации и предприятия: гостиницы, рестораны, транспорт (поставщики услуг); системы бронирования и резервирования, глобальные компьютерные сети; туроператоры; турагенты; потребители (туристы).
Управление доходной деятельностью на туристском рынке имеет в виду движение туристского продукта от исходного производителя до потребителя. Эта проблема неоднозначна и имеет разные уровни приложения.
Из-за разобщенности производителя туристских услуг и потребителя на рынке движущими силами последовательно выступают такие организации и предприятия: гостиницы, рестораны, транспорт (поставщики услуг); системы бронирования и резервирования, глобальные компьютерные сети; туроператоры; турагенты; потребители (туристы).
В этой связи можно выделить несколько секторов менеджмента на туристском рынке:
1. Производственный менеджмент - производители туристских услуг (гостиницы, рестораны, транспорт, экскурсионное бюро).
2. Корпоративный менеджмент – союзы производителей, корпораций, ассоциаций.
3. Менеджмент туроперейтинга – туроператоры.
4. Менеджмент реализации – агентская сеть.
5. Социологический менеджмент – рынок потребителей.
Каждый сектор менеджмента на туристском рынке имеет свои особенности и требует интенсификации и прогрессивной технологии управления.
Комплексный подход к организации туристского обслуживания предусматривает четыре уровня менеджмента:
- государственный,
- отраслевой,
- производственный,
- оперативный
При этом следует учитывать факторы, оказывающие влияние на стратегии управления. Эти факторы могут быть как внешними (социальные, политические условия и др.), так и внутренними (государственная политика в туризме, возможности туристского привлечения и услуг).
Государственный уровень менеджмента в туризме включает в себя политику государственного регулирования развития отрасли.
Развитием и деятельности туризма в России руководит специальный орган: Комитет по физической культуре, спорту и туризму при Правительстве Российской Федерации. Комитет имеет в своем составе девять подразделений: Управление программ и координации развития туризма, Экономическое управление, Управление международного сотрудничества, Управление кадров, науки и образования, Управление совершенствования организации туристского обслуживания, Правовое управление, Финансовое управление. Управление делами, Рекламно-издательский отдел.
Целью работы Комитета является координация развития отрасли в соответствии с государственной политикой, а также подготовка основных руководящих документов по развитию туризма в РФ.
Задачами государственной политики в сфере туризма являются:
- предоставление гражданам
России возможности заниматься
туризмом при соблюдении
- обеспечение социальной
необходимости в туристском
- выделение приоритетных
направлений развития туризма, исходя
из потребностей различных
- постоянное повышение
качества обслуживания
- внедрение программных
принципов комплексного
- создание благоприятных
экономико-правовых условий
В целях совершенствования работы отрасли и повышения социальной и экономической эффективности необходимо широкое развитие научно-исследовательских изысканий по различным проблемам туризма. Основными из них являются:
- разработка Генеральной схемы управления туристской отрасли;
- разработка научно-
- определение стоимости
туристских ресурсов и
- исследование
- разработка соответствующей
нормативной базы, создающей режим
благоприятствования для
Рассматривая государственный уровень управления туристской отраслью, представляется благоприятным законодательное введение льготного налогообложения для развивающихся национальных туристских организаций и предприятий (особенно в сфере активного туризма), а также беспроцентного кредитования таких предприятий. Опыт такой государственной политики в туристской сфере мы можем видеть на примере многих зарубежных стран: Швейцарии, Греции, Франции и др.
Сущность и функции менеджмента
Экономический прогресс передовых стран мира обусловлен во многом эффективностью менеджмента – управления. Умение управлять, руководить людьми, занятыми в сфере производства, туризма, торговли и сбыта, зависит от многих факторов. Но главный фактор, определяющий на две трети успех дела, - это человеческий фактор.
Корни предпринимательства и менеджмента кроются в экономических отношениях собственности, которые возникают между людьми в процессе присвоения ими средств и результатов труда. Данный процесс в туристско-экскурсионной организации реализуется через осуществление следующих функций.
Первая функция – предпринимательская. Реализуя ее, собственник создает предприятие; принимает основополагающие решение о главных направлениях своей деятельности, путях использования производственного и научно-технического потенциала, рыночной стратегии и т. д.
