Седьмой этап относится к 80-м гг., которые
ознаменовались появлением новых подвидов
в управлений, неожиданным для многих
открытием "организационной структуры"
как мощного механизма управления.
Восьмой этап развития менеджмента относится
к 90-м гг. На этом этапе можно рассмотреть
три основные тенденции:
- возврат к прошлому , т.е. осознание значения материальной, технической базы современного производства;
- создание социальных поведенческих элементов. Это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
- усиление международного характера управления, переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.
По мнению М.Мескона, за всю
историю эволюции систем управления человечество
выработало всего лишь три принципиально
различных инструмента воздействия на
людей:
- Иерархия – это организация, где главное средство воздействия отношения является власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
- Культура - признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
- Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
На каждом этапе развития
менеджмента формировались соответствующие
школы управления;М.Мескон выделяет
четыре такие школы, в которых показаны
методы и принципы их формирования.
I. Школа научного управления: |
1. Использование научного
анализа для определения лучших
способов выполнения задачи.
2. Отбор работников, лучше
всего подходящих для выполнения
задач, и их обучение.
3. Обеспечение работников
ресурсами, требуемыми для эффективного
выполнения их задач.
4. Систематическое и правильное
использование материального стимулирования
для повышения производительности.
5. Отделение планирования
и обдумывания от самой работы. |
II. Классическая школа
управления. |
1. Развитие принципов
управления.
2. Описание функций управления.
3. Систематизированный подход
к управлению всей организации. |
III. Школа человеческих
отношений и школа поведенческих
наук. |
1. Применение приемов
управления межличностными отношениями
для повышения степени удовлетворенности
и производительности.
2. Применение наук о
человеческом поведении к управлению
и формированию организации таким
образом, чтобы каждый работник
мог быть полностью использован
в соответствии с его потенциалом. |
IV. Школа науки управления. |
1. Углубление понимания
сложных управленческих проблем
благодаря разработке и применению
моделей.
2. Развитие количественных
методов в помощь руководителям,
принимающим решения в сложных
ситуациях. |
|
В число основных направлений
развития можно отнести такие
подходы как:
- научного направления;
- с точки зрения человеческих отношений;
- с точки зрения науки о поведении;
- с точки зрения количественных методов;
- административный;
- ситуационный.
- к управлению как к процессу;
- системный,
Мы провели сравнительный
анализ старой и современной организации
управления.
Старая организация |
Современная организация |
Малое количество крупных
организаций, отсутствие гигант-ских организаций. |
Большое количество чрезвы-чайномощных,
крупных органи-заций, как коммерческих,
так и некоммерческих. |
Относительно небольшое
количество руководителей высшего
звена, практическое отсутствие руководителей
среднего звена. |
Большое количество руково-дителей
высшего звена, небольшое количество руководителей
сред-него звена. |
Управленческая работа зачастую
не выделялась и не отделялась от неуправленческой
деятельности. |
Четко очерчены управленческие
группы, управленческая работа воспринимается
и отделяется от неуправленческой деятельности. |
Занятие руководящих постов
в организации чаще всего по праву
рождения или путем захвата силой. |
Занятие руководящих постов
в организации чаще всего по праву
компетентности с соблюдением законности
и порядка. |
Малое количество людей, способных
принимать важные для организации
решения. |
Большое количество людей, способных
принимать важные для организации
решения. |
Упор на приказ и интуицию. |
Упор на коллективную работу
и рациональность. |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление предприятием заключается
в умении управлять ресурсами.
Система прогнозирования и планирования
и методы принятия решений в области
менеджмента, понимание принципов
и технологий финансового управления
деятельностью предприятия является
необходимым условием развития бизнеса.
Анализ финансово-экономических
результатов российских организаций
в современных условиях показывает,
что ухудшение их положения связано
с отсутствием профессионализма
руководителей и системного подхода
в управлении финансовой деятельностью.
Большинство предприятий России
ориентируется на выживание средством
продажи ликвидных основных фондов,
поиска краткосрочных источников финансирования,
диверсификации производства, однако
отсутствие системности приводит их
к нулевой результативности используемых
методов и распылению имеющихся
финансовых ресурсов.
Специфичность системы управления
бизнесом на отечественных предприятиях
связана, с тем, что, действуя в искусственной
среде, система управления оказалась
вне эволюционной логики развития,
типичной для всех развитых стран. Для
того чтобы успешно осуществлять
«догоняющее развитие», наши руководители
должны понимать, что изменений требует
следующее:
1. позиция, с которой принимаются основные
решения в сфере управления, чтобы перестать
действовать для исполнения указаний
любой ценой, а начать действовать для
достижения лучшего экономического успеха;
2. отношение к проблеме оптимизации - требование
оптимизации должно буквально пронизывать
всю систему управления. Для этого нужно
создать необходимую информационную базу
(управленческий учет), использоватьбюджеты,
обсуждать соответствующие результаты,
оценивать деятельность -Только тогда
изменения будут желаемыми и принесут
реальный результат;
3Необходима новая культура, для поддержания
тех глубоких преобразований, которые
нужно будет совершить.
Важнейшей стратегической задачей
общества является длительный подход
к формированию российского менеджмента,
учитывающего особенности русского
менталитета, разнообразие и широту
российских условий. От нее во многом
зависит место России в мировом
сообществе. Все это приобретает
чрезвычайно важное значение в условиях
стихийного формирования рынка и внесет
в этот процесс элемент сознательности
Можно вспомнить слова Тейлора:
“ Искусство научного управления
это эволюция, а не изобретение”.
Однако и эволюция предполагает сознательный
отбор, поэтому мы можем добавить
к высказыванию Тейлора следующее:
“ ...искусство научного управления
это эволюция и отбор оптимальных
форм и методов менеджмента, отражающего
в себе важнейшие специфические
особенности национального менталитета”.
Менеджмент развивался на протяжении
многих веков, прежде чем превратился
в самостоятельную отрасль знания,
науку. Школа научного управления, классическая
(административная) школа, школа психологии
и человеческих отношений, школа
науки управления (количественная школа),все
эти школы оказали значительное влияние
на формирование менеджмента - а также
выдающиеся представители этих школ, такие
как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2007. – 704 с.
- Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 2011. – С.12.
- Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 222 с.
- Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 2011. Т. 1. – С.92.
- В. Анташов, Г.Уварова Основы менеджмента. 2009 г.
- Н. И. Кабушкин. Основы менеджмента. Учебное пособие. Новое издание 2010 г.