Экспертные методы исследования систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:33, реферат

Описание работы

Развитие системного анализа неразрывно связано с такими понятиями, как «мозговая атака», «сценарии», «дерево целей», морфологические методы и т.п. Перечисленные термины характеризуют тот или иной подход к активизации выявления и обобщению мнений опытных специалистов-экспертов.

Файлы: 1 файл

Реферат Экспертные методы ИСУ.docx

— 30.06 Кб (Скачать файл)

Для повышения результативности опросов и активизации экспертов  иногда сочетают процедуру «Дельфи» с элементами деловой игры: эксперту предлагается проводить самооценку, ставя себя на место конструктора, которому реально поручено выполнять проект, или на место работника аппарата управления, руководителя соответствующего уровня системы организационного управления и т.д.

Идея метода дерева целей  впервые была предложена У. Черменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности.

Термин «дерево» подразумевает  использование иерархической структуры, полученной путем разделения обшей  цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями  нижележащих уровней или, начиная  с некоторого уровня, — функциями. Как правило, термин «дерево целей» используется для иерархических  структур, имеющих отношения строго древовидного порядка, но сам метод  иногда применяется и в случае «слабых» иерархий. Поэтому в последнее  время все большее распространение  получает предложенный В.М. Глушковым  термин «прогнозный граф», который  может представляться и в виде древовидной иерархической структуры, и в форме структуры со «слабыми»  связями.

При использовании метода «дерево целей» в качестве средства принятия решений часто вводят термин «дерево решений». При применении «дерева» для выявления и уточнения  функций управления говорят о  «дереве целей и функций». При  структуризации тематики научно-исследовательской  организации удобнее пользоваться термином «дерево проблемы», а при  разработке прогнозов — термином «дерево направлений развития (или  прогнозирования развития)» или  упомянутым выше термином «прогнозный  граф».

Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая  на протяжении какого-то периода времени  мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся  системе. Для достижения этого при  построении вариантов структуры  следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.

Термином «морфология» в  биологии и языкознании определяется учение о внутренней структуре исследуемых  систем (организмов, языков) или сама внутренняя структура этих систем. Идея морфологического опроса мышления восходит к Аристотелю и Платону, к известной средневековой модели механизации мышления Р. Луллия. Однако в систематизированном виде методы морфологического анализа сложных проблем были разработаны швейцарским астрономом Ф. Цвикки, и долгое время морфологический подход к исследованию и проектированию сложных систем был известен под названием метода Цвикки.

Основная идея морфологического подхода  —  систематически находить наибольшее число, а в пределе  — все возможные варианты решения  поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных  элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными  способами и рассматриваться  в различных аспектах.

Отправными точками морфологического исследования Ф. Цвикки считает:

* равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования;

* ликвидацию всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области;

*максимально точную формулировку поставленной проблемы.

Кроме этих общих положений, Цвикки предложил ряд отдельных способов (методов) морфологического моделирования: метод систематического покрытия поля (МСПП), метод отрицания и конструирования (МОК), метод морфологического ящика (ММЯ), метод экстремальных ситуаций (МЭС); метод сопоставления совершенного с дефектным (МССД), метод обобщения (МО). Наибольшую известность получили три первых метода.

МСПП предполагает, что  существует некоторое число так  называемых «опорных пунктов» знания в любой исследуемой области. Этими пунктами могут быть теоретические  положения, эмпирические факты, открытые законы, в соответствии с которыми протекают различные процессы, и  т.д. Исходя из ограниченного числа опорных пунктов знания и достаточного числа принципов мышления, морфологическим методом покрытия поля ищут все возможные решения поставленной проблемы.

Наиболее эффективными методами овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления, являются деловые игры.  Деловые игры —  метод имитации выработан для  принятия управленческих решений в  различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей  или человека и компьютера. Деловые  игры позволяют с помощью моделирования  и имитации процессов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное расширение управленческих навыков.

Деловые игры выступают как  средства анализа систем управления и подготовки специалистов.

Разработку деловой игры необходимо начинать с четкой формулировки ее назначения. После этого можно  приступать к формированию схемы  игры и основных ее правил. В выбранной  схеме функционирования надо предельно  точно отразить опыт работы реальных систем, обратив особое внимание на структуру системы, целевые функции  подсистем и системы в целом, на выбор управляющих воздействий  и т.д. Одна из основных сложностей построения модели исследуемой ситуации заключается  в том, что стремление к наиболее полному отражению исследуемой  ситуации может привести к излишней детализации модели, которая в  свою очередь повлечет за собой усложнение информационного обеспечения построенной  модели. В результате этого увеличивается  время, затрачиваемое на игру, затрудняется понимание происходящих процессов. Все это приводит к тому, что  эффективность проведения игры снижается. Лучший способ избежать такого рода опасности  заключается в том, чтобы постоянно  помнить о конкретной цели проектируемой  игры. Но при этом следует учитывать, что ситуации, анализируемые в  игре, не должны быть упрошены до такой  степени, что необходимое решение  можно было бы найти непосредственно  без глубокого анализа протекающих  процессов, так как в этом случае результаты, полученные при анализе хозяйственной деятельности, будут носить поверхностный характер.

Формирование правил игры должно включать в себя описание методов оценки степени достижения целей игры. Если деловая игра моделирует системы, в которых цели могут формироваться только качественно, либо при количественном выражении трудно указать в явном виде связь степени достижения цели с истинными возможностями подсистем, то при построении игры особое внимание следует уделить разработке методов степени оценки достижения цели.

Опыт разработки и проведения деловых игр показывает, что деловую  игру целесообразно представить  как описание некоторой последовательности разделов. Как правило, описание игры включает девять разделов:

1.Общая характеристика

2.Описание ситуации

3.Цель игры

4.Задача центра

5.Задача участников игры

6.Формальная модель

7. Анализ формальной модели

8. Руководство для участников игры

9.Результаты проведения игры

Раздел 6 включается в описание игры, если формализация модели позволяет  лучше понять суть игры, или если в дальнейшем предполагается провести анализ формальной модели.

Раздел 7 может отсутствовать, если известными математическими средствами провести анализ модели или невозможно или слишком громоздко.

Может отсутствовать и  раздел 9, если нет опыта проведения деловой игры.

Каждая деловая игра состоит  из нескольких партий. Одна партия большинства  деловых игр состоит из трех этапов.

I этап — сбор информации, т.е. сообщение элементами в  вышестоящий орган (центр) запрашиваемой  информации;

II этап — обработка  полученной информации и выработка  соответствующих решений; 

III этап — реализация  полученных решений, подсчет значений  целевых функций. 

Количество партий, как  правило, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда количество партий фиксировано.

По завершении игры проводится подведение итогов, анализ игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. "Семь нот менеджмента", Настольная книга для руководителя, 5-е издание переработанное и дополненное, Москва 2002, ЗАО "Журнал Эксперт", ООО "Издательство ЭКСМО"
  2. Экономика: учебник/Под ред. д-ра экон наук, проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2006. – 831с
  3. Михалёва Е.П. Менеджмент: М.: «Юрайт», 2005
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://www.cfin.ru/management/strategy/classic/management

Информация о работе Экспертные методы исследования систем управления