Эволюция практики и теории кризис-менеджмента.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. Цель – изучить эволюцию практики и теории кризис-менеджмента.

Содержание работы

Введение
1 Концепции управления
2 Научные направления
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

кризис-мен .doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ……………….……………………………………………………3

1 Концепции  управления ………………………….……………………….4

2 Научные направления ….………………………………………………..10

Заключение ………………………………………………………………...13

Список использованных источников …………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление  как исторический процесс развивалось  с того момента, когда появилась  необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История  знает немало примеров рационального  управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли сколь либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в нач. XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. В последствии наука об управлении развивалась на как ряд последовательных, взаимосвязанных разделов теории, а как отдельное направление исследований по теории и практике управления. Эти самостоятельные направления в исследованиях формировали вокруг себе приверженцев и в конечном итоге получили название школ управления.

Цель – изучить эволюцию практики и теории кризис-менеджмента.

Задачи:

1. Изучить концепции управления

2. Представить научные направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Концепции  управления

 

Концепция научного управления. Сложились в основном 5 направлений:

  1. школа научного управления;
  2. школа административного управления;
  3. школа с позиции человеческих отношений и психологии человека;
  4. школа с позиции поведения человека в производстве;
  5. количественный подход.

Кроме того за последнее время сложились 3 научных подхода к исследованию науки и практики управления:

  1. системный;
  2. подход к управлению как к процессу;
  3. ситуационный подход.

Сущность и  содержание каждой концепции (школы) следующие:

Родоначальник - Тейлор. Он впервые сформулировал вывод о том, что работа по управлению это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников будет выполнять те работы, которые она лучше всего делает. Именно благодаря разработанной им концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Принципиальным в этой концепции является то, что Тейлор отказался от, так называемого, линейного управления, т.е. его выражению "от военного типа организации" и разработал альтернативную систему разделения труда между мастерами и бригадирами по функциям. Т.об. он впервые провозгласил необходимость разделения труда непосредственно в сфере управления. Этим была заложена основа функциональной организации управления. Однако в учении Тейлора было заложено ряд ошибок. Основной из них является то, что он полагал, что для достижения цели достаточно лишь создать экономическую заинтересованность для работника и делал упор на, так называемого, экономического человека, целью которого якобы является стремление в получении большей выгоды от своего труда. Вторая ошибка Тейлора заключается в том, что он полагался чрезмерно на подчинение человека воле управляющего в процессе труда [4, c. 76].

Ошибки Тейлора  исправил приверженец этой же школы  Эмерсон. Он разработал 12 принципов правильной организации управления труда:

  • наличие ясной цели,
  • здравый смысл в организации,
  • квалифицированный совет,
  • дисциплина,
  • честное поведение,
  • быстрая и систематическая проверка результатов,
  • порядок работы,
  • наличие и существование норм и образцов,
  • соответствующие условия работы,
  • разработанные и обоснованные методы деятельности,
  • точный и конкретный инструктаж работы,
  • система поощрения.

Заметную роль в развитии этой концепции сыграл Адамецкий. Его выводы базируются на практике работы в российских предприятиях начиная с 1903 года. Он сформулировал 4 основных закона организации труда:

  1. Закон возрастающего производства. Он впервые доказал, что с возрастанием объемов производства, издержки на единицу продукции снижаются, но до определенного момента, после которого они начинают возрастать вновь. По существу это современное понимание условий минимизации издержек производства.
  2. Специализация труда повышает его производительность (эффект специализации).
  3. Объединение разрозненных мелких органов управления в одну группу сокращают затраты на координацию производственной деятельности.
  4. Общие затраты меньше всего тогда, когда производительность каждой из входящих в единый орган единиц соответствует производительной мощности других кооперированных единиц. Этот закон называется "Закон гармонизации труда".

Концепция административного  управления (классическая школа управления). Анри Файоль основатель и "отец менеджмента". Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Они считали, что следуя этим принципам предприятие достигнет наивысших результатов. Заслуга Файоля заключается в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций. Другое направление этой школы касалось структуры организации. При этом организация рассматривалась как замкнутая система в отличии от концепции научного управления.

Внутри этой концепции зародились ряд моделей  управления. Одним из примеров такой  модели может служить, так называемая, идеальная бюрократическая модель Вебера. Основные характеристики модели:

  1. Вся деятельность по управлению расчленяется на элементарные простейшие операции, что предполагает строгое регламентирование функций, прав и обязанностей каждого из звеньев управления. Это создает условия для использования специалистов, профессионалов.
  2. Производственно-техническая система строится на принципах иерархии.
  3. Деятельность производственно-хозяйственных систем регулируется системой абстрактных правил, четкими стандартами, инструкциями, которые определяют ответственность каждого управленческого работника и создают предпосылки для единого подхода при решении производственной ситуации.
  4. Устранение личных эгоистических отношений в служебных делах.
  5. Работа основывается на соответствии работника занимаемой должности.

