Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:35, реферат
Среди множества задач российского государства первостепенное значение имеет разработка эффективной системы кадровой работы. Ее актуальность и сложность определяют следующие обстоятельства:
- кадры, персонал являются творцами и производителями материальных и духовных ценностей, субъектами управления общественными процессами;
- многоаспектность кадровой проблемы, необходимость учета и использования для ее решения организационно-управленческих, социально-экономических, правовых, нравственных и психологических знаний и умений;
15
Государственная кадровая политика
Среди множества задач
российского государства
- кадры, персонал являются творцами и
производителями материальных и духовных
ценностей, субъектами управления общественными
процессами;
- многоаспектность кадровой проблемы,
необходимость учета и использования
для ее решения организационно-управленческих,
социально-экономических, правовых, нравственных
и психологических знаний и умений;
- необходимость применения новых подходов
в соответствии с обновлением всей политики
Российской Федерации, учета отечественного
и зарубежного опыта.
Государственная кадровая политика (ГКП)
заключается в определении стратегии
работы с кадрами на общегосударственном
уровне, целью которой является формирование,
развитие и рациональное использование
трудовых ресурсов страны.
Российская государственная кадровая
политика находится в стадии разработки,
формирования ее концепции, т.е. системы
взглядов на цели и принципы работы с кадрами.
Понятием "кадры" принято обозначать
основной (штатный) и квалифицированный
состав работников. В последние годы в
научной литературе и практике часто используется
более емкое понятие "персонал", которое
включает весь личный состав работающих.
Наряду с кадровыми работниками к персоналу
относятся временные, совместители, стажеры,
проходящие испытательный срок и другие
категории. На основе кадровой политики
строится кадровая работа, теория и практика
управления персоналом.
Кадровая политика разрабатывается и
реализуется на разных уровнях управления.
На федеральном (общегосударственном)
и региональном (субъектов Федерации)
уровне осуществляется государственная
кадровая политика. Через законодательство,
систему подготовки кадров, государственный
контроль она оказывает воздействие также
на кадровую политику муниципалитетов
и трудовых организаций. Таким образом,
государственной кадровой политике отводится
ведущая роль в системе управления трудовыми
ресурсами России.
Структура и
функции ГКП
В структуре ГКП выделяются следующие
основные компоненты:
- официально признанные цели, задачи и
принципы деятельности государства по
регулированию кадровых процессов и отношений;
- главные критерии оценки кадров;
- направления и формы совершенствования
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации персонала;
- формы и способы рационального использования
кадрового потенциала страны.
К числу важнейших социальных функций
ГКП относятся следующие:
- повышение эффективности государственного
управления и общественного производства;
- укрепление государственной целостности
и социально-политической стабильности
общества;
- вовлечение трудовых ресурсов в государственное
управление и местное самоуправление
в интересах государства, общества и человека.
Цели и приоритеты
ГКП
Государственная кадровая политика является
частью, определенной сферой социальной
политики, через которую она включается
в общий комплекс внутренней и внешней
политики Российской Федерации. Приоритеты
и цели ГКП определяются в зависимости
от государственного устройства, уровня
развития и состояния общества. Поскольку
и государственное устройство, и организация
российского общества находятся в стадии
реформирования, постольку приоритеты
и цели ГКП не приобрели пока достаточной
определенности и конкретности, высказываются,
в частности, различные взгляды на объем
и пределы государственного регулирования
кадровых процессов, на уровень централизации
государственной службы, на соотношение
платного и бесплатного обучения в системе
подготовки и переподготовки кадров.
Вместе с тем в процессе теоретической
и практической деятельности все более
отчетливо вырисовываются основные черты
ГКП, ее главные цели и приоритетные направления.
В концепции ГКП предусматриваются следующие
главные цели:
- обеспечение высокого профессионального
уровня управленческого и исполнительного
труда;
- эффективное использование интеллектуального
потенциала трудовых ресурсов страны;
- создание благоприятных условий для
развития и проявления способностей работников,
системы стимулирования профессионального
роста и служебного продвижения.
