Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:43, контрольная работа
Целью является изучение эволюционного процесса развития теорий управления в ХХ веке. Основными задачами, поставленными для достижения цели, являются: ознакомление с теоретическими и практическими знаниями, накопленными человечеством в процессе эволюции; раскрытие сущности каждой из школ управления; изучение основных принципов школ управления; исследование взаимного влияния школ управления друг на друга; отслеживание влияния принципов теорий управления на развитие промышленных и общественных отношений в ХХ веке.
Введение
Глава 1. Основы зарождения менеджмента
1.1 Сущность понятия «менеджмент»
1.2 Управленческие революции
Глава 2. Развитие управленческой мысли в первой половине ХХ века
2.1 Принципы научной школы управления
2.2 Классическая теория управления
2.3 Концепция школы человеческих отношений
Глава 3. Эволюция теорий управления после Второй мировой войны
3.1 Теория «Х» и теория «Y»
3.2 Количественные школы управления
Заключение
Список использованной литературы
Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Системы делятся на открытые и закрытые. На открытые системы оказывают воздействие факторы внешней среды, закрытые системы относительно независимы от внешней среды. Теория социальных систем рассматривает организацию как открытую систему, как многофакторное и многоцелевое образование. Основные элементы системы: цели, задачи, структура, техника и технологии, люди.
Процессный подход впервые был предложен классической школой управления, которая сформулировала и описала содержание функций управления как не зависящие друг от друга. Школа науки управления рассматривает процессный подход, когда функции управления взаимосвязаны. Так, Мескон считал, что процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация и контроль, которые объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Для процессного подхода организация должна обладать следующими характеристиками. Во-первых, процессы названы и четко определены, отношения между процессами поняты в терминах границ, входов, выходов, начала и окончания, а также требований потребителей. Во-вторых, в такой организации каждый служащий понимает, в каком процессе он работает, какие цели у этого процесса, какой вклад этот служащий вносит в достижение целей и тем самым в успех всей компании. В-третьих, каждый процесс в организации, ориентированной на процессный подход, должен быть оснащен способами измерения его входов и выходов, позволяющими оценивать движение к цели процесса и компании. В-четвертых, процесс-ориентированная организация должна иметь механизмы, позволяющие систематически повышать эффективность и результативность процессов с использованием методов решения проблем, постоянного улучшения процессов и модернизации процессов. И, наконец, управление бизнесом в такой компании осуществляют через управление ее процессами.
Идея процессного подхода в том, что успешное управление деятельностью предприятия может быть реализовано посредством управления через процессы, а не через классические функциональные отделы. В организации необходимо установить принципы определения процессов и привязать их к существующей оргструктуре компании. Такой подход называют сегментированием, задача которого - функции, выполняемые в подразделениях, четко распределить по процессам. При выполнении сегментирования руководители структурных подразделений (владеющие ресурсами) фактически становятся еще и владельцами процессов, за которыми закрепляется ответственность за результативность и эффективность процесса.
Ситуационный подход, первое упоминание о котором было сделано еще в 20-е годы Фоллетт, открывшей закон ситуаций, непосредственно связан с системными и процессными подходами и расширяет их применение на практике. Его часто называют ситуационным мышлением об организационных проблемах и их решениях. Сущность ситуационного подхода заключается в определении понятия ситуация, под которым подразумевается конкретный набор обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Рассмотрение конкретной ситуации позволяет руководителю выбрать наилучший способ и метод достижения организацией максимальных результатов в данной ситуации. Ситуационный подход расширил взгляд на организацию как систему управления, подвергающуюся воздействию внешних и внутренних факторов. Количественная школа управления установила, что все факторы среды, влияющие на организацию, взаимозависимы и взаимосвязаны.
Ситуационные теории управления дают рекомендации относительного того, как следует управлять в конкретной ситуации. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, что добиться эффективного управления в конкретной ситуации. Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования предъявляет к организации конкретная ситуация. Во-вторых, необходимо выбрать такой подход к управлению, который наилучшим образом соответствует требованиям, выдвигаемым организации со стороны ситуации. В-третьих, управление должно создавать в организации потенциал и необходимую гибкость для перехода на новый уровень управления. В-четвертых, управлению необходимо провести изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.
Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно для организации, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие единых принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление - это искусство менеджеров понять ситуацию, исследовать её характеристики и выбрать соответствующее управление, и только потом следовать научным рекомендациям в области управления.
Таким образом, появление и развитие количественной школы управления характеризует новый этап в развитии управленческой мысли, так как на основе синтеза идей, выдвинутых предшествующими школами управления, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению, и была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство.
Заключение
Несмотря на всё историческое и содержательное многообразие подходов, концепций и школ менеджмента, все они представляют собой вариации сочетаний из трех основных способов управления людьми: создание отношений собственности и связанного с ними обмена товарами и услугами; построение организации; выработка системы ценностей.
Развитие теории управления в ХХ веке шло по пути накопления и развития знаний. И этот процесс носил эволюционный характер. Каждая последующая школа не отрицала учений предыдущих школ, но брала к себе в «копилку» лучшие знания, прошедшие через призму производственных и общественных отношений.
Если общественные отношения носили примитивный характер, то и управление выражалось в зачаточном или упрощенном виде. По мере того, как развивались и усложнялись общественные отношения, по мере становления и развития хозяйственной, производственной деятельности, усложнялось, структурировалось и содержательно обогащалось само управление.
Зарождение крупного промышленного производства, технологий, методов и процессов привело к возникновению научной школы управления. Дальнейшее усложнение технологических процессов и необходимость увеличения производительности труда привели к развитию административный, человеческой, количественной школ управления. Развитие теоретических знаний позволило повысить производительность труда и привело к резкому ускорению эволюционного развития всего человечества.
Таким образом, можно прямо говорить о том, во много благодаря эволюции теорий управления в ХХ веке человечество за сто последних лет сделало невиданный рывок в промышленном производстве. И этот процесс не останавливается ни на секунду, и все мы являемся свидетелями работы тех знаний, которые были заложены школами управлений в ХХ веке.
Список использованной литературы
1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. - СПб.: Издательство «Союз», 2011.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Экономистъ», 2008.
3. Ермаков В.В. Менеджмент организации: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010.
4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». - 2е изд., изм. и доп. - М.: Издательство «Норма», 2009.
5. Корицкий Э.Б. Развитие науки о менеджменте в России в 1900 - 1950-е гг.// Российский журнал менеджмента. 2005. Т.3. №1
6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособия для вузов.-5-е изд.-М.: Академический Проект: Трикста, 2008.
7. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Издательство «Изумруд», 2008.
8. Полукаров В.А. Основы менеджмента: Учебное пособие.- М.: Издательство «КноРус», 2009.
9. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкин и К», 2008.
10. Статья - Процессный подход
- Революция в управлении? - режим доступа
http://www.finexcons.ru/
11. Статья - История и эволюция
менеджмента - режим доступа http://ecouniver.com/economik-
Информация о работе Эволюционный процесс развития теорий управления в ХХ веке