Этапы развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:36, реферат

Описание работы

Управление в условиях рынка назвали менеджментом. Отличительными особенностями менеджмента являются: он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд и мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации и банки являют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру, а значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Файлы: 1 файл

Etapy_Razvitia_Menedzhmenta.docx

— 34.24 Кб (Скачать файл)

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления. 

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе можно рассмотреть три основные тенденции:

  • возврат к прошлому , т.е. осознание значения материальной, технической базы современного производства;
  • создание социальных поведенческих элементов. Это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
  • усиление международного характера управления, переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

По мнению М.Мескона, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего лишь три принципиально различных инструмента воздействия на людей:

    1. Иерархия – это организация, где главное средство воздействия отношения является  власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
    2. Культура - признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
    3. Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие  школы управления;М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования.

I. Школа научного управления:

1. Использование научного  анализа для определения лучших  способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше  всего подходящих для выполнения  задач, и их обучение.

3. Обеспечение работников  ресурсами, требуемыми для эффективного  выполнения их задач.

4. Систематическое и правильное  использование материального стимулирования  для повышения производительности.

5. Отделение планирования  и обдумывания от самой работы.

II. Классическая школа  управления.

1. Развитие принципов  управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход  к управлению всей организации.

III. Школа человеческих  отношений и школа поведенческих  наук.

1. Применение приемов  управления межличностными отношениями  для повышения степени удовлетворенности  и производительности.

2. Применение наук о  человеческом поведении к управлению  и формированию организации таким  образом, чтобы каждый работник  мог быть полностью использован  в соответствии с его потенциалом.

IV. Школа науки управления.

1. Углубление понимания  сложных управленческих проблем  благодаря разработке и применению  моделей.

2. Развитие количественных  методов в помощь руководителям,  принимающим решения в сложных  ситуациях.



В число основных направлений  развития можно отнести такие  подходы как:

  • научного направления;
  • с точки зрения человеческих отношений;
  • с точки зрения науки о поведении;
  • с точки зрения количественных методов;
  • административный;
  • ситуационный.
  • к управлению как к процессу;
  • системный,

Мы провели сравнительный  анализ старой и современной организации  управления.

Старая организация

Современная организация

Малое количество крупных  организаций, отсутствие гигант-ских организаций.

Большое количество чрезвы-чайномощных, крупных органи-заций, как коммерческих, так и некоммерческих.

Относительно небольшое  количество руководителей высшего  звена, практическое отсутствие руководителей  среднего звена.

Большое количество руково-дителей высшего звена, небольшое количество руководителей сред-него звена.

Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности.

Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.

Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву  рождения или путем захвата силой.

Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву  компетентности с соблюдением законности и порядка.

Малое количество людей, способных  принимать важные для организации  решения.

Большое количество людей, способных  принимать важные для организации  решения.

Упор на приказ и интуицию.

Упор на коллективную работу и рациональность.



 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление предприятием заключается  в умении  управлять ресурсами.  Система прогнозирования и планирования и методы принятия решений в области  менеджмента, понимание принципов  и технологий финансового управления деятельностью предприятия является необходимым условием развития бизнеса.

Анализ финансово-экономических  результатов российских организаций  в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано  с отсутствием профессионализма руководителей и системного подхода  в управлении финансовой деятельностью. Большинство предприятий России ориентируется на выживание средством  продажи ликвидных основных фондов, поиска краткосрочных источников финансирования, диверсификации производства, однако отсутствие системности приводит их к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся  финансовых ресурсов.

Специфичность системы управления бизнесом на отечественных предприятиях связана, с тем, что, действуя в искусственной  среде,  система управления оказалась  вне эволюционной логики развития, типичной для всех развитых стран. Для  того чтобы успешно осуществлять «догоняющее развитие», наши руководители должны понимать, что изменений требует  следующее:

1. позиция, с которой принимаются основные решения в сфере управления, чтобы перестать действовать для исполнения указаний любой ценой, а начать действовать для достижения лучшего экономического успеха;

2. отношение к проблеме оптимизации - требование оптимизации должно буквально пронизывать всю систему управления. Для этого нужно создать необходимую информационную базу (управленческий учет), использоватьбюджеты, обсуждать соответствующие результаты, оценивать деятельность -Только тогда изменения будут желаемыми и принесут реальный результат;

3Необходима новая культура, для поддержания  тех глубоких преобразований, которые нужно будет совершить.

Важнейшей стратегической задачей  общества является длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий. От нее во многом зависит место России в мировом  сообществе. Все это приобретает  чрезвычайно важное значение в условиях стихийного формирования рынка и внесет в этот процесс элемент сознательности

Можно вспомнить  слова Тейлора: “ Искусство научного управления это эволюция, а не изобретение”. Однако и эволюция предполагает сознательный отбор, поэтому мы можем добавить к высказыванию Тейлора следующее: “ ...искусство научного управления это эволюция и отбор оптимальных  форм и методов менеджмента, отражающего  в себе важнейшие специфические  особенности национального менталитета”.

Менеджмент развивался на протяжении многих веков, прежде чем превратился  в самостоятельную отрасль знания, науку. Школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа  науки управления (количественная школа),все эти школы оказали значительное влияние на формирование менеджмента  - а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2007. – 704 с.
  2. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 2011. – С.12.
  3. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 222 с.
  4. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 2011. Т. 1. – С.92.
  5. В. Анташов, Г.Уварова Основы менеджмента. 2009 г.
  6. Н. И. Кабушкин. Основы менеджмента. Учебное пособие. Новое издание 2010 г.

 


Информация о работе Этапы развития менеджмента