Вторая функция – производственная. Она связана с практической реализацией предпринимательский решений, изготовлением туристского продукта и оказанием услуг.
Третьей функцией является управленческая (менеджмент). Она состоит из организации процесса производства и сбыта туристского продукта и услуг, найма работников и повседневного руководства ими.
Четвертая функция – присвоение результатов производства: получение, распределение и использование прибыли.
Собственник может быть одним лицом или коллективом.
Экскурсионный менеджмент – это система управления деятельностью туристско-экскурсионной организации в условиях рынка. Направленность деятельности туристско-экскурсионной организации определяется характером туризма: международная или внутренняя, активная (прием и обслуживание) или пассивная (отправка туристов на обслуживание в другие туристско-экскурсионные организации).
С учетом потребительского спроса и дифференциации обслуживания создаются различные виды туристского продукта (туристско-экскурсионных услуг). Они предоставляются или непосредственно туристским предприятием, или любым другим (посредником). Туристско-экскурсионной услугой является и экскурсия.
Разработка туристского продукта, в т. ч. и экскурсионного, - сложный многоступенчатый процесс, требующий комплексного системного анализа. Он осуществляется при выполнении ряда условий:
-) важно иметь представление
о предполагаемом субъекте
-) определить вид, форму и элементы продукта, периодичность его предоставления
-) определить потребительские
качества продукта, реальные затраты
на разработку и реализацию
его, а также экономическую
Процесс разработки и внедрения в практику туристского продукта включает 4 этапа: исследование спроса, разработка м эксперимент, обучение кадров для предоставления новой услуги и технологической проработки процесса обслуживания, организация рекламы и сбыта новой продукта.
Сбыт туристского продукта – это комплекс мер, предпринимаемых туроператором для обеспечения прохождения продукта от производителя к потребителю. Туроператор разрабатывает туристский продукт (организует экскурсии, предоставляет услуги транспорта, питания, музеев и т. д ) и реализует его через собственную организации. Или через посредников (турагентов); организует мероприятия по продвижению своего продукта (изучает рынки сбыта, устанавливает прогноз по реализации турпродукта).
Деятельность по сбыту включает: выбор каналов сбыта, посредников, разработку предложений, передачу готовых предложений посредникам, реализацию продукта, стимулирование продажи, анализ и контроль за ее ходом.
Турагент реализует продукт туроператора, но может и самостоятельно создавать и реализовывать турпродукт, т. е. Быть в данном случае туроператором.
Продвижение туристского продукта на рынок включает различные тактические и стратегические средства, имеющие цель укрепления на рынке позиций туристской организации. Различают: непосредственное продвижение продукта (продавец – покупатель); косвенное, включающее материальные затраты (разработка рекламно-информационного материала, применение скидок посредникам).
Качество туристского продукта во многом зависит от менеджмента туристско-экскурсионной организации. Управление – процесс взаимосвязанных действий (планирование, организация, координация, мотивация, контроль). Динамизм сегодняшнего дня добавил менеджменту две новые функции – инновационную и маркетинговую.
Функция планирования реализуется в процессе определения целей организации и путей их достижения, анализа ситуации, выработки планов, программ.
Организационная функция связана с созданием туристско-экскурсионной организации.
Координационная функция направляет работу людей в необходимое русло.
Чтобы процесс активизировать, необходимо задействовать еще одну функцию менеджмента – стимулирующую. В ее рамках с помощью системы поощрения и наказания работники ориентируются на наиболее эффективное решение стоящих перед ними задач.
Тщательная проверка итогов работы, выявление различного вида опасностей, успехов и неудач происходит с помощью контрольной функции менеджмента.
Инновационная функция менеджмента связана с освоением и внедрением в производство новейших достижений в области техники и технологии методов организации труда и управления людьми. Ее выделение в качестве самостоятельной обусловлено необходимостью резкого повышения темпов и качества обновления всех сторон деятельности туристско-экскурсионной организации.
Маркетинговая функция охватывает практически все сферы деятельности туристско-экскурсионной организации в той мере, в какой они влияют на реализацию товаров, исследование, разработку, производство, сбыт, предоставление услуг.