Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 23:24, реферат
История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально-экономических отношений.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Школа научного менеджмента…………………………………………………. 4
Административная или функциональная школа управления (классическая школа)…………………………………………………………………………….. 6
Школа человеческих отношений и поведенческих наук……………………....8
Школа науки управления или количественный подход…………………...….10
Процессный подход…………………………………………………………….. 11
Системный подход……………………………………………………………... 12
Ситуационный подход…………………………………………………………. 14
Список литературы..………………………………………………………...…..15
В дальнейшем Л.
Гулик и Л. Урвик более чётко
разграничили и систематизировали
эти функции. Они сформулировали
принципы административного управления,
которые практически не изменились до
настоящего времени:
Планирование
– постановка подлежащих выполнению
задач и указание способов их решения
для достижения целей предприятия;
Организация –
создание формальной структуры для разделения
управленческих работ между подразделениями,
определения функций и координации их
деятельности по достижению конкретной
цели;
Комплектование
штата – подбор и подготовка кадров,
создание необходимых условий для
трудовой деятельности;
Руководство –
постоянная функция принятия решения
и их оформление;
Координация –
обеспечение согласованности в
работе всех подразделений предприятия,
образующих единое целое;
Отчётность –
обеспечение информацией
Составление бюджета
– составление финансовых планов
и контроль финансовой деятельности.
Наиболее важной частью управления А. Файол считал администрирование, которое основывается на 14 общих принципах: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направлений (целей), подчинённость личных интересов общим, вознаграждение персонала (оплата), оптимальная централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильность кадров, инициатива, корпоративный дух. Эти принципы наряду с производственно-техническими учитывают и некоторые человеческие факторы.
Главная заслуга
А. Файола , наряду с прочими, состоит
в том, что он впервые высказал
мысль о необходимости
Организация и
управление непосредственно
управление производственными системами (теория управления производством).
Интересен взгляд
А. Файола на организационное планирование.
Рассматривая его как общую функцию управления,
он отмечал трудности планирования в постоянно
меняющихся условиях рынка. План должен
вытекать не из возможного повторения
прошлого периода, а из представления
о неизбежных изменениях в будущем. Появляется
понятие «неопределённости», причём не
в смысле незнания, а как постоянная изменчивость
условий, поведения (в частности возникновение
новых связей), быстрая и гибкая переориентация
производства и сбыта. И с 70-80х годов полный
учёт и просчёт заранее, до мелочей становится
малореальным, поэтому задача руководителя
состоит в создании адаптивных, быстрореагирующих
управленческих механизмов, а менеджера
– в реализации ограниченных системных
подходов.
Школа
человеческих отношений
и поведенческих наук.
Школы научного
менеджмента и
Роль человека в организации, его способность к самоорганизации, повышению эффективности труда за счёт внесения в него творческого начала или в результате улучшения психологического климата в организации привлекли внимание социологов и менеджеров. Серьёзные исследования этой проблемы ведутся с начала 1930-х годов. Объектом исследования и организационных практических изысканий, экспериментов стало поведение человека в организации, «человеческие отношения». С этим направлением связаны имена американских учёных социологов М. П. Фоллет и Э. Мэйо.
Было установлено, что отношения между людьми в трудовых коллективах нередко больше способствовали росту эффективности труда, чем чёткая организация труда и материальные стимулы. Мотивами к высокоэффективному труду являются не столько экономические интересы, как считали представители предыдущих управленческих школ, а удовлетворённость работников своим трудом, в основе которой лежит социально-психологический климат в коллективе.
В работах М. Фоллет впервые рассматривались такие вопросы как власть и авторитет, их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении. Она изучала проблему конфликтов в коллективе, классифицируя их на доминирование, компромисс и интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций. Оригинально М. Фоллет определила управление как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц.