Анри Файоль также разработал 14 общеизвестных принципа управления:

  1. принцип разделения труда,
  2. принцип полномочия и ответственности, что означает право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая часть. Где даются полномочия там возникает ответственность,
  3. дисциплина - предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками,
  4. единоначалие - означает, что работник долен получать приказы только от одного начальника,
  5. подчиненность личных интересов общим,
  6. единство направления - означает, что каждая группа, действуя в рамках единой цели должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя,
  7. вознаграждения персонала,
  8. централизация,
  9. скалярная цель - означает, что это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях: от самой высокой должности вниз до самого низа по существу это иерархический ряд в структуре управления,
  10. порядок,
  11. справедливость,
  12. стабильность рабочего места для профессионала,
  13. инициатива,
  14. корпоративный дух.

Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений. Эта школа развивалась в нашем веке в 1930-1950 годах. Создатели концепции определили менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Из этой концепции зародилось определение управления как такового, а именно:

Управление - это  целенаправленное воздействие на коллективы людей или отдельных исполнителей на основе познанных и объективно действующих законов и закономерностей для достижения заранее поставленных целей. Данная формулировка заключает в себе ряд принципиальных положений, которые закрепляют понятийный аппарат рассматриваемой концепции. Эти особенности следующие:

  1. В процессе управления воздействие осуществляется на людей, а также через них на материально-вещественные элементы экономической и финансовой системы, а также на социальную систему.
  2. Под управленческим воздействием понимается только такое воздействие, которое лично обосновано, т.е. должен соблюдаться научный подход к управлению. Основой для этого должны быть избраны соответствующие объективные законы и закономерности.
  3. Данная концепция закрепляет целевой подход к управлению, а именно в управлении всегда должна быть поставлена цель, а все операции и процедуры по управлению должны быть направлены на реализацию этих целей [4, c. 8].

Основоположниками этой концепции считаются Мэри Фоллет и Мэлтон Мэйо. Они считали, что даже четко разработанные рабочие операции и высокая зарплата не всегда ведут к повышению производительности труда. Они считали, что силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми могут превзойти усилия руководителей при администрировании. Работники реагируют на давление со стороны своих коллег и близких по рабочей группе людей сильнее, чем на указания руководителей или материальные стимулы.

Концепция управления с позиции науки о поведении. Исследование таких отраслей как психология и социология. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений и формировалась в самостоятельное научное направление. Если первая (человеческих отношений) базировалась в основном на методах налаживания межличностных отношений, то вторая стремится оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук, а также построения управления организации. В самых общих чертах основной целью этой школы является повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Количественная  концепция. Основными направлениями и приемами данного подхода является исследование операций и моделей. Модель - это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность, а иногда представляет её абстрактно. После создания модели задается количественная оценка. Отличительными признаками является замена словесных рассуждений и описание некоторыми символами и количественными значениями. С появлением ЭВМ количественный метод находит самое большое применение. Экономико-математические модели стали обычным явлением в современном управлении во всех отраслях производства и бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Научные  направления

 

Кроме пяти перечисленных  концепций в настоящее время развиваются 3 самостоятельных, но взаимосвязанных научных направления. Это процессный подход, ситуационный подход и системный подход.

Процессный  подход. Был предложен впервые приверженцами школы административного управления. В своих научных трудах они пытались описать каждую функцию менеджера, однако из-за ошибки, которая заключалась в том, что они рассматривали каждую функцию отдельно, а не в единстве, они не могли создать стройной теории. Современная научная концепция предполагает рассматривать управление как непрерывный процесс, потому что это не единичное и не единовременное действие, а непрерывно повторяющиеся операции и процедуры, которые выполняют в определенной последовательности взаимосвязанные между собой и которые имеют свои специфические направления. По этой концепции подобные действия управленческих работников называются функциями. Каждая функция в свою очередь разбивается на более мелкие и представляет собой в конечном итоге серию взаимосвязанных функций. Изначально подразделение на функции обязано А.Файолю. Он выделил 5 функций:

  1. предсказывать и планировать;
  2. организовывать;
  3. распоряжаться;
  4. координировать;
  5. контролировать.

Другие авторы и сторонники этой концепции выделяют другие функции: распорядительство, мотивация  и руководство, коммуникацию, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров.

В современных  зарубежных учебниках по менеджменту  выделяются 4 функции:

  1. планирование;
  2. организация;
  3. контроль;
  4. мотивация.

Информация о работе Эволюция практики и теории кризис-менеджмента.