Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:58, реферат
Этическая сторона управленческих решений вызывает возросшее внимание общественности в последние годы. У людей существует мнение, что сегодня менеджеры подвергаются постоянно растущему давлению действовать незаконно или неэтично. Это мнение – результат огласки, которую получили так называемые преступления «белых воротничков», то есть на уровне высших эшелонов управления очень уважаемых компаний.
Введение 3 стр.
Понятие этики управления 6 стр.
Способы повышения этического уровня организации 10 стр.
Заключение 15 стр.
Список используемой литературы 16 стр.
Экономический факультет
Кафедра «Национальная экономика»
Доклад
по дисциплине «Менеджмент»
на тему: «Этические проблемы в управлении»
студентка экономического факультета, III курса, д/о
специальность "Финансы и кредит", группы
Проверила:
Преподаватель
Тирасполь 2012г.
Содержание
Введение 3 стр.
Заключение 15 стр.
Список используемой литературы 16 стр.
Введение
Утверждение, что фирме необходимо выполнять свои социальные обязательства для того, чтобы извлечь наибольшую выгоду для всех заинтересованных лиц, тесно связано с предположением, что в процессе достижения этой цели менеджер будет вести себя этично.
Сам термин
«этика» определяется как набор
или совокупность нравственных принципов,
которые управляют действиями человека
или группы людей. Основным компонентом
любой этической системы
Этическая сторона управленческих решений вызывает возросшее внимание общественности в последние годы. У людей существует мнение, что сегодня менеджеры подвергаются постоянно растущему давлению действовать незаконно или неэтично. Это мнение – результат огласки, которую получили так называемые преступления «белых воротничков», то есть на уровне высших эшелонов управления очень уважаемых компаний.
Согласно опросу, проведенному в США, 65% американцев считают, что общий уровень деловой этики упал за последние 10 лет. Когда же спрашивали, какие сомнительные виды деловой активности стали более часто применяться в последние годы, один из менеджеров сказал: «Взятки, подделка документов, неправильные финансовые отчеты, попытки манипулирования, ценовой сговор…».
Согласно другому опросу, 40% опрошенных менеджеров сказали, что их начальники просили их сделать то, что они считали неэтичным. В общем, общественность имеет довольно циничный взгляд на этические стандарты и нормы управления, то есть все знают, что менеджерам часто приходится поступаться нравственными нормами в своей деятельности, но никого это уже не шокирует, а некоторые считают это неизбежной частью бизнеса. Только 18% опрошенных оценили этические стандарты и ценности деловых людей высоко или очень высоко.
Этическое
принятие решений является очень
трудным не потому, что необходимо
отбросить все неэтичные
Сфера деятельности менеджера – организация, трудовой коллектив. Но организация – это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом ПМР), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета. Если вы нарушите нормы поведения в быту или в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.
Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Однако следует знать, что в морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. Это касается и норм делового поведения, бытующих в современной России. Несовпадение стандартов отечественной деловой культуры с мировыми наносит ощутимый ущерб репутации российского бизнесмена.
Даже закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти. Контроль соблюдения или несоблюдения этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Выход один – в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе.
И все
же в настоящее время в
Человек
должен сам осознавать общие принципы,
нормы и понятия добра и
зла, внутренне их принимать и
соответствующим образом
Именно поэтому в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценка), позволяющее человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.
1. Понятие этики управления.
Субъектом управления является руководитель, или менеджер (англ. manager - заведующий, директор, руководитель и т.д.). Его задачи по управлению компанией или фирмой можно свести к умению грамотно сочетать выполнение следующих функций:
Любому успешному менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать человеческий фактор в решении управленческих задач, и владеть негласными, но общепринятыми правилами этики. Этика включает набор принципов, позволяющих оценить поведение человека или группы людей как правильное или неправильное. Применительно к управлению это принципы нравственной оценки поведения менеджера по отношению к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти. Принципы, устанавливающие, что хорошо в поведении руководителя, а что – плохо, что может и должен он делать с точки зрения морали, а что не должен, даже если это и не нарушает закона. В отличие от нормативного поведения руководителя, регламентированного писаными законами и правилами, этические нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит успешность управления, а их нарушение способно нанести непоправимый ущерб организации. В качестве неэтичного менеджмента можно привести следующие достаточно распространенные явления:
- выбор
в качестве целей организации
заведомо аморальных
- неэтичные
методы достижения весьма
В ряде случаев этические нормы соответствуют нормативным, что облегчает их выполнение. Так обстоит дело, например, с соблюдением законов (законопослушание этично).
Аморальными и одновременно противоречащими закону являются: обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального ущерба, злоупотребление служебным положением, клевета, вымогательство, подделка документов, халатное отношение к работе, сознательное нарушение правил техники безопасности.
Прямой обязанностью менеджера является приобщение персонала организации (и прежде всего самого себя) к этическому поведению. Для этого должна планироваться и систематически проводиться работа по изучению этики менеджмента, нравственному воспитанию коллектива, контролю за соблюдением этических норм.1
Для проведения указанной работы в организации могут создаваться специальные комиссии по этике с соответствующими полномочиями. В некоторых организациях функции такой комиссии возлагаются на особое должностное лицо – адвоката по этике. О нем говорят, что он является как бы «этической совестью организации». Комиссии по этике создаются также при объединениях предпринимателей и менеджеров, общественных организациях, работающих в экономической сфере, и т. д. Роль этих комиссий весьма велика, а авторитет непререкаем. В состав комиссий входят наиболее уважаемые, авторитетные бизнесмены, менеджеры, адвокаты. Решение комиссии по этике, содержащее осуждение менеджера за неэтичное поведение, равносильно приговору, не подлежащему обжалованию. Оно способно навсегда подорвать деловую репутацию и поставить крест на карьере менеджера.
Американская исследовательница Лара Нэш в 1990 г. выпустила книгу с характерным названием «Долой благие намерения», в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте. Хотя некоторые прекрасные и выдающиеся деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в своей частной жизни, Нэш указывает на то, что динамика деловой жизни предписывает им иметь крепкие дополнительные моральные принципы помимо их собственного морального кодекса.
«Если человек
является владельцем компании, которая
не производит никакой продукции, не
нанимает никаких работников и не
производит никаких отходов, то даже
в этом случае такой человек не
должен забывать об основных моральных
стандартах. Любой руководитель часто
сталкивается с необходимостью принимать
такие решения, которые ставят перед
ним сложные этические
Именно поэтому изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых у различных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира Америки: