Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 00:01, курсовая работа
Многие склонны считать менеджмент совсем молодой профессией, что, с одной стороны, правда. Как область профессиональной деятельности менеджмент за рубежом известен чуть больше века, а в России и того меньше – 25 лет. Но на самом деле управлением занимались еще в античности, а первые научные разработки и исследования по данной теме датируются XIX веком
Введение……………………….……………………………………………………..3
1. Возникновение, развитие и содержание различных школ управления ..….… 5
1.1 Генезис управленческой мысли в донаучный период…………………………………………….……….…………………………5
1.2 Школа научного управления…………………..…………………………8
1.3 Классическая (административная) школа в управлении…..………..…10
1.4 Школа психологии и человеческих отношений…………..……….…11
1.5 Школа науки управления (количественная школа)………….………13
2. Характеристика основных моделей менеджмента…………………………….16
2.1 Американская модель……………………….……………….………...…16
2.2 Японская модель …………………………………….………………...…17
2.3 Западноевропейская модель менеджмента………………………….….19
3. Особенности менеджмента в России…………………………………………...21
Заключение……………..…………………………………………………………...25
Список использованной литературы ………………………………………..........26
Система управления бизнесом на протяжении ХХ века неоднократно менялась. Россия оказалась вне этого процесса. Переход к рыночным отношениям объективно требует освоения тех приемов и методов управления, которые давно стали нормой на Западе.
Общепризнанно, что промышленные предприятия являются основой любой экономики. За годы перестройки отношение к ним неоднократно менялось. Первоначально их успех связывался с изменениями в макросреде. Предполагалось, что изменение отношений собственности, ликвидация распределительной системы и вертикали Госплан - министерство - предприятие заставят последних измениться и начать работать по рыночному. Однако этого не произошло.
Тогда акцент сместился в сторону малого бизнеса. Рыночность малых предприятий не подвергалась сомнению. Была сделана попытка, через изменение мезоуровня, революционизировать социалистических неповоротливых производителей. Но и этот вариант не был удачен. Внимание реформаторов вновь сосредоточилось на макроэкономических преобразованиях.
Жизнь доказывает, что одной либерализации внешней среды бизнеса недостаточно для отечественных предприятий, привыкших к опеке, нужно еще что-то, что заставило бы их не выживать, приспосабливаясь, а активно меняться и сознательно формировать свое будущее.
Для осуществления любых преобразований необходимо понимать, что желательно получить и в чем состоят недостатки того, что имеется. Только в этом случае можно разработать рациональную программу действий. Отечественный руководитель таким знанием не обладает. Более того, его видение управляемого объекта осуществляется не с рыночных позиций.
Главным критерием успешности управления предприятием в социалистической экономике была исполнительность (четкое выполнение указаний сверху), причем главным образом по количественным параметрам и календарным срокам. Ресурсы не принадлежали предприятию, они выделялись «сверху», и там же принимались решения относительно действий с ними (устанавливались нормы и сроки списания, санкционировалось обновление, контролировалось текущее использование). Поэтому реально осуществлялось управление производством, а не бизнесом (предприятием как потребителем ресурсов общества). По сути дела нарушался основной экономический закон – максимум результата с минимально возможными затратами.
Ни одно «рыночное» предприятие такого себе позволить не может. Более того, именно необходимость оптимизации затрат и укрепления своих позиций в меняющейся внешней среде являлось и является тем двигателем, который толкает к изменениям, к поиску все новых методов управления бизнесом.
Наступающий постиндустриальный этап знаменуется новым усложнением экономики и системы управления ею. Развертывание НТР, насыщение рынков и рост благосостояния общества усиливают давление на фирмы со стороны внешней среды: ужесточаются требования к качеству продуктов, выдвигаемые потребителями, появляются требования со стороны общества. Материальный капитал перестает быть основной ценностью, все большее значение придается человеческому фактору и его творческому потенциалу, растет самостоятельность исполнителей. Акцент смещается в сторону социальной составляющей. Система управления предприятиями требует модернизации: использования новых методов работы с человеческим ресурсом; наращивания своей адаптивности, своей способности к изменениям, инновациям.
Четвертый этап развития, начавшийся в 80-е годы, пока не имеет устоявшегося названия, но суть происходящих изменений вырисовывается достаточно ясно. Они связаны, во-первых, с широким использованием информационных технологий, а, во-вторых, с глобализацией экономики. Назовем его условно эпохой глобализации.
Рамки внешней среды становятся значительно шире, а предсказуемость изменений - меньше. Успешная работа бизнеса в этих условиях требует от менеджмента приобретения новых навыков. Решение этой проблемы связано во многом с тем, что пройденный путь развития дал необходимые навыки и научил не только считать прирост прибыли, но и жертвовать ей в определенном интервале времени для укрепления критерия выживания фирмы [13, c.69].
Таким образом, начало третьего тысячелетия ставит перед менеджментом развитых и постсоциалистических стран совершенно разные задачи. Для первых - это научиться выживать в условиях, когда будущее предсказать невозможно. Для вторых - овладеть накопленным опытом развитых стран и осуществить «догоняющее развитие». Понимая эту разницу, и следует действовать.
В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и другие.
2. Рыночная экономика требует
адекватной ей системы
3. Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.
Список использованной литературы
1. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента: учебник/ И.Т. Балабанов. - М.: НОРМА, 2005. – 313 с.
2. Бараненко, С.П. Основы менеджмента: Учебник / С.П. Бараненко, М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, А. Ю. Семенихин. - М.: Российская академия предпринимательства, 2012. - 292 с.
3. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 288 с.
4. Блинов, А. О. Основы менеджмента: учебник / А. О. Блинов, Х. Х. Кучмезов, А. Х. Кучмезов, Е. И. Шиповалов. - М.: ЭЛИТ, 2008. - 352 с.
5. Веснин, В.Р. Основы менеджмента : учебник / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2012. - 320 с.
6. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-e изд., стер. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 576 с.
7. Гуськов, Ю. В. Основы менеджмента: Учебное пособие / Ю. В. Гуськов. - М. : Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2010. - 264 с.
8. Димитриев, А. Д. Основы менеджмента: Учебник / А. Д. Димитриев, Е. Д. Амбросьева. - М. : Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2009. - 240 с.
9. Егоршин, А. П. Основы менеджмента: Учебник / А. П. Егоршин. - М. : НИМБ, 2012. - 320 с.
10. Колпаков, С. В. Основы менеджмента: учебник / С. В. Колпаков, М. В. Пономарев. - М. : КноРус, 2010. - 496 с.
11. Кравченко, А. И. История менеджмента: учебник / А. И. Кравченко. - М.: Академический проект, Трикста, 2009. - 560 с.
12. Коргова, М. А. История менеджмента: учебник / М. А. Коргова, А. М. Салогуб. - М.: Феникс, 2010. - 240 с.
13. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента : Учебник/ Н. Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2009. - 512 с.
14. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов / В.И. Кнорринг. - 3-e изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2009. - 544 с.
15. Лапыгин, Ю. Н. Теория менеджмента: учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин. - М.: Рид Групп, 2011. - 336 с.
16. Тихомирова, О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с.