Приоритетными стратегическими направлениями
достижения указанных целей следует считать:
- обеспечение высококвалифицированными,
компетентными кадрами государственной
службы Российской Федерации;
- формирование системы обеспечения рыночной
экономики соответствующими кадрами специалистов
массовых профессий, предпринимателей,
менеджеров, фермеров и др.;
- реформу средней и высшей школы, специального
профессионального образования, в том
числе послевузовского, с учетом социальных
и экономических преобразований, требований
современного этапа научно-технического
прогресса и организации труда;
- обеспечение рациональной трудовой занятости
населения, предотвращение массовой безработицы,
особенно среди молодежи, уволенных в
запас военнослужащих и специалистов
ВПК;
- создание новой нормативно-правовой
и информационной базы кадровой работы
в целях научного обеспечения государственного
регулирования кадровых процессов.
В целом новая концепция государственной
кадровой политики направлена на укрепление
демократического правового государства
и социально ориентированной рыночной
экономики, на обеспечение конституционного
права граждан на свободу выбора места,
рода и времени своей трудовой деятельности.
Методы и источники
изучения государственной кадровой политики
и механизма ее реализации
Успешное изучение указанного предмета
как объекта научного исследования и как
учебной дисциплины предполагает использование
определенных методов, наиболее важными
из которых являются:
- признание диалектики общего, особенного
и единичного, в соответствии с которой
необходимо, прежде всего, уяснить суть
кадровой политики, ее социальную обусловленность,
а затем раскрыть механизмы ее реализации
в конкретных условиях;
- применение принципов объективности,
системности, историзма в описании и объяснении
кадровых процессов и отношений;
- творческий подход, предполагающий критическое
отношение к стереотипам прошлого, усвоение
ценного опыта в работе с кадрами, накопленного
в нашей стране и за рубежом, выявление
новых тенденций, изучение современных
технологий управления персоналом;
- активное использование методологии
структурно-функционального и статистического
анализа кадровых процессов, эмпирических
данных и теоретических выводов социологических
исследований.
Среди источников изучения данной дисциплины
наибольшую ценность имеют:
- законы и нормативные документы Российского
государства, прежде всего Конституция
Российской Федерации, федеральные законы,
указы Президента, постановления Правительства,
регламентирующие кадровую политику и
управление персоналом государственной
службы;
- нормативные акты субъектов Федерации,
относящиеся к кадровой работе;
- документы и материалы политических
партий и движений, выступления партийных
и политических лидеров.
В изучении проблематики данной дисциплины
необходимо использовать также научную
литературу, учебно-методические пособия,
словари, справочники, публикации СМИ.
Субъекты и объекты
государственной кадровой политики
В советский период кадровая политика
оставалась монополией КПСС. Возможности
других субъектов были сведены к минимуму.
В современных условиях происходит расширение
круга реальных участников разработки
и реализации ГКП, и она приобретает новое
качество - многосубъектность.
Субъектом ГКП принято называть активного
участника кадровых процессов, наделенного
правами и ответственностью, т.е. компетенцией
вырабатывать и осуществлять государственную
кадровую политику. Согласно Конституции
РФ первосубъектом ГКП является многонациональный
народ России, выступающий первоисточником
государственной власти. Свою роль он
выполняет как непосредственно, так и
опосредованно.
Непосредственное участие выражается
через референдумы, выборы высших, региональных
и муниципальных должностных лиц (Президента,
губернаторов, глав администраций муниципалитетов,
депутатов разных уровней). Опосредованное
участие реализуется через представительные
органы, конференции, учет общественного
мнения и другие демократические процедуры.
Важно отметить, что в последнем варианте
народ делегирует полномочия субъекта
кадровой политики своим представителям
- депутатам и делегатам.
Государство выступает главным субъектом
кадровой политики, формирующим ее стратегию,
основные принципы и цели. При этом должны
учитываться интересы народа, социальных
групп и слоев, права отдельного человека.
Эта сложная задача решается путем распределения
кадровых функций среди ветвей государственной
власти.
Так, Федеральное Собрание не только выражает
волю избирателей, но и придает кадровой
политике легитимный характер, закрепляя
законодательно ее основы и принципы,
контролируя в определенной мере ее осуществление.
Органы исполнительной власти участвуют
в выработке и реализации ГКП в целом и
в частности в многочисленных подчиненных
организациях и учреждениях, где трудятся
около 900 тысяч человек, что составляет
89% всего государственного аппарата. Следует
отметить, что в законодательных органах
Российской Федерации доля госслужащих
составляет лишь 1%.
Судебная власть и прокуратура призваны
контролировать соблюдение законности
в работе с кадрами, осуществлять правовую
и социальную защиту государственных
и муниципальных служащих, всех работников.
Таким образом, каждая ветвь власти выступает
в роли субъекта ГКП, наделенного определенными
функциями и полномочиями. Президент России
как всенародно избранный глава государства
призван:
- интегрировать волю народа и координировать
действия всех ветвей власти в сфере кадровой
политики;
- определять приоритеты, главные цели
и задачи ГКП, издавая соответствующие
указы, положения и другие документы;
- обеспечивать согласованное взаимодействие
и функционирование федеральных органов
власти;
- назначать работников на весьма широкий
круг должностей, в том числе министров
обороны, внутренних дел, иностранных
дел, руководителей Федеральной Службы
Безопасности.
В целях обеспечения вышеуказанных полномочий
Президента в его Администрации создано
Управление кадровой политики. Органом,
предназначенным для координации действий
всех ветвей государственной власти, является
Совет по кадровой политике при Президенте
РФ, в состав которого на паритетных началах
входят представители Президента, палат
Федерального Собрания, Правительства
РФ, высших органов судебной власти.
Статус субъектов ГКП имеют также органы
власти республик, краев и областей, на
которые возложены полномочия по реализации
целей и принципов федеральной кадровой
политики в регионе в процессе выработки
и реализации региональной кадровой политики,
отражающей специфические условия субъекта
Федерации.
Более или менее активное влияние оказывают
на ГКП политические партии, муниципальные
органы власти и их объединения (Союз российских
городов, Российский Союз местных властей
и др.), профессиональные союзы работников
различных отраслей, предпринимателей
и товаропроизводителей, финансовые группы
и банки.
Завершая краткий обзор субъектов ГКП,
следует обратить внимание на негативную
роль криминальных структур, которые проявляют
большую заинтересованность в проникновении
во власть. Используя значительные финансовые
ресурсы, богатый арсенал незаконных средств
и методов, они нередко устраняют неугодных
и неподкупных должностных лиц и стремятся
обеспечить продвижение своих ставленников
на ответственные должности в органах
государственной и муниципальной власти
и управления.
Многосубъектность ГКП, как, впрочем, любое
демократическое достижение, усложняет
процесс ее разработки и реализации, но
вместе с тем при надлежащей организации
обеспечивает более высокий уровень профессиональной
подготовки, отбора и продвижения кадров.
Объекты ГКП
К объектам ГКП относятся трудовые ресурсы
страны, отдельные группы и категории
населения, кадровые процессы и отношения,
на которые направлена деятельность субъектов
кадровой политики. Многообразие объектов
ГКП побуждает вводить определенное "разделение
труда" среди субъектов, включая в их
компетенцию соответствующие категории
кадров, процессы и отношения. Лишь государство
как главный субъект кадровой политики
в качестве объекта своего воздействия
имеет все кадры общества, все трудовые
ресурсы, многие кадровые процессы.
В соответствии с этим до 2000 г. предполагается
создать три общенациональные программы:
1) Развитие персонала.
2) Профессиональная ориентация и психологическая
поддержка населения.
3) Реформирование профессиональной школы
и разработка сети региональных программ
управления человеческими ресурсами.
В центре внимания и непосредственного
воздействия со стороны государства находятся
персонал государственной службы, кадры
аппарата органов власти, процессы и отношения,
складывающиеся в органах власти и управления.
Такое положение объясняется не только
сложностью и ответственностью государственной
службы вообще, но и особой ролью этого
института в разработке и реализации курса
реформ в нашем обществе, в интеграции
общества и его устойчивом развитии.
Следует также обратить внимание на расширяющуюся
практику привлечения в Россию трудовых
ресурсов из стран СНГ. Государственная
кадровая политика должна, учитывая это
обстоятельство, регламентировать их
статус и условия труда, а субъекты ГКП
осуществлять контроль за использованием
иностранной рабочей силы.
В современной России взаимодействие
субъектов и объектов кадровой политики
нельзя признать отработанным и удовлетворительным.
В социально-трудовой сфере возникают
острые конфликты, вызванные спадом производства,
ростом безработицы, задержками выплаты
заработной платы, отсутствием достаточно
четких критериев оценки труда и произволом
администрации.
Одним из важнейших показателей эффективности
ГКП является утверждение отношений социального
партнерства субъектов и объектов кадровой
политики на всех уровнях ее реализации.
Принципы современной
государственной кадровой политики
Кадровая политика, регулирование взаимодействия
ее субъектов и объектов должны строиться
на научной базе в соответствии с определенными
принципами, т.е. основными положениями
и правилами, регламентирующими работу
с персоналом. В отечественной и зарубежной
литературе излагаются различные классификации
принципов кадровой работы, что объясняется
как разнообразием условий содержания
трудовой деятельности разных категорий
работников, так и недостаточной определенностью,
разработанностью теории кадровой политики
в обновляющейся России.
Вместе с тем накопленный опыт изучения
принципиальных основ кадровой политики
позволяет вычленить:
- общие принципы, регулирующие кадровые
процессы в целом;
- специфические принципы, относящиеся
к отдельным сферам и отраслям профессиональной
деятельности;
- частные принципы, регулирующие функционирование
отдельных элементов кадрового процесса,
которые применяются в теории и практике
управления персоналом.
К общим принципам ГКП относятся: научность,
конкретно-исторический подход к изучению
кадровых процессов и принятию кадровых
решений, законность, демократизм, нравственность,
преемственность и сменяемость кадров.
Принципы ГКП
в сфере государственной службы РФ
Конкретизацию общих принципов кадровой
политики представляют собой специфические
принципы, которые целесообразно рассмотреть
в сфере государственной службы. К ним,
прежде всего, относится принцип подбора
кадров по профессиональным, деловым и
моральным качествам. Он предполагает
оценку и учет уровня общеобразовательной
подготовки, специальных знаний и практических
навыков в избранной сфере деятельности,
а также умение ставить конкретные цели,
находить оптимальные средства их достижения.
Не меньшую значимость имеют способности
организовать и участвовать в совместной
деятельности, вносить свой вклад в создание
благоприятного морально-психологического
климата в коллективе, в формирование
организационной культуры, соответствующей
целям государственной службы.
Принцип гласности придает кадровой работе
открытость, прозрачность, а принимаемым
решениям - обоснованность и ясность. Полнее
всего он реализуется в процедурах выборности,
конкурсного отбора, аттестации персонала
и других коллегиальных решениях. К сожалению,
действие данного принципа в настоящее
время ограничивается отстранением советов
трудовых коллективов, профсоюзных и других
общественных организаций от кадровой
работы в государственных, муниципальных
и частных фирмах.
Принцип законности в кадровой работе
предусматривает строгое соблюдение Конституции
РФ, четкое исполнение законов и других
правовых актов. Он также предполагает
добротную правовую подготовку государственных
служащих и управленческих кадров в отраслях
государственного, административного,
гражданского, трудового, хозяйственного,
уголовного права.
К принципам ГКП относится также равный
доступ граждан к государственной службе
в соответствии со способностями и профессиональной
подготовкой. Он означает недопустимость
дискриминации кандидатов на должности
государственной службы по полу, социальному
положению, вероисповеданию, а также по
партийной принадлежности. При этом, однако,
должен выполняться принцип внепартийности
государственной службы, отделения религиозных
объединений от государства, который предполагает
запрет на создание и деятельность в системе
госслужбы политических организаций и
религиозных объединений. Вне службы государственный
чиновник вправе участвовать в такого
рода организациях и объединениях, однако
его активность в них не должна быть высокой.
