Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:46, реферат
Кадровые вопросы важны для любого предприятия. При неправильно подобранных кадрах, предприятие или организация не смогут эффективно работать. Результаты работы предприятия в значительной степени зависят от обеспеченности его рабочей силой и степенью эффективности ее использования. Для анализа, планирования, учета и управления персоналом все работники предприятия классифицируются по ряду признаков. В зависимости от участия в производственном процессе весь персонал предприятия делится на две категории: промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный. К промышленно-производственному персоналу относятся ра
1.Кадровые вопросы.
Кадровые вопросы важны для любого
предприятия. При неправильно подобранных
кадрах, предприятие или организация не
смогут эффективно работать. Результаты
работы предприятия в значительной степени
зависят от обеспеченности его рабочей
силой и степенью эффективности ее использования.
Для анализа, планирования, учета и управления
персоналом все работники предприятия
классифицируются по ряду признаков. В
зависимости от участия в производственном
процессе весь персонал предприятия делится
на две категории: промышленно-производственный
персонал (ППП) и непромышленный. К промышленно-производственному
персоналу относятся работники, которые
непосредственно связаны с производством
и его обслуживанием. К непромышленному
персоналу относятся работники, которые
непосредственно не связаны с производством
и его обслуживанием. В основном это работники
жилищно-коммунального хозяйства, детских
и врачебно-санитарных учреждений, принадлежащих
предприятию. В свою очередь, промышленно-производственный
персонал в зависимости от выполняемых
им функций классифицируется на следующие
категории: рабочие, руководители, специалисты,
служащие. К рабочим относятся работники
предприятия, непосредственно занятые
созданием материальных ценностей или
оказанием производственных и транспортных
услуг. Рабочие подразделяются на основных
и вспомогательных. К основным относятся
рабочие, которые непосредственно связаны
с производством продукции, к вспомогательным
– рабочие, которые обслуживают процесс
производства, хотя это деление очень
условное. К специалистам на
предприятии относятся: бухгалтеры,
экономисты, техники, механики, психологи,
социологи, художники, товароведы, технологи.
К служащим относятся: агенты по снабжению,
машинистки, секретари-машинистки, кассиры,
делопроизводители, экспедиторы и др.
Руководители бывают линейные и функциональные.
Линейные руководители – это руководители,
которые возглавляют коллективы производственных
подразделений, предприятий, объединений,
отраслей и их заместители; функциональные
– руководители, возглавляющие коллективы
функциональных служб (отделов, управлений)
и их заместители. По уровню, занимаемому
в общей системе управления народным хозяйством,
все руководители подразделяются на: руководители
низового звена, среднего звена и высшего
звена. На каждом предприятии должна разрабатываться
и осуществляться кадровая политика, которая
должна быть направлена на создание здорового
и работоспособного коллектива, повышение
уровня квалификации работников предприятия,
создание трудового коллектива, оптимального
по половой и возрастной структуре, а также
по уровню квалификации, создание высокопрофессионального
руководящего звена, способного гибко
реагировать на изменяющиеся обстоятельства.
Персонал любого предприятия постоянно
изменяется, движение работников характеризуется
показателями оборота кадров.
2.Кадровая
политика.
Управление активами и персоналом предприятия
– две неразделимые стороны управления
бизнесом. Кадровая политика предпринимателя
должна быть тесно связана с технической
и инвестиционной. Иначе неизбежны либо
неэффективное использование капиталовложений
(нет кадров, способных освоить новую технику),
либо утрата кадрового потенциала (способные
и квалифицированные люди не находят на
предприятии работу, соответствующую
их запросам).
Управление персоналом начинается с выработки кадровой
политики, учитывающей стратегические
цели фирмы и условия формирования рынка
3.Подбор
кадров.
Подбор кадров – изучение их пригодности
для выполнения функциональных обязанностей
и заключение с отобранными кандидатами
трудового договора. Этот процесс, включает
в себя профессиональную ориентацию молодежи
на основе профессиограмм и индивидуального
собеседования (в специальных центрах
при службах занятости или на крупных
предприятиях) и профессиональный отбор
с помощью анализа соответствующих документов,
тестов и испытаний (стажировки) на работе.
В современных условиях фирма обычно требует
от кандидатов ксерокопии паспорта, трудовой
книжки, документов об образовании, а также
резюме, отражающие основные этапы биографии,
образования и трудового стажа (служебной
карьеры) с пояснением характера выполнявшейся
работы, достигнутых успехов и места, на
которое кандидат претендует. Для управляющего
требуется личностная и деловая самохарактеристика,
с описанием основных черт характера,
оценкой состояния здоровья и деловых
планов.
