Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:47, реферат
Кадровая политика организации - основа формирования стратегии управления персоналом
Под кадровой политикой государства правомерно понимать формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение научных принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствование форм и методов работы с персоналом в конкретных исторических условиях того или иного периода развития страны.
Кадровая политика организации – генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.
Кадровая политика организации - основа формирования стратегии управления персоналом
Под кадровой политикой государства правомерно понимать формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение научных принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствование форм и методов работы с персоналом в конкретных исторических условиях того или иного периода развития страны.
Кадровая политика организации
– генеральное направление
Кадровой политикой
Рис. 5. Основы кадровой политики организации
Кадровая политика основана на таких основополагающих понятиях как миссия и видение организации (рис. 5) и разрабатывается для реализации её стратегических целей (включая стратегические цели работы с персоналом) наряду с политиками в других областях, такими как, например, политика планирования, маркетинговая политика, клиентская политика, кредитная политика, финансовая политика и т. п. Серьёзное влияние на кадровую политику оказывает и корпоративная культура.
Пример стратегических целей работы с персоналом организации:
Пример стратегических целей работы с персоналом организации
С другой стороны, кадровая политика формируется на базе существующей корпоративной культуры организации таким образом, чтобы подкреплять и развивать её.
Кадровая политика любой организации состоит из типовых компонент, комбинируемых в различной пропорции. В данном пособии эти компоненты именуются областями работы с персоналом и их перечень приведен ниже.
• Учёт персонала и трудовые отношения.
• Управление составом персонала.
• Обучение персонала.
• Система мотивации.
• Оценка персонала.
• Организационное развитие.
• Корпоративная культура.
Все перечисленные области работы с персоналом реализуются на трёх уровнях: организация; подразделение; сотрудник.
На уровне организации принимаются наиболее важные решения, определяющие кадровую политику. Линейные руководители, непосредственно работающие с подчинёнными, реализуют кадровую политику организации на уровне подразделений. Каждый сотрудник является не только объектом, но и субъектом кадровой политики, т. е. может внести свой вклад в её реализацию, исходя из собственных интересов.
В таблице 4 приведен перечень
типовых подобластей кадровой политики
по уровням работы с персоналом и
их содержание. Более подробно содержание
каждой из областей будет рассмотрено
в соответствующих разделах данного
пособия. Здесь же отметим лишь, что
реализация кадровой политики должна
обеспечивать тесную связь документов
и технологий, разработанных на уровне
организации, с деятельностью каждого
подразделения и каждого
Таблица 4 Перечень типовых подобластей кадровой политики по уровням работы с персоналом и их содержание
Кадровая политика организации существенно зависит от целого ряда характеристик бизнеса, таких как его размер, отрасль и, конечно, стадия развития. В литературе принято рассматривать до 5–7 стадий жизненного цикла организации, однако в данном пособии для простоты рассмотрим три типовых этапа, характерных для большинства организаций:
• быстрый рост;
• стабилизация;
• кризис.
Первая из рассматриваемых стадий – быстрый рост – характерна для организаций, выходящих на рынок, а также для организаций, работающих на растущем рынке. Кроме того, подобная стадия может образоваться в жизни организации, руководство которой принимает энергичные меры к экспансии на рынке, даже если сам рынок и не растёт.
Организации, находящиеся
на данной стадии, для обеспечения
развития должны энергично набирать
персонал и мотивировать его на высокие
результаты, как правило, с помощью
высоких премий, увязанных с ростом
рыночных показателей организации.
Одновременно происходит достаточно быстрое
продвижение сотрудников, хорошо проявивших
себя в качестве исполнителей, на руководящие
должности. Быстрый набор персонала
имеет и побочное последствие
– достаточно большое количество
ошибок при наборе и, вследствие этого,
высокий уровень текучести
На этой стадии развития
организации редко уделяют
На этой стадии организация не получает сверхдоходов и вынуждена заботиться о повышении эффективности своей деятельности, в том числе, за счёт улучшения работы персонала. Как правило, компании начинают развивать внутреннее и внешнее обучение персонала, разрабатывать структуру, положения о подразделениях, описания должностей, вводить на этой основе регулярную оценку (аттестацию) персонала и систему окладов.
Ещё одной типичной стадией развития организации является кризис. Эта стадия может следовать как после стадии быстрого роста, так и после стабилизации. В условиях кризиса происходит падение всех маркетинговых и финансовых показателей компании. Если руководство организации надеется спасти её, оно принимает меры по сокращению персонала, упорядочению и сокращению окладов сотрудников. Как инструмент упорядочения окладов и сокращения штатов может применяться аттестация. В целях сохранения потенциала компании в ней может проводиться внутреннее обучение сотрудников смежным специальностям.
Рис. 6 иллюстрирует изменение соотношения используемых кадровых технологий в зависимости от стадии развития организации.
Таблица 5 Характеристика важнейших
принципов отдельных
Этапы проектирования кадровой политики организации: нормирование, программирование, мониторинг.
Таблица 6 Управление трудовыми ресурсами и занятостью персонала
Информация о работе Кадровая политика организации основа формирования стратегии