Функционирование и развитие государственной
службы невозможно без систематического
обновления кадров и преемственности
руководства. Однако этот принцип кадровой
политики способствует прогрессу при
том условии, что новые кадры превосходят
своих предшественников по уровню образования,
профессиональным качествам и творческим
способностям. К сожалению, это требование
выполняется далеко не всегда, свидетельством
чего является быстрый рост аппарата государственной
службы за счет значительного числа неподготовленных
и инертных людей. В этих условиях должны
активнее использоваться такие методы
управления персоналом, как ротация кадров,
кооптация, регулярная аттестация, профессиональная
переподготовка, отставка, принудительная
отставка, введение контрактной системы
найма, а также строгое соблюдение ст.
25 Федерального Закона "Об основах государственной
службы РФ", регламентирующей выход
на пенсию государственных служащих.
Принцип контроля и подотчетности кадров
в настоящее время реализуется крайне
редко, хотя потребность в нем резко возросла
в условиях экономического и политического
кризиса, роста коррумпированности и снижения
ответственности среди должностных лиц.
Злоупотребления в сфере владения госимуществом,
землей, природными ресурсами, приватизации
и регулирования арендных отношений, а
также во внешнеэкономической деятельности
приобрели угрожающие размеры. Отсутствие
эффективного контроля и обязательной
отчетности как в государственной сфере,
так и в сфере частного предпринимательства
привело страну на грань анархии и хаоса.
Вышеизложенные принципы кадровой политики
не исчерпывают основных правил и положений,
регулирующих работу с кадрами государственной
службы. Выработка новых положений должна
сочетаться с последовательной и повсеместной
реализацией указанных принципов, что
требует создания эффективного механизма
кадровой политики.
Механизм реализации
государственной кадровой политики
Научная концепция ГКП, включающая цели,
принципы и приоритетные направления
кадровой работы, является необходимой
теоретической предпосылкой, для успешной
реализации которой требуется создание
эффективного механизма, способного привести
в действие кадровый потенциал общества.
Механизм реализации ГКП - это система
кадровой деятельности, опирающаяся на
концепцию ГКП, которая включает законодательные
нормы, методические средства, организационные
и информационные ресурсы, необходимые
для осуществления кадровой политики.
В данном механизме целесообразно выделить
и рассмотреть несколько блоков обеспечения
кадровой работы:
- нормативно-правовой;
- организационный;
- научно-информационный;
- учебно-методический.
Механизм нормативно-правового
обеспечения ГКП
Разработка законодательной и нормативной
базы входит в компетенцию высших законодательных
и исполнительных органов. К этой работе
привлекаются научные учреждения - Российская
академия государственной службы, Академия
народного хозяйства и др. Принят Федеральный
Закон "Об основах государственной
службы Российской Федерации", утвержден
Реестр государственных должностей федеральных
государственных служащих. В субъектах
Федерации разработаны и приняты соответствующие
региональные законы и реестры.
Указами Президента РФ утверждено Положение
о федеральной государственной службе,
созданы Совет по кадровой политике при
Президенте РФ, Совет по вопросам государственной
службы при Президенте РФ. Ряд нормативных
актов по вопросам подготовки, переподготовки
и повышения квалификации госслужащих,
проведения их аттестации и конкурсного
отбора приняло Правительство РФ.
Однако правовое обеспечение кадровой
политики страдает определенными недостатками:
- одновременно действуют законы бывшего
СССР и нормативно-правовые акты Российской
Федерации;
- существуют противоречивые, а порой и
взаимоисключающие нормативные документы;
- наблюдается несоответствие законодательной
базы субъектов РФ федеральному законодательству.
Для устранения недостатков необходимо
провести ревизию массива нормативных
актов, отменить излишние и противоречащие
федеральным законам, указам Президента
и постановлениям Правительства. Помимо
этого, требуется корректировка типовых
и отраслевых норм численности персонала,
норм труда, обслуживания управления,
классификации должностей, должностных
инструкций и других документов в соответствии
с изменениями кадрового потенциала и
в связи с переходом на рыночные отношения.
Механизм организационного
обеспечения ГКП
Предполагается создание в структуре
органов власти и управления иерархии
субъектов, формирующих, координирующих
и контролирующих кадровую деятельность
на федеральном, региональном и местном
уровнях.
На федеральном уровне эти функции правомерно
возложить на Совет по кадровой политике
при Президенте РФ, Главное управление
по вопросам госслужбы и кадров Президента
РФ, а также на специальные комиссии (комитеты)
по обеспечению реализации ГКП на федеральном
и региональном уровнях. На муниципальном
уровне целесообразно создание служб
управления персоналом, кадровых управлений
и служб, определение их статуса, задач
и функций.