Подбор кадров
включает три этапа:
· предварительный отбор кандидатур на
основании поданных документов;
· интервью с сотрудником отдела кадров
(психологом);
· собеседование с потенциальным руководителем
(бригадой).
В первую очередь набираются молодые,
энергичные, образованные и надежные люди,
заинтересованные в длительной, высокооплачиваемой
и интересной работе, готовые к интенсивному
труду и постоянному повышению квалификации.
Небольшие и средние фирмы прибегают к
помощи независимых центров оценки персонала
и кадрового маркетинга, которые прогнозируют
появление новых профессий, этапы их распространения,
определяют требования к кандидатам. До
15% рабочих с трудом осваивают профессии
из-за их несоответствия психофизическим
качествам и каждый третий из-за этого
уходит с работы.
Для повышения своих шансов на рынке труда
работник должен вести свой послужной
список, осваивать запасные профессии,
иностранные языки, быть готовым к смене
рабочего места. Прежде чем открыть свое
дело, следует накопить опыт в качестве
ученика, стажера, рядового работника,
управленца и т.д.труда.
4.Обучение кадров.
Обучение кадров включает: подг
В большинстве зарубежных фирм за обучение
кадров отвечает и в нем участвует непосредственный
руководитель. Все вновь принятые проходят
подготовку в учебном центре фирмы, где
пополняют знания и навыки, полученные
в техническом училище или колледже. При
сопоставимых сроках общего образования
профессиональное составляет у рабочих
2-3 года (в России в среднем – 1 год). На
заводах «Тоета» (Япония) рабочие ежегодно
повышают квалификацию на курсах. В результате
каждый из них может трудиться на любом
станке в цехе, контролировать качество,
в том числе на предшествующей операции,
несколько раз в смену менять рабочее
место. Рабочие вносят ежегодно в среднем
до 70 рациональных предложений, участвуют
вместе с мастером в нормировании труда.
5.Расстановка кадров.
Расстановка кадров – их рациональное
распределение по подразделениям и рабочим
местам с учетом интересов предприятия
и самого работника. Она основана на периодической
оценке (аттестации) каждого работника,
контроле за адаптацией новичков, выявлении
мотивов и причин текучести кадров, анализе
удовлетворенности трудом по категориям
персонала и подразделениям. Типовые схемы
ротации (перемещений) персонала предусматривают
не только вертикальное (на более высокую
должность), но и горизонтальное движение.
При этом новички обычно принимаются на
менее квалифицированную и престижную
работу, при успешном выполнении которой
получают право пройти обучение и занять
иное, требующее больших знаний и ответственности,
рабочее место.
Ряд корпораций при аттестации и расстановке
работников использует систему уровней,
представленных в виде двухзначного числа.
Первая цифра определяет тип выполняемой
работы и систему оплаты (управляющие,
специалисты, торговые агенты и т.д.), а
вторая – статус работника (независимо
от служебной категории), определяемый
ежегодно по пятибалльной системе непосредственным
руководителем (с согласия вышестоящего
менеджера и самого подчиненного).
В ходе аттестации сообщается не только
итоговая оценка, но и цели (приоритетные
направления) работы на следующий год,
рекомендации по повышению квалификации.
При этом рядовой сотрудник может иметь
более высокий статус в своей группе, чем
его руководитель и не уступать последнему
по уровню оплаты. Система уровней облегчает
передвижение на другую работу, содействует
сотрудничеству в коллективе.
6.Стимулирование
труда.
Стимулирование труда – установление
соответствия между качеством работы
и степенью удовлетворения материальных
и других социальных потребностей персонала.
Материальные стимулы включают в себя
следующие компоненты:
· оплата труда;
· участие в прибылях (процент от прибыли
по конкретным сделкам, разовые выплаты
по итогам работы за год и договорам подряда,
дивиденды и проценты по акциям и индивидуальным
паям);
· премирование за счет дополнительного
дохода от повышения эффективности производства
на данном участке (снижение трудоемкости,
повышение качества и увеличение выручки,
экономия материальных ресурсов и денежных
расходов);
· опцион на льготную покупку акций и других
материальных благ (с ограничением на
продажу и использование при увольнении);
· социальные льготы за счет фирмы.