С 50-х годов
переросла в школу
Как показал К. Арджирис, усиление давления и контроля со стороны руководителей для повышения производительности труда подчинённых порождает конфликт в системе управления и работниками и не способствует предотвращению низкой производительности труда, прогулов, текучести кадров, потери интереса к работе. Наоборот, по мнению Р. Лайкерта, разрешению конфликтов способствуют конструктивные взаимоотношения между членами коллектива, опыт и навыки регулирования отношений в коллективе и высокая степень взаимного доверия в коллективе. Взаимное доверие, уважение, благоприятные отношения в коллективе создают хороший морально-психологический климат, оказывающий существенное влияние на мотивацию работников к высокоэффективному труду.
Школа поведенческих
наук сосредоточилась в основном
на методах налаживания
Школа
науки управления
или количественный
подход.
Развитие математики и вычислительной техники заложило основу нового направления в теории управления, получившего название «наука управления». В её основе лежит количественный подход, который предполагает использование научных методов анализа функционирования производственных систем и решения проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем. Сторонники данного направления, которое зародилось в период второй мировой войны, ставили перед собой задачу: с помощью количественных методов изучать операционные проблемы организации. Такой подход иногда называют операционным или исследованием операций. Исследование операций, по сути своей, это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. Существенный вклад в развитие этого подхода внесли К. Черчмен, Р. Акоф, Л. Берталанфи.
Применение данного подхода, по мнению его приверженцев, возможно при наличии четырёх условий:
проблемы управления настолько сложны, что менеджеры нуждаются в помощи при анализе большого количества переменных величин;
большое число факторов производства легче поддаются количественному анализу по средствам науки управления, причём экономические показатели используются в качестве ориентиров при принятии решений;
наука управления
характеризуется применением
сложность проблем управления и математического аппарата требует применение компьютеров для переработки и анализа больших объёмов информации.
После изучения ситуации и постановки той или иной проблемы управления группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации (ситуационную модель). Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность и представляет её абстрактно. Использование количественных методов и математических моделей нашло применение в связи с появлением и широким использованием компьютеров в сфере управления и развития информационных систем.
Эффективность
применения моделей зависит в
первую очередь от достоверности исходных
данных, ограничении в получении информации,
слабого применения на практике, чрезмерно
высокой стоимости.
Вклад этой школы в теорию управления состоит в следующем:
Углубление понимания
сложных проблем управления путём
разработки и применения моделей.
Развитие количественных
методов при решении
Указанные школы
заложили научный фундамент в
теорию управления, на основе которого
сформировались новые подходы, такие
как процессный подход, системный подход
и ситуационный подход. Современная идеология
и теория управления производственными
системами вобрала в себя важнейшие элементы
основных управленческих школ и подходов
к изучению проблем управления.
Процессный
подход.
Концепция процессного
подхода, рассматривающая управление
как непрерывную серию
Впервые процессный подход был предложен сторонниками административной (функциональной) школы управления, которые разработали функции управления. Однако они рассматривали эти функции как не зависимые друг от друга. В противоположность этому взгляду процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается не как единовременное действие, а как процесс, состоящий из серии непрерывных, взаимосвязанных действий. Каждое из этих действий само по себе является процессом. Их называют управленческими функциями.
Степень дробления процесса управления на функции у разных авторов зависит от принятого подхода к исследованию управления и существа решаемой задачи. Чаще всего указывают на следующие функции: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Общая характеристика процессного подхода основана на объединении важнейших видов управленческой деятельности в небольшое число функций, которые применимы ко всем организациям. Американский менеджмент делит процесс управления на четыре первичные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции управления объединены между собой связующими процессами коммуникации и принятия решений. Функция руководства (лидерства) рассматривается как самостоятельная сфера деятельности в управлении.
Посредством планирования устанавливаются единые цели и координируются усилия всех членов организации по достижению этих целей. При этом должна быть обеспечена непрерывность процесса планирования по двум причинам. Во-первых, по достижению определённых целей организация ставит перед собой новые цели и, во-вторых, из-за постоянной неопределённости будущего в силу изменений окружающей среды и возможных ошибок, допущенных при первоначальном определении целей.
Функция организации состоит в создании некой структуры для эффективного распределения задач между работниками, которая должна обеспечить реализацию стратегии предприятия по достижению поставленных целей и выполнение планов во взаимодействии с окружающей средой.
Функция мотивации
заключается в определении