Организационное обеспечение реализации
ГКП включает также использование современных
отечественных и зарубежных технологий
работы с персоналом, усиление контроля
за деятельностью чиновников со стороны
конституционных органов власти всех
уровней и органов прямого народовластия.
Механизм научно-информационного
обеспечения ГКП
Разработка научной основы и категориального
аппарата ГКП должна опираться на систему
индикаторов (показателей) кадрового потенциала
страны, регионов, федеральных и региональных
структур, технологий прогнозирования
кадровых изменений. При этом необходимо
учитывать негативные демографические
тенденции сокращения численности населения,
средней продолжительности жизни, а также
социокультурный процесс снижения уровня
образованности населения с тем, чтобы
своевременно вырабатывать меры по их
корректировке.
Научно-информационное обеспечение ГКП
невозможно без улучшения статистического
учета и отчетности по составу кадров,
трудовых ресурсов, персоналу госслужбы.
Назрела необходимость создания единой
системы статистических показателей на
базе общепризнанных классификаторов
и стандартов, включающей формирование
систематической информации о кадровом
состоянии государственной службы РФ;
представление ежегодных, полугодовых
и ежеквартальных отчетов о кадровом движении
в государственной службе; создание банков
кадровой информации и ведение реестра
государственных служащих.
Механизм учебно-методического
обеспечения ГКП
Он должен включать все звенья подготовки
и переподготовки кадров, повышения их
квалификации. Роль основного учебно-методического
центра возложена Указом Президента РФ
на Российскую академию государственной
службы. Среди прочих перед ней поставлена
задача разработки образовательно-
Повышение квалификации государственных
служащих целесообразно проводить не
только в РАГС и региональных академиях
госслужбы, но и за рубежом, в учебных заведениях,
где накоплен ценный опыт по дифференцированному,
упреждающему обучению кадров.
Целесообразно значительно улучшить подготовку
специалистов для кадровых служб, разработать
специальные планы, программы и методические
средства, ввести в практику стажировку
работников кадровых служб в высших органах
государственной власти и управления.
Суммируя вышеизложенное, следует заключить,
что механизм реализации ГКП сможет успешно
действовать при наличии:
- научно-обоснованной концепции современной
государственной кадровой политики;
- законодательной, нормативной, организационной,
научно-информационной и учебно-методической
базы кадровой политики;
- органов и организаций, занимающихся
кадровой работой на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях, и специалистов
по управлению персоналом, способных реализовать
государственную кадровую политику.
Формирование кадровой политики
Начинается
с выявления потенциальных
На формирование и развитие кадровой политики
влияют внешние и внутренние факторы.
Факторы внешней среды — те, которые организация
как субъект управления не может изменить,
но должна учитывать для правильного определения
потребности в персонале и оптимальных
источников покрытия этой потребности.
К ним относятся:
• ситуация на рынке труда (демографические
факторы, политика в области образования,
взаимодействие с профсоюзами);
• тенденции экономического развития;
• научно-технический прогресс (характер
и содержание труда, который оказывает
влияние на потребности в тех или иных
специалистах, возможности переподготовки
персонала);
• нормативно-правовая среда (т.е. те «правила
игры», которые установлены государством;
трудовое законодательство, законодательство
в области охраны труда, занятости, социальные
гарантии и т.д.).
Факторы внутренней среды — это факторы,
которые поддаются управляющему воздействию
со стороны организации. К ним можно отнести:
• цели организации (на их основе формируется
кадровая политика);
• стиль управления (жестко централизована
или предпочитающая принцип децентрализации
— в зависимости от этого требуются разные
специалисты); финансовые ресурсы (от этого
зависит возможность организации финансировать
мероприятия по управлению персоналом);
• кадровый потенциал организации (связан
с оценкой возможностей работников организации,
с правильным распределением обязанностей
между ними, что является источником эффективной
и стабильной работы);
• стиль руководства (все они не в одинаковой
мере влияют на проведение определенной
кадровой политики).