Этапы развития методологии стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:07, контрольная работа

Описание работы

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Менеджмент - это эффективное управление, критерии оценки которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Подходы стратегического менеджмента………………………………….4
2. Стратегическое и оперативное управление………………………………7
3. Этапы становления стратегического менеджмента…………………….12
4. Школы стратегического менеджмента…………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………...17
Библиографический список…………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Этапы развития методологии стратегического менеджмента.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Стратегические и оперативные  решения различаются с точки  зрения интересов отдельных лиц  или групп, участвующих в управлении, т.е. стейкхолдеров. Стратегические решения  подчинены корпоративным целям, в то время как оперативное управление может ориентироваться на локальные, частные цели, например отдела или группы.

Риск при принятии стратегических решений несоизмеримо выше по сравнению  с возможными потерями от неправильных оперативных решений, что объясняется как масштабами решений, так и различным уровнем неопределенности и сложности среды.

Следует также различать  стратегическое и долгосрочное управление. Долгосрочное управление основывается на предположении, что современные  тенденции развития окружающей деловой среды можно экстраполировать и на будущее. В этом случае представляется несложным определить основные параметры долгосрочного плана, прежде всего, выполнить бюджетирование и рассчитать другие, базирующиеся на бюджете, разделы долгосрочного плана.

Сформированный таким  образом долгосрочный план можно  разбить на более короткие промежутки времени. Долгосрочное управление эффективно в условиях стабильности организационной  окружающей среды, однако в настоящее  время организаций, действующих  в таких условиях, не так уж и много.

Поэтому в современной  ситуации, когда организационная  среда отличается высокой сложностью и динамизмом, более приемлема  философия стратегического менеджмента, которая основана на предположении  о невозможности с достаточной  степенью достоверности предсказать долгосрочные тенденции развития.

Поэтому стратегический менеджмент сосредотачивает внимание на методах формирования долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях неопределенности и сложности среды. Более конкретные отличия стратегического управления и долгосрочного планирования выражаются в целях, задачах, методологии, оценке ресурсов организации. Так, в частности, целью долгосрочного планирования является расчет результатов деятельности и потребности в ресурсах на длительный период, при этом ставится задача оптимизации расхода ресурсов на применении детерминированных математических моделей различной степени сложности и компьютерных программ.

Целью же стратегического  менеджмента является достижение долговременного  конкурентного преимущества на основе использования сильных сторон компании, компенсации слабостей, учета преимуществ и угроз, порождаемых внешней средой организации. В случае долгосрочного планирования главным критерием эффективности управления является рентабельность, прибыльность. Именно этого, чаще всего, требуют от совета директоров акционеры.

Стратегический менеджмент ставит во главу угла повышение адаптационной  способности компании, задачу повышения  ее устойчивости по отношению к меняющимся воздействиям внешней среды. В качестве важнейшего фактора успеха стратегический менеджмент рассматривает человеческие ресурсы организации и использование скрытых резервов организационной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Этапы становления стратегического менеджмента

 

Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:

I этап - Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти. XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менеджмента. Так, например, диаграммы Г. Гантта (полосовые диаграммы) и в паши дни являются одним из самых распространенных методов планирования.

Основная посылка бюджетирования и контроля - представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся.

Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее время более точно определена область их успешного применения - это гак называемые «жесткие» проблемы, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимого количества ресурсов; применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками.

Позже, в 70-е годы, в  методологии менеджмента широкое распространение получил взгляд, согласно которому «жесткие» проблемы не исчерпывают все проблемное поле менеджмента и должны быть дополнены «мягкими» проблемами, которые характеризуются неустранимыми (по крайней мере, без использования специальных процедур) неопределенностями в исходных параметрах ситуаций, рассматриваемых как управленческие задачи.

II этап - Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее. Этот подход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.

III этап - Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1960-х - начала 1970-х годов. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов.

Нестабильность среды  при этом рассматривается как  решающий фактор планирования. Такое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, благоприятные возможности, предоставляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических факторов окружения.

IV этап - Стратегический менеджмент. Как самостоятельная дисциплина он появляется в середине 1970-х годов. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации.

Однако этот подход не сводится к восприятию окружения  как фактора, ограничивающего процесс  организационного планирования, но предполагает установление ясно определенных целей  и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избежания угроз.

 

 

 

4 Школы стратегического менеджмента

 

Как и во всякой научной  дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, приведенные выше, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты.

Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического  управления - школами стратегического менеджмента. В литературе последних лет наиболее обстоятельный анализ школ стратегического менеджмента представлен в работе Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997). Авторы выделяют десять научных школ, называя их в следующей последовательности (табл. 1).

Таблица 1 - Школа стратегического менеджмента

Название школы

Процесс формирования стратегии

1

дизайна

осмысление

2

планирования

формальный

3

позиционирования

аналитический

4

предпринимательства

предвидение

5

когнитивная

ментальный

6

обучения

развивающийся

7

власти

ведения переговоров

8

организационной культуры

коллективный процесс

9

внешней среды

реактивный

10

конфигурации

трансформации


 

Эти школы, в свою очередь, подразделяются на три группы. Первые три школы имеют предписывающий характер - их приверженцы описывают, как должны формироваться стратегии. Так, представители первой школы, доминировавшей в 1960-е годы (а две последующие возникли на ее основе), рассматривают стратегию как процесс неформального дизайна, т.е. конструирования, проектирования, моделирования. Вторая школа, расцвет которой пришелся на 1970-е годы, рассматривала стратегию как относительно независимый процесс формального планирования. Сторонники третьей школы, заявившей о себе в 1980-е, сосредоточились не на планировании стратегии, а на ее содержании. Наименование «школы позиционирования» она получила потому, что ее последователи в качестве важнейшей задачи рассматривали принципы выбора стратегии в соответствии с позиционированием фирмы на рынке.

Следующие шесть школ рассматривают специфические аспекты  процесса формулирования стратегии. Их последователи делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегий. Стремясь связать стратегию с  реальным поведением фирмы, они пытались рассматривать стратегию как результат предвидения будущего, озарения, разрешающего менеджеру принять риск.

Таким образом, стратегия  снизывалась с процессами, происходящими  в сознании менеджера. Наиболее последовательно  эта позиция разрабатывалась  когнитивной школой, которая выбрала своей методологической основой когнитивную психологию и на этой основе пыталась проникнуть в сознание стратега.

Четыре последующие  школы пытаются преодолеть неопределенности, связанные с поведением индивида, и детерминистски проанализировать процесс стратегического управления. Так, представители школы обучения считали, что стратегия должна разрабатываться шаг за шагом по мере развития, самообучения организации.

Представители школы  власти рассматривали стратегию  как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и внешней средой. Согласно взглядам сторонников школы культуры, стратегия зависит от культуры организации, а процесс ее выработки является коллективным процессом.

Теоретики школы внешней среды полагают, что построение стратегии есть реактивный процесс и определяется как реакция на изменения во внешней среде. Школа, которая названа Г. Минцбергом и другими «школой конфигурации», представляет собой подход, который стремится объединить задачи всех предшествующих - процесс выработки стратегии, ее содержание, организационную структуру и ее окружение. Она опирается на принципы и методы организационного развития, выводя из них закономерности стратегических изменений: стратегия рассматривается как процесс трансформации.

Современное значение этих школ различается. Одни из них хорошо зарекомендовали себя и удерживают надежные позиции для анализа  деятельности компаний, принадлежащих  к «традиционным» отраслям, другие демонстрируют эффективность своей методологии во вновь развивающихся, инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для проектирования стратегических изменений в бесприбыльных организациях или организациях муниципального управления и т.д.

Поэтому вряд ли было бы продуктивно пытаться ранжировать школы и направления стратегического менеджмента по степени важности или эффективности в отрыве от реального контекста организационных проблем, в котором они возникли и который влияет на их развитие.

Важнее научиться применять  нужные и эффективные методы из всего арсенала методов, предоставляемого школами, для решения задач стратегического менеджмента, возникающих в конкретных организациях и в определенный момент времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией.

При этом эффективное  управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов.

Под этим могут подразумеваться  успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении  новых технологий производства.

Стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о  будущем организации, он позволяет:

● формулировать на рациональной основе возможные стратегии и определять, в какой мере подходит организации та или иная стратегия;

● находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать оптимальный из них;

● развивать умение ориентироваться в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий тех или иных решений;

● более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;

● понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;

● использовать методологию системного подхода в решении организационных проблем и на этой основе развивать более эффективное управление;

● связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов процессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;

Информация о работе Этапы развития методологии стратегического менеджмента